Размышления о военной службе

Евдокия Морозова
Помнится, не в такие уж далёкие годы провожали девчонки своих ровесников на службу в армию.
Это было нормально и почётно. Родители попусту не суетились, пытаясь оградить своё чадо от воинской повинности, да и само чадо к тому не стремилось. Те ребята, кого медицинская комиссия не пропускала по здоровью, как бы даже теряли авторитет среди девчонок. Да, нам нужны были здоровые, сильные, смелые кавалеры. И уж, конечно, не изворотливые, симулирующие, всеми способами выставляющие напоказ свои недуги и дурные наклонности.

Служба в армии считалась делом чести.

Сейчас  всё перевернулось с ног на голову. Помню, как в начале «перестройки», на волне «демократии» новое, самое свободное от каких-либо обязанностей и ответственности перед людьми и отчизной периодическое издание шокировало смелостью заголовка очередной провоцирующей статьи: «Двенадцать способов откосить от армии».

Подавляющее большинство молодых людей в то время почему-то предпочитало именно эту газету. Возглавлял её поначалу  начинающий поэт, в дальнейшем – председатель  регионального отделения Союза писателей.

По-видимому, это и был первый клич против армии. Возможно, кто-то до сих пор хранит тот выпуск и поныне, учась сам и пропагандируя полученные «знания» среди соратников. Иначе как объяснить тот факт, что молодёжь призывного возраста табунами, простите, классами (курсами, факультетами, университетами) успешно косит от службы.

 Родители задолго до призыва сколачивают сбережения для откупа, готовят липовые справки о медицинской непригодности сыновей к службе. И никакие  напоминания иных, сознательных, родителей своим чадам известных истин типа «Береги, сынок, честь смолоду» или «Кто же нас, пожилых, защищать будет?» уже не помогают. Чадо готово отказаться и от чести, и от родителей, и махнуть подальше с глаз долой. Теперь модно косить, вот и косят. И девушки это приветствуют.

«А как же честь?» - спросит, возможно, обеспокоенный читатель. Во все времена и у всех народов понятие чести  было прежде всего. У нас она тоже, какая-никакая, но была. А теперь нет. Испарилась! Такими оказались ягодки нашей хвалёной «демократии», безудержной свободы слова и действий. Факт налицо, но в этом так трудно признаться.

Школьницы комплексуют по поводу своей девственности – девичья честь не в моде!

Парни готовы изувечить себя, лишь бы не опозориться: не угодить в армию.
Это ли не патология юного поколения. А наши депутаты и управленцы ещё дают какие-то оптимистические прогнозы!

Конечно, проблема здесь не только в моде и престижности – проблема шире и серьёзнее.
Но это уже разговор другого уровня.

                Апрель 2006 года