Ушедшая натура

Сергей Бурлаченко
        Кинофильм «ИльфиПетров» снят режиссёром Романом Либеровым по заказу Первого канала в 2013 году, но был показан на первой кнопке только 16 января 2015 года. И время показа было не самое урочное, 23. 45 по Москве. Почему, спросит читатель? «Это не Рио-де-Жанейро!» - ответил бы Остап Бендер.

        Жанр картины представлен так: «документальный мультфильм». Глубоко задумавшись над значением этого семантического кадавра, можно сломать голову. Есть ли способ сделать из документа мультик или из мультика документ? Да что вы, скажут реалисты. Нельзя скрестить коня и трепетную лань! И чисто теоретически будут правы. В показанном Первым каналом кино нет артистов, интриги, сюжета и, наконец, катарсиса. Или фиги в кармане, которую наши кинохудожники предъявляют при каждом удобном случае. «ИльфиПетров» построен как соединение фотографий, сделанных Ильёй Ильфом, цитат из произведений и дневников Евгения  Петрова (Каверина) и его соавтора, акварельных коллажей Ирины Горячевой и минималистической музыки Кирилла Шевелёва. Но вдруг оказалось, что подобный синтез возможен и кино может получиться! Полноценных полтора часа экранного времени!   

        Так в чём же загадка этого артефакта?

        В том, что кинофильм насквозь литературоцентричен. Голоса актеров Сергея Маковецкого (Илья Ильф) и Игоря Золотовицкого (Евгений Петров) так «озвучивают» документы, дневниковые записи, прозу и публицистику писателей, что литература неожиданно для нас, привыкших к видеоагрессии: то есть к яркой картинке и громкому звуку - становится опять большим художественным явлением или, в контексте данной статьи, «ушедшей натурой», связь с которой мы нечаянно утратили и значение которой уже не кажется нам столь значительным. Режиссёр Р. Либеров просит нас не столько всматриваться, сколько вслушиваться в звучание снятого им кинофильма. Картинка в основном чёрно-белая и предельно элементарная: портреты родственников писателей и их детей, улицы городов, фасады зданий, памятники, пейзажи etc. Хотя и в этом чёрно-белом лаконизме есть своя тайна. Можно пропускать её мимо глаз, как, скажем, капли дождя, стекающие по оконному стеклу, а можно всмотреться и вдруг поразиться тому, что каждая водяная струйка непохожа по форме и энергетике на другую. Что в их прозрачном извиве тоже есть жизнь и она так же может быть интересна, как жизнь известного исторического героя.  Достаточно прислушаться к коротким «литературным» репликам героев фильма, взятых как цитаты из их произведений: «Мою маленькую комнату можно согреть дыханием. Словом, я дохну от жары как муха», - как приходит очевидность, и очень даже проблематичная. Мы утратили вкус к слову, причём, к слову, благодаря которому русская литература признана мировым бриллиантом. Тут мною имеется в виду сатирический и комедийный язык, созданный Николаем Гоголем, Михаилом Салтыковым-Щедриным, Михаилом Зощенко, Даниилом Хармсом, развитый Евгением Петровым и Ильёй Ильфом, а в наше время поддержанный Сергеем Довлатовым, Михаилом Жванецким и Виктором Пелевиным. Фильм возвращает нам ту реальность, без которой мир вокруг нас в нашем восприятии становится плоским и однообразным. Смеховая реальность украшает этот мир и нашу жизнь. Мы становимся не дурашливее, а умнее и даже мудрее. Хороший юмор убивает то, что порой не поддаётся силе ума или логике: тоску, отчаяние, подлость, обман, трусость. «ИльфиПетров» говорит нам о том, что и мы сами есть нечто другое, лучше, чем то, как мы себя представляем.

        Почему-то мне кажется, что показом этого непривычного фильма Первый канал в начале года как бы тихонечко, поздним вечером в будний день заявил, что наше ТВ в принципе согласно с известным героем фильма Марка Захарова, призывавшего нас улыбаться и помнить, что все большие глупости в этом мире делаются с серьёзным выражения лица. Что ж, давайте ещё раз перечитаем «12 стульев» и «Золотой телёнок», рассмеёмся и, поумнев, воскликнем: «Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»