Очерк. Горный берег Волги

Светлана Ильина 4
 Очерк.
Горный берег Волги.
Экскурсия на территорию церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Сумки Горномарийского района Республики Марий Эл.

Введение. Актуальность выбранной темы. Живя в современном обществе, мы  не должны  забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях.  Нас окружают прекрасные исторические места, памятники архитектуры – Екатерининский тракт, стела - граница между Нижегородской и Казанской губерниями, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, святой источник, река Волга, красота природы уголка Горномарийского района. С ранних лет мы должны уважать культуру края, знать ее. Совершить экскурсию по памятным местам - это реальный путь к познанию окружающего мира. В  связи с возрастающим интересом к памятникам искусства, наш класс решил совершить  экскурсию  с целью  осознанного ознакомления с памятными местами, посетить церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Цель и задачи экскурсии: воспитать любовь и уважение к православному прошлому своего края на примере реальных событий и лиц, связанных с историей села Сумки и Церковью Рождества Пресвятой Богородицы; знакомство с произведениями церковного искусства; привлечь внимание слушателей к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.

Основная часть. Пуры кечы! Здравствуйте! Я, Светлана Васильевна, приветствую вас на горномарийской земле, на правом берегу великой реки-матушки Волги. Мы находимся в селе Сумки Емешевского сельского поселения Горномарийского района (или заочная экскурсия, для этого используется компьютерная презентация ).

Я расскажу вам о селе, о его людях, о храме. Наша предлагаемая тема экскурсии познакомит вас  (экскурсантов) с жемчужинами нашего края – это памятники истории, духовной культуры и природы. Мы ставим и другие задачи: привлечь внимание к проблеме их охраны, объединить усилия по охране и изучению.

Для этого разработали демонстрационный материал в форме компьютерной презентации. Это сейчас актуально, потому что это позволяет получать знания, делать изучение истории родного края, жизни выдающихся земляков более интересным и содержательным. Видя своими глазами некоторые объекты, мы соприкасаемся с историей. История в основном осталась в книгах, но многое, чтобы посмотреть, не сохранилось.

 Справа (слева) от вас виднеется село Емангаши. В прежние времена – это центр Емангашской волости. Эти села и деревни очень удобно расположены около Волги. Это способствовало для тех времен для ведения торговли.

Наверху по течению  есть приток Волги река Сура, а внизу, но с левого берега, вытекает река Ветлуга.

Село Сумки расположено в устье р. Сумка, на правом ее берегу, при впадении в р. Волга, на расстоянии 6 км от нашего с. Емешево. Название села связано с названием реки Сумка (от «шум», река текла быстро, шумно). Марийское название реки: Пынгель. В старину было другое название: "село Рождественское" -  произошло от названия престола Сумской церкви « во имя Рождества Богородицы».

Это старинное русское селение  было основано архиерейскими крестьянами, частично переселившимися сюда из с. Покровское и д. Копани в конце XVII в. По данным 1717 г. в Козьм. уезде в "с. Рождественском, Сумки тож" числилось 33 двора (172 муж. и 234 жен.), в 1795 г. - 95 дворов (292 муж. и 307 жен.), в 1859 г. - 132 двора (401 муж. и 529 жен.), 1897 г. проживало 1259 чел. (575 муж. и 684 жен.), в 1924 г. - 1262 чел., а в 1933 г. - 1631 чел. В административно-территориальном отношении село до 1779 г. находилось в составе Козьм. уезда. Казанской губернии. По губернской реформе передано в Емангашскую волость Васильского уезда Нижегородской губернии, где находилось до 1918 г. В 1924-1931 гг. числилось в Юринском кантоне, позднее в Юринском и Горномарийском районах. С 1918 г. являлось центром одноименного с/с, с 1928 г. - в составе Емангашского с/с, а позднее - Емешевского с/с.
 
По социальной принадлежности жители этого села, как и крестьяне с. Покровского и д. Копани, являлись крепостными Нижегородского архиерейского дома.

 Жители с. Сумки исстари занимались хлебопашеством, животноводством, и в особенности, лесоразработками и другими промыслами. В конце XVII-XVIII вв. их трудом большой массив Сумского леса был превращен в поля и сенокосы.

  Близость к Волге и ее притокам, а также к обширным заволжским лесным массивам во многом предопределяла тягу сумских крестьян к лесным промыслам, речному судостроению, бурлачеству и отходничеству. Особенно это стало заметным в конце XIX - начале XX вв. В это время основным занятием местных жителей стало речное судостроение, работа на пристанях и судах, сплав леса. Плотогонщики из с. Сумки сопровождали плоты по р. Ветлуга и р. Волга до Самары, Царицына, Астрахани и других городов.

Состоятельные крестьяне становились баржевладельцами, записывались в купеческое и мещанское сословие. В начале XX в. сумские судовладельцы имели 15 волжских барж, а И. Ф. Саров - буксирный пароходик. Местный житель И. Ф. Мурунов содержал волжский перевоз  Сумки -  Юрино, Карамышево - Юрино (до 1927 г.). Для стоянки баржевладельцы имели 2 пристани. Одна размещалась в Тулеево (напротив д. Малиновка), зимняя стоянка была в Парнях (недалеко от с. Емангаши).

Итак, мы стоим перед Храмом Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь была построена в 1824 году. По своим архитектурным формам этот храм относится к памятникам архитектуры XVIII века.
Традиционный тип “восьмерик на четверике”, одноглавый, лишенный сколько-нибудь значительного декора, храм, тем не менее, как бы сочетает в себе два стиля — уходящее барокко и новые классические черты. Барочные формы чувствуются в больших окнах и рисунке наличников основного куба храма, алтарной апсиды, завершении колокольни, формах барабанов основной главы и колокольни. Симметричность, строгость, декоративная сдержанность - это от классицизма.
 
         В прошлом приход храма был большим. Служили три штатных священника, два дьякона. В 1938-1939 годах храм был закрыт.
 Некоторое время он использовался под школу. В 1944 году приход вновь открыли, в храме начались богослужения.

  В настоящее время богослужения проводит отец Иоанн. В 1929 году в одной деревне Ульяновской области родился человек, будущий батюшка Иоанн Барсуков. Мать его была малограмотной, но знала славянский язык, и сына научила читать церковные книги. Потом он начал ходить в школу, но война вынудила его прекратить учёбу в 4 классе. Отец ушёл на войну, Иван – на завод. Уже после, когда начал служить в церкви, стал священником, в 1965 году направлен в Сумскую церковь. Воспитывал вместе с женой двоих сыновей и дочь в истинной вере, не жалел последних средств, чтобы посмотрели храмы России и получили хорошее духовное образование: дочь закончила регентский класс, сыновья – Духовную семинарию и Духовную академию.

Снова немного истории. В октябре 1867 года во всех нерусских школах Поволжья было разрешено  начать преподавание на родном языке. Так, уже в 1888 году в Козьмодемьянском уезде насчитывалось 127 школ. Исключением не было село Сумки. Здесь располагалось сельское училище. В 1824-1828 годах  обучением крестьянских детей у себя дома занимался священник М. А. Крассов; 10 июня 1843 г. открылась церковноприходская школа (училище); с 1883 г. - земское начальное училище.

В этой школе с 1885 года (примерно) работала первая учительница из мари Прасковья Васильевна Кириллова. Здесь она среди русского и марийского населения нашла признание, поэтому она проработала здесь до смерти.  Она умерла нестарой, а из-за болезни примерно в конце 19 века. В своем очерке о ней Василий Леонтьевич Лукьянов пишет: «…она осталась в моей памяти  как талантливая, смелая женщина-учитель. До конца своих дней она как бы несла знамя под девизом « Культура, цивилизация, свобода!» Но такие мысли в то время не только претворять в жизнь, но и держать в голове было не безопасно. Это мучило, беспокоило ее, она переживала, все это сказалось на ее здоровье, которое  у нее было неважное.   

  В 1925 г. Сумская школа стала двухкомплектной. В ней работали учителя А. П. Рогова, О. В. Симулина, В. А. Каменев. С 1938 г. школа стала семилетней, директором школы был А. П. Медницкий, в 1941-1945 гг. - М. А. Медницкая, в 1945-1950 гг. - П. Н. Никитин, в 1950-1956 гг. - С. И. Сусоколов, в 1956-1959 гг. - В. М. Капустин, в 1959-1960 гг. - Н. П. Березин, в 1960-1961 гг. - Т. И. Плахина. С 1962 г. школа стала восьмилетней. Долгое время в этой школе проработали учителями А. М. Чикова, Н. Я. Глушкова, Н. М. Кузнецова, В. А. Казакова, В. Я. Чеботаева, Н. А. Гаврилова, В. М. Голякова, А. А. Кисунина, А. Н. Казакова, В. А. Швецова, З. И. Казакова (заслуженный учитель школы Чувашской АССР), С. И. Сусоколов, Н. А. Чикова и др.

Продолжаем нашу экскурсию ( идем к источнику, выйдя из храма)
С давних времен русские и марийцы жили  в соседстве. Потому что и церковь, и Волга, и ярмарки – все было общее.

Один интересный достоверный случай был на берегу Волги. С давних пор марийцы славились игрой на гуслях. Однажды Николай II проплывал мимо села Сумки на пароходе. И  вдруг царь услышал красивую мелодию и велел причалить к берегу Волги капитану парохода. Звон гуслей ему очень понравился. Николай II увёз эту девушку с собой в Петербург. Там она жила и развлекала своей искусной игрой царскую семью. А приехала она нарядной и богатой.
Итак, идем дальше. На берегу Волги,  на крутых берегах реки, далеко на восток раскинулись поля, леса, овраги горномарийской земли, земли Акпарса - Кырык сир.

У нас очень много оврагов, если спуститься на дно этих крутых оврагов, то кажется, что действительно находишься на гористой местности. Эти овраги получились потому, что на дне каждого течет маленькая безымянная речка. Они омывали свои берега, особенно текли быстро во время весеннего половодья.

На берегу оврагов в лощинах издавна трудолюбивые крестьяне сажали яблоневые сады. Возникает вопрос: куда девали столько яблок? Я сказала, что здесь была развита торговля. Вот на ярмарку в село Сумки везли свой урожай, также ярмарочные дни были в Козьмодемьянске и Юрине.

Кстати, Юрино – вот, перед вами, чуть ниже Сумок на левой стороне Волги, виднеются башни и белые оконные рамы Шереметевского замка – это уже Юринский район. Туда можно попасть только другим маршрутом. Через Волгу быстро и легко можно перейти, только, конечно, зимой, что и делала я со своими учащимися несколько раз. Перейдя через реку, окажешься в поселке Юрино. Час-полтора ходьбы от школы – и увидишь замок Шереметева. Это целый дворец-крепость, какого нет нигде в России. Сюда приезжают и до сих пор, особенно летом водным путем, туристы: заграничные и из других крупных городов.

История поселка Юрино, его интересные построения из красного местного кирпича, знаменитые люди, история рода Шереметева – обо всем интересно рассказывает экскурсовод.

Особенно красива была, да и сейчас прекрасна  наша родная сторона весной, когда цветут эти яблоневые сады. В старину купцы еще летом закупали яблоки на деревьях. А в августе-сентябре везли на подводах к Волге, грузили на пароходы и у себя реализовывали. Ведь сами наши горномарийцы, не знавшие хорошо русского языка, далеко не уезжали, поэтому яблоки были дешевые на яблоне, а везли купцы по Волге, затем по Каме, по Белой, в Вятскую губернию. Так было почти до 1941-1942 годов, это было связано не столько с войной, сколько с сильными холодами. Тогда яблоневые сады  вымерзли,  и их срубили на дрова. После войны  уже колхозы стали разводить сады, но не на такой большой площади. В настоящее время ряды садов поредели, но красота прежних садов осталась в наших песнях, стихах. Этому свидетельство – слова из Гимна нашего района.
 
Эту горную сторону ниже п. Васильсурск (а он вон там вверх по течению на повороте с горной стороны) называют Малыми Жигулями, напоминающими  по своей красоте, живописности и виду подлинные Жигули в Самарской Луке, только в миниатюре . Здесь много крутых высот, обрывов и глубоких лощин. Этот правый берег Волги причудливо изрезан и густо покрыт лесом (это вы заметили на всем протяжении нашего туристического маршрута). Это северные остроги Приволжской возвышенности. Данный прекрасный уголок природы по-настоящему еще не изучен.

Одно из богатств и достопримечательностей нашего райского уголка природы – минерализированные источники, ключи которых выходят на поверхность в нескольких местах от Васильсурска до Емангаш. Мы также находимся у одного из таких источников. Около них находятся мольбища, пользующиеся популярностью и поныне. В народе их почитают за святую воду, которую издревле использовали для излечивания от различных недугов.

Надо отметить, что мольбища в жизни народа играли большую роль, они были духовными и культурными, иногда даже и политическими центрами. В дни всеобщих вероисповеданий на мольбища купцы стали привозить товары, и эти места превращались в торговые центры, где проводились базары, ярмарки. Так, в Сумках собирались базары 21 сентября в Рождество Пресвятой Богородицы (по-марийски Изи Похыро)

Но  нагрянула беда  на  приход  ОТЦА Иоанна.  Это случилось в 1982 году, когда на Чебоксарской ГЭС подняли уровень воды, и разлившаяся Волга, окружающая Сумки, как полуостров, начала веснами смывать дома и угрожать затоплением церкви.  Жители с берега Волги стали уезжать, и село в 1985 запустело. Долгое время писали какие-то бумаги, просили построить дамбу и отгородить деревню от воды. Но ничего не делалось. А Волга не уходила, но и не подступила ближе, многие считают, что молитвами отца  Иоанна. Жителей деревни переселили «на гору». У священника  даже и  спрашивать не стали, знали, что он свой приход  не оставит. Вместе с его семьёй не уехала и семья соседа, которую даже насильно не смогли выселить из Сумок.

Бывшие жители села, чтобы оставить память о нем, на высоком берегу Волги, около сельского кладбища, поставили 2 памятника. Один о бывшем селе с надписью «ЗДЕСЬ БЫЛО БОЛЬШОЕ РУССКОЕ СЕЛО СУМКИ», другой – в честь памяти воинов, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Поэтому 27 июля каждый год уже несколько лет подряд собираются люди у этих памятников.
Так в деревне осталась всего одна улица с двумя домами – бывшая набережная с единственной  достопримечательностью - церковью. Именно она теперь организует жизнь этого места,  «заводит часы» каждого дня. Самое прекрасное и торжественное, что только есть в человеческой жизни – литургия – совершается отцом Иоанном ежедневно, вне зависимости от внешних обстоятельств. На праздники  собирается достаточно много людей. Сейчас село оживает, особенно – вокруг церкви.

В июле 2002 года  Сумской приход навестила большая делегация во главе с В.А. Егоровым, федеральным инспектором в РМЭ, также был и Леонид Зиновьевич Кубеков, Глава администрации МО «Горномарийский муниципальный район» и другие.

Цивилизация и время меняют лик родных мест, исчезают памятники прошлого. И все же надо стараться сохранить для наших потомков и красоту ландшафта, и исторические памятники местного значения. Учиться жизни, сохранению нравственных традиций можно не только по современным учебникам, но и изучая наследие наших предков.

Д. С. Лихачев писал: «Законна гордость любого народа своими памятниками, своим фольклором, своей музыкой и культурой, своими изобретениями. Больше того, если такой гордости нет, это признак какого-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться народу следует и своим большим и небольшим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное»

Итак, я завершаю описание туристического маршрута, где была со своими учениками. За годы учебы в средней школе каждый ученик может пройти и по другим интересным маршрутам и, измерив пятками своих ног просторы родного края, оставить на всю жизнь впечатления о красотах своей малой родины. Повзрослев, обзаведясь семьей, почему-то никто даже со своим ребенком, вместе с его классом не идет в поход. Видим, слышим, что семьи со знакомыми умеют ходить только на шашлыки.

Любознательные детские души жаждут приключений, встреч с таинственными явлениями. Даже незначительные происшествия во время походов могут стать предметом долгих разговоров у ребят. Дым костра, журчание ручья, соловьиные песни по ночам, густые туманы по утрам, песни на берегу озера, реки – надолго останутся в памяти  ребят, и будут будоражить их души.
Если учитель сам желает походить с рюкзаком за плечами по лесной тропе, у крутых обрывов, то сможет зажечь и детей идти за собой.

                Список
использованной литературы и источников.
1.  Презентация  Microsoft Office Power Point.
2. Село Сумки (Сумка) // Горномарийский район. Сборник документальных очерков. Серия «История сел и деревень Республики Марий Эл». Йошкар-Ола,2006,С.221 – 224
3. Юадаров К. Пытаришы мары школвла// Ленин корны, -1992.-21 ноября

4. Фадеев В.З. Организация турпоходов по Горномарийскому району. 1993.С. 44-51.