Свобода слова

Гималайский Кедр
Собственно говоря, свобода слова изначально утилитарный инструмент демократии обеспечивающий избирателей информацией о недостатках и пороках кандидатов на выборные должности, которые способны помешать им подобающе исполнять свои обязанности. Стремясь довести ее максимально выразительно и лаконично до рядового избирателя, СМИ не стеснялись в средствах представления вплоть  до беспощадных карикатур. На войне как на войне - таковы реалии предвыборных кампаний в демократических странах.

Затем свобода слова в таком маргинальном выражении начинает жить собственной жизнью и из инструмента демократии превращается в искусство или скорее своего рода ремесло, приносящее доход на ниве пропаганды. Ее мишенью становятся не только политики и влиятельные люди собственной страны, но и зарубежные деятели, всякого рода идеологические и культурные платформы и т.п. Выходя на поле идеологической борьбы, маргинальный жанр свободы слова утрачивает свою первоначальную целесообразность и соответствие своих методов тому многообразию, неоднозначности и интеллектуальной глубине присущей некоторым объектам его критики. Неразборчивость применения этого специфического жанра зачастую опускает его на уровень банального троллинга.

Когда разумный человек, последователь определенной культурной традиции и мировоззрения сталкивается с подобным троллингом, задевающим его чувства и взгляды, он осознает уровень аргументации, или её отсутвия и как всякий уважающий себя человек, просто игнорирует этот пропагандистские нападки. Стоит лишь к ним серьезно отнестись и вы вольно или невольно опускаетесь на уровень маргиналов – цель тролля достигнута. Хуже того, в реале подобные «идеологические» схватки чреваты вовлечением в них уже не просто маргинальных элементов, а психически неустойчивых людей, способных перевести словесные споры в экстремальную плоскость. За такими личностями зачастую стоят политические силы, не брезгующие самыми грязными и радикальными методами, во имя достижения своих авантюрных целей. К большому сожалению, огромное количество маргиналов с разных сторон лишь причисляющих себя к определенной культуре и мировоззрению, но толком не проникнувшихся ими, не понявших их сути, вовлекается в эти схватки и тем самым невольно потакает темным политическим силам.

А суть свободы, той самой вдохновляющей людей на созидание и развитие свободы – это свобода человека, которую, наверное, по определению нельзя полностью и однозначно задокументировать в своде каких-то законов и правил, разделить на независимые друг от друга части, ибо это свобода. Есть свобода сочинять стихи на цветущей альпийской лужайке, вдыхая живительный воздух гор, а есть свобода самовыражаться на стенах и заборах индустриальных пригородов в закопченном и отравленном воздухе... и какая из них свободней? Есть свобода изучать иностранные языки, культуру других народов, есть свобода общаться и узнавать в друг друге больше общего, чем различного, естественно, в доброжелательной и уважительной атмосфере, а есть свобода обличать друг друга в варварстве, с точки зрения своих ограниченных и предвзятых взглядов... и какая из них свободней? 

Это очень похоже на поведение иных ревнителей духовных учений призывающих к мудрости, любви и... терпению. Как они враждебны и нетерпеливы, как не мудры в порывах постоять за честь своего учения (или за свою власть?). Они забывают о некой высшей силе безмерно снисходительной к таким слабым и еще далеко несовершенным существам как люди, дающим им отсрочку длинной в сознательную и дееспособную жизнь на решение своих проблем и преодоление своих недостатков. Они забывают о том, что это не им решать, когда к кому приходит час ответа.

Можно с пеной у рта доказывать, что свобода слова – лишь часть свободы человека, которая ограничивается свободой другого человека, можно кричать о том, что дух свободы выше буквы... Можно вечно спорить о том, представления какой религии о абсолюте более ясны и верней, чьи обычаи и законы лучше, каких норм нам следует придерживаться... Сделает ли это меня или читателя свободней, ближе к истине? Кто говорит, что следует Дао, отклоняется от него...

А можно выбрать путь благословленных, тех, кто не спорят, а в жизни следуют духу человечности, свободы и терпимости. Путь тех, кто стремиться к благочестию в делах со всеми людьми, невзирая на культурные различия, и достигает, таким образом, мира и благополучия.