Халява

Александр Ресин
   Для тех кто не жил в СССР сложно понять преимущества социализма, а их если вспоминать ,в нашей жизни было совсем немало.
 
 Так как  главным признаком  строящегося коммунизма, как утверждали классики  от Маркса до Ленина, было от каждого по способностям  и каждому по потребностям, то  и  народ  пытался  этим принципом воспользоваться.

 Уж как там  со способностями  не знаю ,но потребности каждый пытался  удовлетворить  всеми возможными способами, особенно на халяву. Государство  делало вид, что платит, а работники делали вид, что работали.
Хотя были, конечно, и исключения, кто - то действительно работал с удовольствием.
 
 Вот об этих наиболее  ярких проявлениях  халявы или по научному ,принципиальному признаку коммунизма  я  и хотел бы рассказать.

 Халява однажды  даже спасла мне  жизнь.

Возвращаясь из экспедиции  с Арала  наша машина встала посредине пустыни на  плато Устюрт и двигаться дальше отказалась.Положение было не из приятных ,так как дорог там нет, каждый едет куда душа пожелает,а машины в пустыне редкость. До ближайшего  населенного пункта сотни километров, жара за  50 градусов.

Никакой связи у нас естественно не было, в те годы даже рация была редкостью. Воды питьевой почти не было, а в канистре плескалась соленая вода из Арала, в которой плавали cтайкой пестициды и ядохимикаты. Куковали мы так несколько часов, не зная, что делать и спасались от жары и обезвоживания обмакивая тряпки в канистру и протирая  ими конечности .

На наше счастье ,вдруг на горизонте показалась облако пыли от приближающейся машины. Маленький Уазик геологов нас взять на буксир не мог, но они пообещали сообщить о нашем  положении в ближайший населенный пункт, откуда могли прислать за нами машину.
 
Через часа  четыре ,когда мы уже умирали от жары , грузовик появился, но  почему-то трос для буксировки они забыли. Очевидно, они были уверены  в  божьей помощи  Аллаха и трос в этом деле им  был совершенно не нужен.

К счастью в моем рюкзаке была веревка, которую мы использовали для ловли рыбы. Связав ее в несколько жгутов мы попробовали  буксировать .Машина сдвинулась, но через пару километров веревка  естественно порвалась и ее пришлось вязать заново. И вдруг на обочине мы увидели прекрасный металлически трос ,на котором можно хоть танк буксировать.
 
Ну, в какой стране мира вы можете получить такой трос на халяву, да еще когда тебе это очень нужно.

Следующий раз,  халява  помогла нам  на реке Кама, где мы работали. Из всех дефицитов ,больше всего не хватало бензина , который нужен был нам для лодочного мотора. Обычно мы выменивали его на  казенный  спирт у шоферов грузовиков на шоссе ,проходившего недалеко от нашей базы. Наш спирт очевидно был лучше чем местная самогонка, так что в один из дней нам был доверен секрет ,как добывать бензин на халяву.

Оказалось что всего паре километров от нас, в овраге протекал ручей ,состоящий наполовину из бензина.  Добравшись до оврага ,мы действительно обнаружили поток переливающийся всеми цветами радуги.

На вопрос о происхождении   бензина, нам показали на горизонте высокие танки нефтехранилища. Так что нового нефтяного месторождения там не было и бензиновый ручей был явно искуственного происхождения.Как  выяснилось,   однажды один из танков нефтехранилища проржавел, и никто этого не заметил.

Обнаружили это случайно, когда  капитан нефтеналивной  баржи, которая периодически привозила топливо в нефтехранилища  выкачав всю баржу, чей объем в несколько раз превышал объем танка нефтехранилища , так его и не заполнил. Бензин ушел в грунтовые воды и начал течь  ручьем по оврагу на радость всем окружающим. То что бензин попадал в реку особо никого не волновало ,река и так была сильно загрязнена и на пятна всех цветов радуги никто внимания не обращал.

Ну,  где же такое возможно как не при коммунизме.

Халява помогала так же советским специалистам переносить тяжелые будни заграничных командировок. Так  без халявы  мы, например ни за чтобы не выполнили правительственное задание во Вьетнаме, куда нас отправили помогать братскому вьетнамскому народу.

Главной проблемой для выхода в море для работы на островах ,оказался бензин для корабля  которым нас должны были снабжать вьетнамские товарищи, но почему то этого делать не желали. Добыть бензин мы решили сами, благо  в порт часто заходили советские суда. Так что  как только  один из кораблей с советским флагом на мачте  показался  в бухте  на рейде, мы  захватив  пару бутылок водки и  связки с бананами  прыгнули в  лодку и направились к кораблю. Подплыв  поближе и не обнаружив никаких трапов и открытых иллюминаторов ,мы принялись орать  размахивая бананами и бутылками. Наконец  высоко в небе над бортом показалась голова ,которая сказала обращаясь к кому то невидимому  сзади.

- Товарищ капитан, там какие- то туземцы с бананами приплыли. Чего делать то?

- Да пальни ты в них для острастки : услышали мы ответ .

Такой поворот событий нам не понравился и мы завопили, уже употребляя родные идиоматические выражении ,объясняя  ими, что мы сделаем с капитаном и всеми остальными если они начнут в нас стрелять. Услышав родной семиэтажный  мат ,капитан тоже выглянул за борт и вежливо поинтересовался, чего это нам нужно, и вообще кто мы такие. Оказалось ,что на рейд они встали совсем недавно, и еще на борту не было ни таможни ни пограничников, а вместо них подплыли мы. Поднявшись  на борт , мы вручили капитану  бананы и водку. Отказать просьбе соотечественникам  да  еще подкрепленной двумя бутылками водки капитан не мог .
- И сколько вам бензина  надо? Пару тонн  хватит?
На следующий день, мы вышли в море работать.

Привычка к халяве давала неограниченные возможности  нашим людям  и за границей.
 
В 80-х годах в Швеции владельцы супермаркетов обнаружили , что товары с  полок магазинов почему то испарялись  в неизвестном направлении. Установка видеокамер и увеличение охраны не помогло, товары продолжали пропадать.
Причину выяснили случайно. Оказалось ,что наши люди, которых в Швеции стало немало после падения железного занавеса , нашли халяву  в некоторых  особенностях  работы  шведских магазинов . В их супермаркетах внутри  располагались почтовые отделения, которыми  привыкшие к удобствам шведы пользовались для  того, чтобы купленные в магазине товары  не везти самому к себе на дальний хутор, а отправляли их  почтой. Наши сообразительные товарищи  из этой  процедуры этап покупки исключили и просто брали товар на полке и отправляли по почте в назначенный адрес. Работникам почты  спрашивать у клиента  оплачена ли эта покупка в голову не приходило.

Эти же умнейшие головы придумали и как отправлять письма бесплатно. Во всем мире ,если адрес указан неверно или человек наклеил недостаточно марок для оплаты, письмо возвращается отправителю. Наши люди и здесь не растерялись. На конверте на месте адреса отправителя писался адрес получателя, и соответственно на месте получателя писался адрес отправителя. Марка не наклеивалась вообще. Почта, получив неоплаченный конверт, естественно отправляла его обратно, как вы понимаете по адресу получателя.