Следствие ведет НКВД. Ч-4. Приказ Ежова

Владимир Пузиков
ЧАСТЬ 4. ПРИКАЗ ЕЖОВА

1935-й год для руководителей Благодарненского района Н. Я. Лобакина и К. И. Крутько прошел в хлопотах по организации отделов и управлений, подбору кадров, налаживанию работы партийных, советских и общественных организаций.

1936-й год осложнился жесточайшей засухой, приведшей к недобору продовольственного и фуражного зерна, кормов, голоду населения, как следствие, недовольству со стороны отдельных категорий граждан на действия органов советской власти, ее политические кампании.

Однако краевая власть показывала видимость активных преобразований, проводила очередную административную реформу. В марте 1937 года Северо-Кавказский край переименовали в Орджоникидзовский, а с 26 мая центр края из города Пятигорска переносился в город Ворошиловск (Ставрополь).

Во второй половине 1937 года деятельность местных партийных, советских и хозяйственных органов была парализована проведением органами НКВД мероприятий по выполнению Оперативного Приказа № 00447 Народного Комиссариата Внутренних Дел СССР от 30 июля 1937 года «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».

Приказ обосновывал необходимость репрессий: «Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений. Остались почти нетронутыми в деревне значительные кадры антисоветских политических партий (эсеров, грузмеков, дашнаков, муссаватистов, иттихадистов и др.), а также кадры бывших активных участников бандитских восстаний, белых, карателей, репатриантов и т.п. Часть перечисленных выше элементов, уйдя из деревни в города, проникла на предприятия промышленности, транспорт и на строительства.

Кроме того, в деревне и городе до сих пор еще гнездятся значительные кадры уголовных преступников – скотоконокрадов, воров-рецидивистов, грабителей и др., отбывших наказание, бежавших из мест заключения и скрывающихся от репрессий. Недостаточность борьбы с этими уголовными контингентами создала для них условия безнаказанности, способствующие их преступной деятельности. Как установлено, все эти антисоветские элементы являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых областях промышленности.

Перед органами государственной безопасности стоит задача – самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства».
Приказом, подписанным секретарем ЦК ВКП(б) Н. И. Ежовым, определялись меры наказания репрессируемым и количество граждан, подлежащих репрессии.

Все репрессируемые «…кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории: а) к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках – расстрелу.

б) ко второй категории относятся все остальные менее активные, но все же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них, заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки».

По Орджоникдзевскому краю Наркомат Внутренних Дел СССР установил контрольные цифры: по первой категории репрессировать 1000, по второй категории – 4000, всего – 5000 человек.

Так как с апреля 1937 года Управление НКВД по Орджоникидзевскому краю возглавлял Булах Петр Федорович, то именно под его руководством в крае развернулась работа по выполнению Приказа № 00447. По всем сельским районам и городам начались массовые аресты граждан, показательные суды. Краевые газеты «Орджоникидзевская правда», «Молодой ленинец», районные газеты обеспечивали информационную поддержку проводимой кампании.

***

Активно действовал Благодарненский районный отдел НКВД.

В районе были арестованы граждане: Щегольков Тарас Денисович, Васильев Матвей Карпович, Лежепеков Афанасий Петрович, Побединский Григорий Яковлевич, Подкопаев Матвей Кузьмич, Зебницкий Федор Григорьевич и десятки других селян, подозреваемых в антисоветской деятельности.

Арестованный 1 августа 1937 года, бывший купец второй гильдии, 63-летний сторож сенопункта Федор Григорьевич Зебницкий, его отец и брат Александр в начале ХХ века были известными в Благодарненском уезде предпринимателями, меценатами и благотворителями. Принадлежность его к купеческому сословию советская власть не простила, и через двадцать лет после Октябрьской социалистической революции посчитала Зебницкого, пожилого, одинокого человека, опасным.

16 сентября 1937 года арестовали заведующего Благодарненским районным земельным отделом Калинина Александра Семеновича, родившегося в 1884 году в станице Великокняжеской, с 1925 года – станица Пролетарская Северо-Кавказского края, члена ВКП(б), специалиста сельского хозяйства.

В этот же день арестовали старшего агронома Райзо Миронова Акима Корнеевича и председателя Благодарненского районного Оборонно-спортивного общества «Авиахим» Шейкина Сергея Михайловича, 1904 года рождения, уроженца села Благодарного Благодарненского уезда Ставропольской губернии.
Колесо репрессий закрутилось!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...