Наглядное пособие
Добросовестно подготовив домашние задания, младшая десятилетняя внучка Аленка принялась что-то разыскивать. Осмотрев все укромные уголки, наконец, обратилась к матери:
– Мама, ты не знаешь, где у нас дедушкина тросточка?
– Знаю. Я ей занавески на лоджии поправляю. Очень удобная палочка. А зачем она тебе?
– Нам в школе задание дали: сочинить оригинальный устный рассказ о событиях, произошедших с нами летом на даче. Евгения Павловна уточнила, чтобы рассказ был с «прямой речью» и хорошо бы приложить к нему наглядное пособие. Мы с девочками распределились, кто, о чем будет рассказывать: кто про выращенные цветы, кто про огурцы, про морковку, лук, кабачки разные. Мне досталась тыква. Но я решила рассказать про дедушкину тросточку. Тыкву для пособия тяжело в школу нести. А с тросточкой – и рассказ, и наглядное пособие у меня будут более оригинальными.
– Расскажи тогда и нам с папой про эти события с тросточкой, послушаем.
– Мама, ты сначала тросточку помоги отыскать.
Тросточку мать принесла и Аленка, внимательно осмотрев ее и, покрутив в руках, начала свой рассказ:
– Летом, когда вы с папой работали, а мы с сестренкой Лерой на каникулах жили у бабушки Веры и дедушки Гены, часто выезжали на дачу. Главное – ехать не далеко. Пятнадцать минут – и там! Если дождь пойдет – можно и обратно приехать.
Однажды дедушка целый день ремонтировал крышу. Мы ему помогали. Подавали гвозди, молоток, железные полоски. После работы на крыше у дедушки заболела нога. Пришлось вернуться домой, в город.
А огурцы и помидоры поливать надо. Через два дня дедушка снова привез нас на дачу. Мы с бабушкой поливали и пололи грядки, а дедушка выпилил в ивовых кустах себе палочку. На палочке он вырезал всякие красивые колечки, кубики, квадратики, разные изогнутые полосочки и сказал, что теперь будет у него красивая тросточка.
Дедушка истопил баньку, попарился. Прихрамывая, он прошелся с новой тросточкой по лужайке перед домиком. В это время из своей баньки, утираясь полотенцем, вышел разрумянившийся сосед – дедушка Юра.
– Чего Гена хромаешь? – крикнул он.
Дедушка Гена, немного подумав, в ответ запел:
Железный шлем, деревянный костыль
Король с войны возвращался домой
Солдаты пели, глотая пыль
И пел вместе с ними Король хромой.
А затем вместе с дедушкой Юрой они такой смешной припев пели со словами:
Тирьям, тирьям! Трям! Трям!
Мы с сестренкой от смеха катались по лужайке. Да и было от чего – дедушка Гена назвал себя хромым королем. Два дедушки присели на скамеечку под березой, говорили о погоде, об урожае, пили лимонад из разных бутылок и пели всякие интересные песни. А когда они перепутали слова из разных двух песен, я снова рассмеялась и кричу им:
– Дедушка Гена и дедушка Юра, вы две разные песни перепутали.
– Неужели? – удивился дедушка Гена.
– Не может быть! – воскликнул дедушка Юра.
Бабушка Вера, подойдя к нам, заключила:
– Если два дедушки после бани песни запели, значит, мы остаемся сегодня ночевать здесь, на даче.
– Ура! – радостно кричали мы с сестренкой.
Потом мы с бабушкой мылись в теплой, светлой, красивой баньке и все вместе пили чай из самовара, в котором вода греется углями. Бабушка говорила, что из такого самовара чай самый вкусный получается.
Нога у дедушки вскоре вылечилась, и я попросила у него эту тросточку. Просто так. Играть. Видишь, какая нужная вещица – она и тебе пригодилась, и у меня завтра в школе будет самое необычное и самое красивое наглядное пособие. И «прямая речь» с песнями, каких никто в нашем классе не знает!
Вечером за ужином Аленка рассказала о том, что ее рассказ и наглядное пособие Евгения Павловна оценила на пятерку с плюсом. Высшая оценка в классе! Попросила оставить эту тросточку в школьном музее народного творчества.
– А как же дедушка будет без тросточки? – поинтересовался папа.
– С тросточкой дедушке еще рано ходить. И прежде, чем такие вопросы задавать, я бы лучше пожелала, чтобы ноги у дедушки никогда не болели! А тросточке – место в музее! Пусть она лучше будет наглядным пособием!