Король Генрих VI Часть третья, 3-1

Ванятка
АКТ ТРЕТИЙ
СЦЕНА ПЕРВАЯ

Лес в северной части Англии. 

(Входят два лесника c арбалетами.)

ПЕРВЫЙ ЛЕСНИК:
В кустарнике упрятаться нам надо,
Поблизости пройдет оленей стадо,
Мы, спрятавшись в кустах, наверняка
Здесь выследим оленей вожака.

ВТОРОЙ ЛЕСНИК:
Не лучше ли на холм мне забежать?
Оттуда ведь удобнее стрелять.

ПЕРВЫЙ ЛЕСНИК:
Ты напугаешь стадо арбалетом,
Не дав мне шанса выстрелить при этом.
Давай уж лучше целиться отсюда,
А чтобы не скучать нам здесь покуда,
Я расскажу тебе: момент уже  настал,
Чему свидетелем я здесь когда-то стал

ВТОРОЙ ЛЕСНИК:
Смотри-ка: гость.  Зачем его встречать?
Не лучше ль нам в засаде помолчать?

(Входит переодетый король Генрих с молитвенником.)

КОРОЛЬ ГЕНРИХ:
Я тайно из Шотландии бежал,
Страну увидеть милую желал.
Твоя страна сгорела, Гарри, в гари,
Другого в ней избрали государя.
Елей с чела давно уж испарился,
Плебеем ныне кесарь объявился.
Моей защиты не попросят боле:
Я – не во власти и не на престоле.
Повсюду неуверенность я сею,
Себе – и то помочь-то не умею.

ПЕРВЫЙ ЛЕСНИК:
Улов достоин царского ягдташа:
Был королём, теперь – добыча наша.

КОРОЛЬ ГЕНРИХ:
Беде всегда объятья раскрывай,
Мудрец считает: за порогом – рай.

ВТОРОЙ ЛЕСНИК:
Чего тянуть? Вот – западня ему.

ПЕРВЫЙ ЛЕСНИК:
Не торопись. Здесь спешка ни к чему.

КОРОЛЬ ГЕНРИХ:
Супруга с сыном на пути в Париж,
Свой поднимать поехали престиж.
Туда же, не жалея средств и сил,
Всесильный Ворвик тоже поспешил:
Он короля французского сестру,
К английскому присватает двору.
А коли так, то сын мой и супруга,
Напрасно тратят все свои потуги.
Оратор Ворвик в деле превосходный,
Французский принц на похвалы голодный.
Жена не рвёт глаголом перепонки,
Но эта дама знает дело тонко:
Когда она вздыхает и рыдает,
Любое ледяное сердце тает.
При виде скорби тигр и Нерон
И когти уберут, и сбавят тон.
Король
Она здесь – просит,
Ворвик – прибыл дать.
Она мне трон вернуть скорее хочет,
А он жену для Эдварда хлопочет.
Она заплачет, скажет: Генрих пал!
Он, улыбнувшись: Эдвард властью стал!
Она замолкнет, Ворвик разойдётся,
И всё победой Эдварду вернётся:
И помощью французской, и невестой.
В конце концов, на всё поставишь крест ты.


ВТОРОЙ ЛЕСНИК:
О королях и королевах строго судишь.
И кто же ты такой, милейший, будешь?

КОРОЛЬ ГЕНРИХ:
Ты будешь удивлён:
Я больше, чем кажусь,
И меньше, чем рождён.
Но как меня не мерь:
Я – человек, не зверь.
О королях все граждане толкуют:
Смеются, презирают и смакуют.

ВТОРОЙ ЛЕСНИК:
Твои слова пылают жаркой страстью,
Верховной будто обладаешь властью.

КОРОЛЬ ГЕНРИХ:
Таков я в мыслях. Этого довольно.
Мне душу не терзай: ей больно.

ВТОРОЙ ЛЕСНИК:
Царь без короны, сударь, не бывает.

КОРОЛЬ ГЕНРИХ:
Не на главе – она в душе сияет
Ни самоцветами на ней, ни златом:
Довольством жить – оно за всё мне плата.
Уверен я: об этом и не знают,
Что короли им редко обладают.

ВТОРОЙ ЛЕСНИК:
Но коль корона ваша – есть довольство,
Не проявляйте, сударь, недовольство.
Король наш Эдвард, нынешний правитель,
Вам – и судья, и ярый обвинитель.
Мы, государю преданная рать,
Должны врага теперь арестовать.

КОРОЛЬ ГЕНРИХ:
Вам нарушать не приводилось слово?

ВТОРОЙ ЛЕСНИК:
Нет. Никогда. Для нас такое ново.

КОРОЛЬ ГЕНРИХ:
Где жили вы, когда был Генрих королём?

ВТОРОЙ ЛЕСНИК:
Да в этой стороне, где и сейчас живём.


КОРОЛЬ ГЕНРИХ:
Мой дед с отцом на троне восседали,
Помазан я – с рождения едва ли.
Вы нарушали клятву?
Дайте мне ответ.

ПЕРВЫЙ ЛЕСНИК:
Нет.
Мы сиру подданными были,
Пока вы титул короля носили.

КОРОЛЬ ГЕНРИХ:
Но я не умер. Вот я – перед вами.
Вы – чудаки, не понимая сами,
Кому клянётесь, люди, и зачем.
Не знают простаки таких проблем.
Вот я пушинку с рукава сдуваю,
Вернётся или нет – совсем не знаю.
Вот так и люди в жизни легковесны,
Куда летят – лишь случаю известно.
И всё же – вы присяг не нарушайте,
Приказы государя исполняйте.
Вы  - надо мною нынче короли,
Кого приказано, того и привели.

ПЕРВЫЙ ЛЕСНИК:
Мы верноподданные Эдварда теперь.

КОРОЛЬ ГЕНРИХ:
Когда бы Генриху открылась снова дверь,
И вновь бы он стоял на пьедестале,
Вы подданными Генриха бы стали.

ПЕРВЫЙ ЛЕСНИК:
По власти короля, по воле бога
Одна осталась к приставам дорога.

КОРОЛЬ ГЕНРИХ:
Я воле бога покоряюсь,
И государю подчиняюсь.

(Уходят.)