Карлос Фуэнтес - Спокойная совесть

Анонимный Аноним Анонимович
Объект теперешней критической статьи один из самых больших и почитаемых писателей в Мексике да и пожалуй мировой литературе - произведение Карлоса Фуентеса - Спокойная Совесть.

Ведущая сила его творчества — активное страстное отношение к жизни, которое сделало писателя одним из выдающихся мастеров реализма в современной литературе Латинской Америки.
Писатель - Мексиканец и одна из особенностей этого народа -колорит, ведь мексиканцы как никто на планете любят быть оригинальными и ни на кого не похожими.

Потому что если в рыцарских произведениях важна философия, в популярных - какая-нибудь идея или фишка.
В классике важно все. Все детали и все тонкости.
Благо, произведение довольно-таки короткое, тем и реально его "завоевать"

Писать критическую статью про высокохудожественное произведение более тяжелое занятие, к которому требуется более профессиональный подход и не знаю так ли хорошо получиться ли у меня сработаться описывая это произведение

Одно знаю точно, то с чего всегда начинается очень сильное и качественное литературное классическое произведение -это описание атмосферы и обстановки помещения.
Это произведение как раз образцово подтверждает данную тенденцию классической литературы.

1 Проникновенность в атмосферу  довольно кратко по объему но оч притягивающе описывает внутреннее и внешнее убранство дома -4 балкона, залы и спальни, портьеры, гостинная. Комнаты освещает свет.
Все это западает в душу, как-то становится "по -своему, по родному". Сарай, Прихожая, Гербы города, все благоприятно влияет на воображение, так что, пожалуй, настолько тепло написано, что и самому хочется "погулять"  и насладиться жизнью там где-нибудь на месте героев.
Мексика всегда была сильной страной по части блестящей жизни, о чем и в этом произведении будет упомянуто и подтверждено.

2 глава начинается с еще более свойственным классике вещам - в ней описывается происхождение семьи.

Семья произошла из центрального мексиканского штата на тот момент, давшего множество политиков стране -Гуанхуато. С сильным религиозным воспитанием католицизму (иезуитическое). Так, страна в нынешнем 21 веке известна сравнительно небольшими налогами и хорошими условиями для бизнесса, отвлекся то в целях сказать - семья главного героя заняла высокое положение в городе благодаря решению губернатора, который разрешил как раз-таки торговать сукном главе семьи  Ихинио Себальос . Он был не новичок в этом деле, ведь уже работал приказчиком у торговца сукном и продолжил этим заниматься.
Секретарь губернатора женился на его дочери,  благодаря чему торговая лавка была перенесена из неблагополучного района на солнечное и почетное место против величественного храма св. Диего.

Интриги, смерти, многосложные сюжетные линии и перепитии - все можно встретить в этом произведении и все оценить, но прежде всего,  решил подробно обратить на него взор в связи с личностью центрального персонажа - Хайме.
Начальное обучение Хайме проходило в семье Оливерос, куда — вначале из-за гонений на религию, а затем под предлогом, что в школах дают социалистическое воспитание, — посылали детей из благочестивых и обеспеченных семейств.
Самое интересное, что ребенком он был послушным, мирящимся со своим положением.
Он строго выполнял религиозные предписания, за что его особенно хвалили.

Сестра его отца очень серьезно руководила его воспитанием,  читая ему молитвы и рассказы о святых, он с 7 лет получил первое причастие и в 11 лет имел намерение стать священником.
Мальчика там хвалили не столько за прилежание в науках, сколько за строгое соблюдение религиозных предписаний

Однако, конечно, в его жизни были люди, которые оказали на него влияние, которое потом и определит его решительный характер.
Дядя. Крайне несогласный со смиренным и кротким нравом мальчика, решил построить ез него конструкцию на свой лад. Сначала он позвал мальчика на спорт,
Минуты мальчика наедине с атмосферой площади, показывают его влюбленность в жизнь.

Он смотрит на красивых женщин-торговок, нежно инстинктивно проникается колоритной атмосферой свободы и размеренного течения жизни.
Уже тогда показывается, что в его мыслях увлеченность свободы и осознанное любопытство к чувственности как цель начинает перевешивать официальные систему правил и порядков окружающих его людей. И в дальнейшем, жизнь от этих порядков его отделит.

В нынешней Мексике никогда неясно, откуда ожидать неприятностей, но они часто появляются во вроде бы спокойной стране. Так случилось и с мальчиком.
Внезапно, на него напал бандит и закрыл ему рот руками, потребовав еду. Он доверился мальчику, а мальчик приносил ему едой но... внезапно его арестовали.



Год спустя Дядя стал рушить только начинающуюся жизнь мальчика Дальше со стороны окружающих людей начнется преломление свободы мальчика что-либо делать и свободолюбиво мыслить. Начинается гнет,  тирания, давление со всех сторон.
Он запретил мальчику дружить с мальчиком- бедняком, однако, они все равно дружили и тот передавал ему читать книги, например, "Красное и Черное" .
После этого, мальчик справедливо начал препятствовать словам дяди и кстати, не ошибался в отношении своего "наставника", поскольку тот в конце еще и явно окажется прескверным человеком. Он-то ждал доброты, любви, человеческого чувства.

В результате, его гневно выгнали из-за стола.
В прочем то что дядя готовил племенника к пожестевшей жизни, не прошло даром. Он пошел искать себе работу, благо, друг готов был ему помочь.
 Друг таскал его с собой по кабакам, и один раз обрадовался, что их друг с другом перепутали.

И там в Кабаке он пересекся с одной женщиной, которую прозвали "Аристократка".
Ее так прозвали за то, что она все время рассказывала, как одно время жила в самом богатом доме и она говорила  в стиле святой, как женщина, которая "приходит спасть грешников"

Дядя стал все более жестоко его избивать, за то, что мальчик по вполне понятной причине изменился... Он теперь с позиции богатого, только "дерзил" и уже не вразумлялся словам "об исповеди, причастии, целомудренной жизни".
Разговор со священником - то в чем действительно проявляет себя мальчик и то в чем проявляется смысл всего произведения.

Он в этом разговоре являет себя человеком избавленным от страхов суеверий и предрассудков. И человеком, который видит правду и идет в жизни только для нее одной.

Более того. Он говорит. Что каждый сам должен нести свои грехи за себя.
И в конце понимает то, что в церкви нет Христа... В церкви есть родственники, люди,  но нет дороги к Христу. Его близкие люди не ходят в Церковь за Христом.

"Падре, — говорил приглушенный объятием голос, — неужели мы не можем быть такими, как он желал? Неужели не можем простить людям их злые дела, взять, как он взял на себя, грехи и страдания их всех и вместить в своем сердце? Почему сами вы не следуете ему во всем? Почему все мы не приносим себя в жертву, как сделал он, не живем в бедности и унижении?"

Не успел вначале написать, что у мальчика был отец, Который им не занимался, и особо не мог, но иногда навещал мальчика. К концу книги он очень сильно заболел и едва мог передвигаться по лестнице. И отец иногда говорил о матери мальчика... Он всегда думал... Что она его любила, но под давлением родственников, он так и не решился позволить себе быть с ней... Зря или ни зря он так сделал, ведь возможно что она и не была особенно грешной, а была святой....

И после смерти отца, тот самый друг Хуан Мануэль открыл ему тайну.

Он давно знал, что Аристократка - это мать Хайме. Она всегда говорила это в кабаке.

И когда с другом они пошли в кабак,  он увидел там... потного и захмеленного дядю.


И после этого.. он вдруг перестал быть таким гордым и сильным.


 Он ясно и твердо решил и захотел стать другим человеком, которому по-настоящему близки его родные люди.

"Нет, Хайме больше никогда его ни в чем не упрекнет. Он примет дядю таким, каков тот есть, лицемерным, немощным, фарисействующим, со всеми человеческими слабостями."

Ведь он даже когда-то избил себя хлыстом до крови, отчего заболел, и этот поступок был строго раскритикован священником.

Его тянуло в кабаки, он любил проводить жизнь с такими бедняками, как он сам, но словно от матери ему передалась такая способность в смуте ненависти и мрака все же любить людей...

Итак, его друг вскоре уехал в профсоюз.Он понял, что для нет дороги быть простым бедным человеком, он понял, что у него есть только одна дорога - любить тех людей, которые его воспитали и все-таки что ему так никогда и не стать по-настоящему бедным.

"У меня не хватило мужества. Я не смог стать тем, кем хотел. Я не смог стать христианином. Потерпев крах, я не могу оставаться один, не выдержу этого, мне надо на что-то опереться. А другой опоры у меня нет, только они, дядя и тетя, и жизнь, которую они мне уготовили, жизнь, которую я унаследовал от всех моих предков. Да, я должен подчиниться, чтобы не впасть в отчаяние. Прости, Эсекиель, прости, Аделина, прости, Хуан Мануэль»."

Он увидел для себя, что Христос не в бунтарях, не в грешниках и не в униженных, отверженных и покинутых, а что он и вправду в том чем его так настойчиво учили - в порядочных людях, людях с хорошей репутацией.

 "Он направился обратно в дом предков. Каменный особняк семьи Себальосов раскрыл двери своей просторной прихожей навстречу Хайме."