На следующий день я не пришел. И после тоже. Не то чтобы я боялся снова получишь шрамы, я даже не боялся умереть, но сама Анна пугала меня и причиняла боль. Я бродил вокруг ее дома, пиная камни и морщась, стоило дотронутся до ран на щеках. Я не заходил в дом, не звонил ей и не писал, а просто ходил снаружи, как бы был и с ней и без нее. Я знал, там, на пятом этаже в квартире без номера на железной двери, есть моя сестра. В ее шкафу и на кровати трупы. Я не знал, сколько их, но пока меня не было рядом она сорвалась с цепи. Для Анны я - остаток прошлого, который она не смогла в себе подавить. Я не ходил к ней, пока на третий день моего отсутствия не стал случайным слушателем интересного диалога.
Я как раз собирался уйти домой, гонимый своими депрессивными мыслями, как мимо мня промелькнуло: «Соседка пропала куда-то… не слышала о ней?» Я обернулся. В обычный день я бы не обратил внимания, может заболела или просто переехала. Может, я бы и не задумался над этой репликой. Но вспоминая тот кровавый день я понял, куда пропала соседка и что с ней случилось. Две женщины с колясками медленно шли по тропинке, и мне не было труда пристроится за ними. Блондинка и рыжая перешли на выяснение личностей, про то какая она шлюха, "опять с мужиком убежала наверное", и я даже успокоился. Может, это действительно так. Может, я накрутил себе. Но затем блондинка ответила рыжей:
- Нет, она недавно вся в слезах заходила. Просила деньги ей вернуть, что я в долг брала. Может, ее богатенький ее бросил?
- Точно бросил! - она цокнула и неодобрительно покачала головой. - Но она могла уже нового найти. Она же шлю…
Мне было немного жаль эту неизвестную соседку. Про мертвых все-таки нельзя гадости говорить.
Диалог двух домоседок решил мою жизнь. Если бы я прошел тогда мимо, как думаете, доктор, как бы сложилась моя судьба? Наверное, наша с вами встреча все равно была бы неизбежна, но вам бы было легче меня вылечить. Я бы забыл про Анну, она бы забыла про меня. В конце концов все случилось бы так, как случилось, только я бы остался с большим душевным равновесием, чем есть сейчас. Никого нельзя было спасти уже в тот момент, когда случилась эта авария. Уже тогда все мы трое - Я, Максим и Анечка - попали под жестокий удар судьбы. И все же я упрямо шел к Анне в квартиру, наивно полагая, что спасу ее от безумия. Я не мог помочь Анечке, но я мог остаться с Анной.
Дверь по обычаю была не заперта. Я открыл ее осторожно, тихо прошел в квартиру, пытаясь ничего не трогать. Внутри пахло уже лучше, но было ясно, что не только свежие цветы являются причиной этого благоухания, но еще и куча духов и одеколонов. Все вместе это ужасно давило на обоняние, но я-то знал, что этот запах намного более терпим, чем запах смерти.
Странно, но был зажжен свет. Обычно Анна не заморачивалась. Она как хищное животное все видела в темноте, улавливая каждый шорох и движение, потому никогда не зажигала свет. Но тогда был зажжен, я точно помню. Играл все тот же фрагмент из «Вальса Цветов». И знаете, доктор, все эти мелочи типа света или цветов я говорю не просто так. Я пытаюсь описать Анну такой, какой ее помню. Пытаюсь передать ее облик, ее черты характера, совершенно отличные от черт Анечки, ее привычки… Не знаю, как это поможет вам при чтении, но это определенно поможет мне. Вы сказали писать то, что я хочу. И я хочу описывать Анну. Часами, днями, неделями… Я хочу описать вам Анну, чтобы вы представили ее пред собой такой, какой видел ее я. А я видел в ней не только вселенское зло, но и трагический облик. Тот, что был у многих книжных персонажей, тот, что был у Анны Карениной или Бедной Лизы, что был у Джульетты и у Ромео. Вес считают их историю - верхом любви. Но мою вряд ли кто-то сочтет за настоящий роман. Хотя знаете что, Джульетта и Ромео даже не попытались спасти друг друга, они сразу умерли, поддавшись страху жить в одиночестве. А Анна другая. Она хотела вновь быть с ним, потому что не видела ни жизни, ни смерти без него. Она знала, что даже в том мире ее ждут терзания души, потому решила лучше Макса вернуть в этот мир, чем отправится за ним.
Она вышла ко мне в коридор и встала у двери, о которую я ударился головой совсем недавно, ожидая, что же я скажу. Я чувствовал себя виноватым, хотя таковым не считался. Защипало в щеках, все инстинкты разом проснулись и кричали мне бежать, но я стоял на месте. Внутри меня возгорался огонь непонятно чего - я то хотел все высказать ей, то хотел снова обнять, то наорать, то сдать в полицию, то поговорить спокойно. Я не знал, как поступить, потому лишь стоял на месте, неловко шевеля ртом в попытке что-то сказать. Из комнаты стал доносится еле слышный звук скрипки. Помимо части «Вальса Цветов» Анну привлекали еще кое-какие мелодии, все до одной трагичные, но больше всех она любила «Szomoru Vasarnap», именуемое «Мрачным воскресеньем». Оригинал был исполнен на фортепиано, она же слушала исполнение скрипки. В разных вариантах этой песни есть разные текста, но все они говорили о ужасе этой жизни, о смерти, о печали, о скорби и о любви. Эта песня подходила ей так же, как и белые цветы, что она раскидала по квартире. Анна, моя до слез печальная Анна, научила меня любить истинную трагедию.
Она сделала два шага ко мне и остановилась. На ее бледной тощей щеке от света густым пятном выделялась кровь. Скулы и острый подбородок сделали из ее некогда пухленького личика почти идеальный треугольник. Алая полоса ползла вниз, заполняя пространство ее сильно исхудавшего лица, и чуть покрывала шею. В голубых глазах блестело что-то непонятное мне, а слабые руки еле-еле держали топор, как тогда, в церкви, они держали венок из цветов. Сравнение Анны и Ани было не то чтобы моим любимым занятием, просто я часто размышлял и размышляю над этим. После смети Макса обе они стали наплевательски относится к себе: забыли про еду, слабо держали предметы, вяло передвигались. Первые несколько недель после смерти Макса, когда передо мной еще была Аня, я и не думал, что вижу и ее в последний раз. Тогда бы я точно покончил с собой.
Анна стояла с нескольких шагах от меня, устало смотря куда-то поверх глаз, и мне казалось, что она просто уснула, пока она не опровергла мои догадки:
- Гортензия. - Губы ее еле вымолвили это слово, оружие убийства упало на пол. - Моими любимым цветами всегда были гортензии. Но, знаешь, по иронии они говорят о своем хозяине как о бессердечном, холодном человеке. Неужели я такая?..
Я не верил и не верю в язык цветов, хотя он считается чуть ли не наукой. Вообще флористика и биология - не мое, но я послушно слушал рассказ о цветах. Из ее уст он выливался плавно, это казалось более нормальным, чем когда она говорила про убийства. Она быстро подбежала к стене и вырвала от стены прикрепленные туда скотчем бутоны. Протянула мне один из них и сказала:
- Незабудка значит истинная любовь. - Протянула другой цветок. Я озадаченно потер между пальцами белые лепестки, похожие на лепестки ромашки. - Маргаритка - преданная любовь. - Она содрала еще. Когда не удалось отодрать скотч, она безжалостно оторвала бутон от стебля и протянула мне. Цветок плавно выпал из ее дрожащих не знаю отчего рук и опустился в мои раскрытые ладони, на которых покоились три разных белых цветка. Все они обозначали страдания любви или преданность любви. Все до одного были белые. - Амарант - неумирающая любовь, - она выдохнула это тихо и печально, голос ее прошелся по мне током. Я рассмотрел растение лучше. Это был не то чтобы привычный для всех вид цветка, Амарант был похож на сережки берез. Для Анны значение этого цветка подходило как нельзя лучше. Ее любовь действительно была вечной, неумирающий, безумной…
Следующие были роза - вечная любовь и тоска, мальва, дословно переводящаяся как «истерзан любовью» и лилия - чистота и невинность. С таким букетом из белых цветов я стоял, глядя в глаза Анны. Она ожидала чего-то от меня, но что я мог сказать? Все эти цветы, все их значения - все это не давало мне ничего. Я каким-то шестым чувством с самого начала понял, что они что-то значат, что-то связанное именно с Анной, но, даже узнав их значения, я никак не смог в будущем применить их. Я выронил цветы из рук, оставив только мальву, и молча протянул ее сестре. Она посмотрела на него, потом подняла глаза на меня.
- Ты думаешь, я делаю что-то не так? - выдохнула она, взяв в тонкие пальцы растение. Красивый слоистый бутон она повертела между пальцев, молча разглядывая. Не думаю, что тогда она что-то поняла. Глядя на хрупкий цветок в ее руках, я был зачарован. Пусть кровь на ее лице была более чем реальна, пусть она чуть не убила меня в прошлую нашу встречу, теперь она предстала предо мной невинным существом, нуждающимся в поддержке. Цветок, следом за остальными, упал на пол, а Анна помчалась в спальню. С минуту я стоял в полной тишине, наступив на топор на полу ногой. Я ждал, пока не услышал всхлипы. Из комнаты стали доносится рыдания. Сначала тихие, потом громче и громче. Вскоре она почти кричала, а я тихонько собирал все цветы и клал в коробку. Я отрывал их со стен, сдирая со скотчем еще и обои, вынимал из ваз и из чашек, собирал с пола и с тумбочек под вои сестры и звуки скрипки. Я не пошел к ней, не успокоил, только потому что понял, что не смогу этого сделать. Ей не нужна была моя любовь и поддержка, ей не нужен был и я. Не мне менять ее закон, где нет меня - есть только он.
Когда цветов не осталось на кухне, в уборной и в прихожей, я ушел вместе с коробкой. Я нес ее до дома и только там выкинул в мусорный бак. Белоснежный букет опустился на гору отходов, а камень с моей души упал следом. Эти цветы и их значения не давали мне покоя еще много времени.
На следующий день я отослал ей сто и одну белую гортензию.