5. 011 Николя Фламель, уникум

Виорэль Ломов
Великие меценаты и филантропы


5.011 Николя Фламель, уникум


Мы говорим Средневековье, подразумеваем — алхимия, говорим алхимия, подразумеваем — Средневековье. При этом вспоминаем Р. Бэкона, Р. Луллия, Парацельса. И, конечно же, Николя Фламеля, коим по сей день восхищаются почитатели Гарри Поттера и университетские профессора.

В статье о Фламеле в Википедии есть строка «Умершие в 1418 году», имеющая вроде как отношение к этому средневековому алхимику. Но перед этим сообщается, что «в 1818 г. по Парижу бродил человек, называвший себя Николасом Фламелем, который за 300 000 франков предлагал раскрыть все свои секреты». Что интересно, алхимика видели и до этого люди, ничуть не склонные к шуткам.

Уникум родился в 1330 г. в Понтуазе (ныне пригород Парижа) в бедной семье. После кончины родителей, давших ему приличное образование, Николя перебрался в Париж, где, поселившись в каморке, прилепившейся к контрфорсам церкви Сен-Жак-ла-Бушри, стал общественным писарем, а позднее нотариусом.

Писанием частных писем, составлением ходатайств, инвентарных описей, актов гражданского состояния, ведением счетов, переписыванием и иллюстрацией манускриптов Фламель заработал средства, достаточные для того, чтобы вести скромный образ жизни и обзавестись семьей — его избранницей стала «дважды вдова» Пернелле Лета.

Супруги построили дом и мастерскую, в которой работали многочисленные ученики и подмастерья, переписывавшие книги и копировавшие иллюстрации. Работники получали достойный заработок и состояли у хозяина на полном довольствии.

Все биографы Фламеля упоминают о «чудесном» сно-видении, посетившем Николя. Писарю явился ангел с редкостной книгой и предрек, что эта книга сыграет в его жизни судьбоносную роль.

И впрямь, спустя несколько лет, в 1357 г. Фламель по случаю приобрел за 2 флорина старинную «Книгу Иудея Авраама» с обложкой из мягкой кожи и выгравированными на ней странными письменами и рисунками, которые, как ни бился, он так и не смог расшифровать.

Сделав копии, писарь тщетно пытался найти среди ученых мужей Парижа дешифровщика, пока лиценциат медицины мэтр Ансельм не объяснил ему смысл рисунков, сводящийся к получению Философского камня за 6 лет. Устроив в подвале своего дома лабораторию, Фламель 21 год предавался алхимическим опытам, пока в 1378 г. не понял, что занимался не тем. Но книга уже не оставляла своего адепта, надо было как-то ее расшифровать!

Поскольку фолиант был на арамейском языке, а в Париже не было евреев (их изгнали из Франции в 1394 г.), и к тому же понять текст можно было только зная тайное учение евреев — каббалу, Николя решил совершить паломничество в Испанию к могиле св. апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела. (Апостол Иаков являлся святым покровителем христианских алхимиков). В Испании Фламель надеялся найти разъяснения у раввина какой-нибудь испанской синагоги.

В кастильском Леоне он случайно познакомился то ли с выкрестом, то ли с раввином мэтром Санчесом, который, увидев копию «Книги…», признал в ней древнееврейский манускрипт, тут же бросил все свои дела и подался с Фламелем в Париж. По пути наставник расшифровал писарю текст, многое прибавив от своей учености. Главное, что узнал Николя от мэтра, как производить трансмутацию металлов, т.е. получить Философский камень. Санчес же, не дойдя до Парижа, в Орлеане отдал Богу душу.

Потратив еще 3 года на алхимические опыты, Фламель (по его собственному признанию) осуществил 17 января 1382 г. трансмутацию в серебро, «гораздо более высокого качества, нежели то, что добывают в рудниках», а затем, 25 апреля того же года получил золото «более высокого качества, нежели обычное».

Как там было на самом деле — тайна не меньшая, чем сама алхимия, но писарь вдруг словно по мановению волшебной палочки стал сказочно богат.

До конца 1382 г. Фламель приобрел несколько участков земли и построил 30 зданий (в т.ч. и по собственным архитектурным проектам), что по тем временам мог позволить себе только непомерно богатый человек. Трудись Николя день и ночь всю свою жизнь, вряд ли он заработал бы и десятую часть такого состояния.

В старости Фламель стал называть себя философом, и тому были основания — он создал два ключевых труда по алхимии — «Краткое изложение философии» и «Книгу прачек». Также Фламелю приписывают еще «Иероглифические фигуры» и «Завещание».

После смерти жены Перенеллы, и, как говорят, замаливая свои оккультные грехи, Николя занялся меценатством. В 1407 г. Фламель построил дом (он сегодня считается самым древним зданием Парижа), в котором устроил приют для бедных странников. Вскоре для этих же целей он пожертвовал еще один дом, потом построил больницу…

Кроме того Фламель построил и восстановил несколько церковных сооружений Парижа (в то время это было чрезвычайно дорогостоящим деянием): церковь Сен-Жак-ла-Бушри, церковь Сент-Женевьев-дез-Ардан, старинную капеллу госпиталя Сен-Жерве, сооружения (в т.ч. оссуарий — костницу) на кладбище Невинных и т.д.

Всего благотворитель возвел к 1413 г. в Париже 14 больниц, 3 часовни и 7 церквей, а также привел в порядок прилегающие к ним кладбища. Столько же добрых дел совершил Николя и в Булони. «Пожертвования занесены в муниципальные документы, которым нет оснований не верить».

На каждом богоугодном здании по воле филантропа изображался молящийся Фламель (иногда с супругой), воспроизводились герметические знаки и символы «Книги…».

Многократно вкладывал Фламель деньги в развитие искусства, учредил несколько фондов. Говорят, «даже еще в 1742 г. в Париже раздавалась милостыня из оставленных Фламелем средств» (http://fantower.narod.ru/).

Ученые давно пришли к выводу, что противникам алхимии очень трудно предложить альтернативную версию мгновенного обогащения скромного писаря. Не выдерживают критики ни «честный труд», ни ростовщичество, ни мошеннические операции алхимика (что, по отзывам современников, и вовсе было невозможно).

Сохранились свидетельства, что монаршая чета (король Франции Карл VI Безумный и королева Изабо) заинтересовались огромными тратами подданного. Они направили к Фламелю налогового инспектора сира де Крамуази, дабы тот навел порядок. Но фискал не обнаружил золота в жилище алхимика и, получив от Николя в подарок порцию красноватого порошка (а может, и металл желтого цвета), доложил, что мэтр живет по средствам, а средства у него самые скромные, ибо даже ест он из глиняной посуды.

Это была чистая правда — «Николя не тратил на себя ни единого су из того, что приносил ему Философский камень. Он все отдавал людям».

В 1418 г. Николя Фламеля похоронили на кладбище церкви Сен-Жак-ла-Бушри. Поскольку у мэтра не было детей, все свое имущество он завещал этой церкви. На своем надгробном камне Николя завещал выбить надпись: «Я вышел из праха и возвращаюсь в прах. Направляю душу к тебе, Иисус Спаситель человечества, прощающий грехи».

Прошло 600 лет, но до сих пор последователи алхимика уверены, что Фламель и Перенелла не умерли, а инсценировали свои похороны и ныне, молодые и счастливые, обретаются то ли на Востоке, то ли на Западе. Есть сведения, что в настоящее время Николя «обитает в России». «Книгу…» же, принесшую Фламелю славу и богатство, спустя два века видели в руках кардинала Ришельё.

P.S. «Я видел во сне ангелов, спускающихся ко мне, спящему в поле, по небесной лестнице. Они даровали мне книгу, в которой содержится ключ к Деланью». (Н. Фламель).