Рецензия на Альтер эго

Владимир Римидал
                Ощущение другого  разума.

  «Люди  стихийного избыточного таланта непредсказуемы».    Много лет тому назад услышал я  от одного интеллектуала эту фразу, но вспомнилась она мне  только теперь,  когда я прочёл в газете «Водолей Поволжья» фантастическую  повесть Владимира Римидала «Альтер эго, или откровения контактёра.»  Сегодня,  фантастическими сюжетами  мало кого удивишь, по этому,  я посчитал  произведение моего приятеля, обычным чтивом.   Оказалось что зря, хотя понятно, что если книжные полки до потолка забиты фантастической литературой, волей-неволей появится предвзятость, поскольку кажется, что настоящее  откровения делаются где-то далеко,  а не давно знакомыми тебе людьми.  Однако,  чем глубже я вчитывался в текст произведения,  тем яснее становилось, что  предо мною отнюдь не рядовое чтиво,  каких много, а некий  фантасмагорический  симбиоз  повседневного быта,  научных теорий, исторических фактов  и авторского умения переплавить самые разнообразные явления,  приблизив их  своим воображением к читательскому  удивлению  перед тем, что вроде бы  уже освоенные им из  предлагаемых СМИ разноплановых  коллизий  текущей реальности могут предстать благодаря авторской  позиции  в совершенно ином  ракурсе.
   Меня  особенно привлекло умение автора  представить вроде бы известные факты,  через сито философского мировоззрения  Владимира Римидала, его умения  оперировать  литературным материалом напомнила  мне способность разговаривать с читателем великого русского философа Алексея Лосева,  которому, кстати,  принадлежат слова, словно бы раскрывающие тайный смысл повести Владимира Римидала: «Символ вещи, данный при помощи какого-нибудь изображения или без него,  всегда есть нечто  оформленное и  упорядоченное.  Он содержит в себе всегда какую-то идею…»      
    Эта идея не явно проступает в первых главах повести Владимира Римидала, однако,  по мере развития сюжета приобретает свойство ясной ориентации в тёмном лесу  литературно-творческтх понятий автора, чтобы в финале предстать, как в фокусе объектива  фотоаппарата, собравшего воедино все реалии текста на уровне авторской квинтэссенции.
   Концепция  понимания реальности,  у  Владимира Римидала напоминает откровения  героев романа  Клиффорда Саймака «Кукла судьбы».  Где каждая минута бытия  становится частью вечности раздвигающей  по авторскому замыслу пространственное видение рамки,   где героям  повести доводится на такие измерения жизни, где им приходится принять как первоочередную для себя задачу сохранения  зелёного космического оазиса  - нашей планеты.    Но авторский замысел шире  планетарной привязанности, Разум Вселенной обеспокоен тем, что  происходит  сегодня на «самой лучшей  из  планет», грозящей  интеллектуальным  катаклизмом, поскольку нравственный  деградиент совершается на наших глазах.   Реальная  опасность дегуманизации человека и общества грозит разрушением не только самому Гомо Сапиенс, но и всей среде  его обитания.
  В повести причудливо  переплетаются различные уровни постижения человеком макро  и микрокосма.  Мысль о  масштабности процессов, происходящих во Вселенной,  соседствует живой  человеческой реакцией осознания собственной недолговечности. Автор озвучивает: «Надо прямо сказать, невесёлые  мысли  обуревали сознание,  по поводу  продолжительности своей жизни.»
   Известным утешением  для героя, является тот факт, что  «продолжительность  жизни зависит от того состояния, в котором пребывает разум.»  А это дарит  надежду на прорыв человечества в иное измерение, туда, где уже существуют представители внеземных цивилизаций, «братья  по разуму», достигшие в своём развитии трудно представляемых  нами    высот. Контактёр   из повести Римидала,  осознаёт свою  ограниченность по сравнению с Астраноидом, особью обладающей  способностью подключаться  к базам данных,  информационной системы Вселенной.  Однако он, на уровне своего разума и  чувства не желает улететь вместе  с инопланетянами в их «тарелке, к новым неведомым мирам. Он без предвзятости заявляет:  «А  может оно и к лучшему…».  Герой повести понимает, что тот,  кто обладает совершенным разумом,  не обладает и толикой  того, что  мы  зовём счастьем.  Наше счастье иллюзорно.
  Инопланетянин,  не обладает и толикой нашей разумной депрессии.   По  Саймаку, мы, всего лишь робототизированная  конструкция лишённая разума  в полной его мере,  Что касается души, которую мы считаем основой основ. То для них это второстепенная  составляющая, а  основа,  разум  -  дар Вселенной.
  Оценивая содержание повести, в представленных главах,  приходишь к мысли, что это произведение с ярко выраженной публицистической ориентацией.  Масса  проблем, с которыми приходится сталкиваться современному  человеку, представлена в повести так же многоаспектно, как некий научный труд.  Однако перед нами художественная литература, с её достоинствами и недостатками, с,  может быть,  несколько излишней информационной плотностью, однако выстроенная по всем законам фантастического жанра.  Если автор продолжит повествование, то это будет тем,  что ещё не встречалось не только в русской литературе, но и в глобальном  масштабе.

         Геннадий Константинович  Сюньков.  Кандидат филологических наук.
Русский поэт, прозаик и драматург. Издано  более тридцати книг.
Живёт в Самаре.  Прочтите "Альтер эго" - не пожалеете.