Перышкин, к доске

Олег Долгов
              Скромность, что это такое ?  Отвечаю: - Это недостаток,  но и
              величайшее достоинство  человека.

      Учитель физики, Борис Наумович  задумчиво поглядел на наши скромно склоненные головы, и позвал  -Перышкин, к доске.
       Саша, расскажи, что  происходит  при попадании луча света на водную поверхность.-
- Понимаете  Борис Наумович, в оптике не соблюдается закон Менделеева – Лавуазье. Как это ни грустно, но это так.-
Класс затих, с любопытством разглядывая  любимого ученика. Привычно все бессовестно пользовались добротой  «физика», и продолжали заниматься своими делами. На  «Камчатке» два закоренелых лентяя Витек и Моня резались в перышки. Хорошисты  Ленька Муркин  ( Мурик-Шурик)  и толстый Сашка Клинский (Жир Трест) яростно рубились в шахмотья  (шахматы). На второй парте важно восседала наша отличница, рыжая Лялька, и, рассеяно, покусывая  кончик карандаша, сочиняла очередную  гениальную поэму. В общем все, как всегда, занимались своими, очень нужными делами.
- Ну, ну, это крайне интересно…
-Лампочка освещает комнату, ее энергия целиком расходуется на освещение и нагревание самой лампочки. Но если часть лучей попадает на зеркало, возникает дополнительный источник света. Более того, если установить бесконечное количество зеркал, то и величина освещения становится бесконечно большой.
- Садись, мне надо подумать о том, что ты сказал.-  Прозвенел звонок, все  с шумом выскочили в коридор, школа, как всегда, бурлила.
 К Борису Наумовичу подошла наша «англичанка».
- Можно мне с Вами посоветоваться. Я немного знаю этот класс, мне предложили стать их воспитательницей.  Какие они?.
- Леночка, класс, как класс. Есть и ленивые, отличники, двоечники, всякие, как везде.
- А вот Саша Перышкин, какой- то он молчаливый, странный.
- Да он просто скромный,  эта черта характера.  На что способна скромность?  На многое, очень многое, мы даже не можем себе представить ее тихую, совсем незаметную мощь. Саша закрыт для окружающих, только иногда приоткрывается  и оттуда вырывается такой яркий луч, что знаете, я тоже теряюсь, иногда, даже не понимаю, что это, как понять…Он где то там, пока еще в потемках своих  мыслей, и если только, что- то оттуда выглядывает, это всегда интересно и неожиданно. Я надеюсь, когда он станет совсем взрослым,  никогда  не забудет школу, и что-нибудь для нее сделает.
     Я много и с удовольствием учился, окончил  МГУ, физико- математическое отделение , стал работать в физической  лаборатории профессора Аркадьева, ученика Столетова. Как то  разговорился с одним знакомым,  он  перешел на работу с гораздо меньшей оплатой и на мой недоуменный вопрос ответил: - Знаешь, это была не моя работа. Очень правильная и интересная мысль.
  Работа в лаборатории как то не увлекала, полностью, всего. Решил посоветоваться с моим любимым учителем, позвонил ему:
     - Борис Наумович, здравствуйте, Вы помните меня, это Саша Перышкин.
     - Ну, конечно, помню. Говори, что у тебя на сердце…
     - Понимаете, всё  вроде хорошо, но это не мое. Хочется быть  нужным школе,  что бы кто- то из мальчишек, как раньше, расшалился и случайно ткнулся, заигравшись, в меня. Хочу иметь такую работу, что бы я думая о ней все время, забирала  меня целиком.
     - Сашенька , ты позвонил  удивительно во время. Школе необходимы педагоги и еще больше нужны, просто необходимы учебники. Попробуй написать учебник по физике, у тебя обязательно получится.
     - Да я, право, не знаю, дело незнакомое.
     - Я очень прошу тебя, дело нужнейшее…
 Школе были нужны новые учебники, в Учпедгизе меня встретили приветливо, даже выписали аванс .  Как  писать, какие нравственные и обучающие критерии необходимы ...  Я много думал об этом и положил в основу написания следующие соображения :
1. Это все должно быть из нашей жизни. Никаких, футов, фунтов, стерлингов. Том Сойер превосходен, и  эта окраска забора, тетя Полли и Бэкки Тетчер… но не для  учебника.
2. Изложение должно быть последующим и захватывающе интересным, логичным, иметь некий внутренний стержень. Ученик,   открывая учебник, будет с удовольствием погружаться  в новый материал. Фантастика? По крайней мере, к этому надо стремиться.
3. Обучение, это своеобразная игра, в которой  с  удовольствием участвуют все, и преподаватель в  первую очередь.
    Как это сделать… Задача из задач, кажется, мне  удалось  этого добиться. Я стал преподавать физику и математику, потихоньку писать учебник физики для 6-7 классов. Переворачивается обложка и на форзаце незаметно и ненавязчиво обозначены единицы длины, площади, объема, скорости, силы. Каждый раз, открывая учебник, взгляд невольно скользит по ним и запоминает.
Затем  основные понятия о природе, веществе, материи. Несколько слов о выдающихся наших  ученых . И далее все сложней о тепле, электричестве.  Потом я написал учебники физики для 8, 9 классов и ряд так называемых «решебников» изложив в них решения наиболее сложных задач.
  В 34 – 37 годах  наступили совсем тяжелые времена, опаляемые  ледяным дыханием  НКВД.  В эти годы, во времена «ежовщины»,   в 10 классе  учился мальчик Женя Корешков, шел на «золотую» медаль. Учился легко, имел великолепную память, у него вообще, кроме пятерок, не было других оценок. Первый экзамен – сочинение. Каждый  ученик должен был,  в начале сочинения, независимо от темы, привести две цитаты: Ленина и Сталина. Женя их не написал, и внимательная учительница  русского языка Татьяна Константиновна  влепила ему тройку.  Естественно, Женя остался  без медали. На выпускном вечере, к дверям школы подъехал «воронок», из него вышли два человека с каменно молчаливыми лицами и  забрали нашего мальчика.. Больше мы его никогда не видели.
  Его мама, сгорбленная, сразу постаревшая, пришла к нашему директору школы, которого ученики ,между собой, из-за отсутствия одного глаза, звали «циклопом» и долго с ним беседовала:
     - Вы же знаете Женю, помните в пятом классе был членом Совета Дружины, с гордостью носил на рукаве две красные полоски, а в 10 классе его выбрали в комитет комсомола. Он же хороший, чистый юноша, мы его воспитывали в добре, помогите, может быть, школа может  помочь.- Тот, что - то бормотал, что наши органы разберутся… Куда там, даже письмо от школы побоялись отправить.
  Татьяна Константиновна заявила:
      - Я никому, ничего не говорила, и только в РОНО сообщила, я обязана была это сделать, для школы, для всех нас, они бы все равно все   узнали. Моя партийная  совесть не позволила мне  промолчать.
     Тяжелое, постыдное  время, было просто страшно…В учительской часто обсуждали это событие, особенно горячо говорил преподаватель биологии Серафим Петрович. Его тоже забрали, правда, выпустили чрез три месяца, но это уже был другой человек. Раньше, он всегда был в гуще ребят, громко и с удовольствием смеялся, теперь молчал, грустно смотрел вокруг. У него не осталось ни одного зуба.
Из учебников истории вырезали портреты недавних вождей, все они  вдруг стали врагами народа.
     Все наши обычные разговоры исчезли. Мы угрюмо молчали, вокруг была звенящая тишина. Но жизнь продолжалась… Надо было работать, только в этом было спасение.
     Почти все учебники физики я написал в соавторстве с учительницей физики Надеждой Александровной Родиной. При работе так необходимы  диалог, споры, обсуждение. Иногда мы даже ссорились, но это все пустое, главное учебники становились лучше.
 Как то она меня спросила:
     - Александр Васильевич, какой Вы?
      - Надюша,  я консерватор…
      - Не понимаю, ведь Вы не в Англии
Я люблю во всем постоянство. Понимаете, могу  находить в одном  и том же бесконечное разнообразие.
Например, хожу в один и тот же магазин, где работают вежливые и знающие продавцы, могу бесконечно смотреть «Баядерку» с ее искрящейся, как хорошее шампанское, музыкой. Вы знаете, что ее автор Л. Минкус, покинул Париж, не выдержав конкуренции  с Великим Штраусом и очень пригодился здесь, в России. Могу без конца перечитывать «Войну и Мир», в Эрмитаже  любоваться полотнами  Винтерхальтера, ездить на отдых в одну деревню…
- Значит, у нас большинство  населения – консерваторы.
- Наверно так
     Могу слегка погордиться. Меня выбрали член- корреспондентом Академии Педагогических наук РСФСР,  присудили Государственную премию. Учебник физики для 6 и 7 классов переиздавался 24 раза. Главное не в этом. Я видел эти детские глаза увлеченных мальчиков и девочек. Школа занимала всю мою жизнь и честно скажу: Я был счастлив.
     Мне часто снится один и тот же сон. Как будто я летел над огромной страной. Мелькали тюрьмы с оборванными, голодными заключенными,  часовыми,  они сноровисто стреляли в меня, пули свистели рядом, совсем близко, затем шли демонстранты, все пели, от души  веселились,  танцевали, обнимали друг друга. Все в  праздничных нарядах. Перед моим взором мелькали леса, озера, кусочки моря,  пляж, кофейни, шашлычные. Это все была наша жизнь  с ее вздохами, смехом, отчаянием  и надеждами. Надеждами, понимаете, это главное в жизни.