Общая глава

Кот Базилио 2
Библия – красивое слово, и уже почти две тысячи лет Книга, которую мы собираемся читать, известна под этим именем. Ветхий Завет Библии на языке оригинала – иврите – никогда так не назывался, да и, по сути, никогда не был одной книгой в общем переплете.

                ТорА.

Главную книгу Священного Писания – получившую название ТорА или Закон – вождь  еврейского народа МошЕ получил от самого Создателя. Поэтому ТорА, по традиции, не имеет земного автора. Остальные книги Священного Писания имеют «земное» происхождение и объединены в два «сборника»: НевиИм (Пророки) и КтувИм (Писания). Тору, Невиим и Ктувим вместе называют ТаНАХ, по первым буквам (К и Х в иврите в данном случае одна и та же буква).
    
Если пересчитать все канонические книги Ветхого Завета христианской Библии, их окажется тридцать девять.
    
В еврейской традиции Тора – содержит пять книг Моисея.
    
Невиим включает в себя восемь книг: четыре книги ранних пророков (невиИм ришонИм) – Иегошуа (Иисус Навин), Шофтим (Судьи), Шмуэль (Царств 1,2), Млахим (Царств 3,4) и четыре книги поздних пророков (невиИм ахронИм) – Ишаягу (Исайя), Ирмеягу (Иеремия), Йехезкель (Иезекииль) и Трей Асар (двенадцать малых пророков).
    
Ктувим содержит одиннадцать книг: Тегилим (Псалмы), Мишлей (Притчи), Иов, Пять Свитков – Рут (Руфь), Шир га-Ширим (Песнь Песней), Когелет (Екклесиаст), Эйха (Плач), Эстер (Есфирь), а также Даниэль (Даниил), Эзра-Нехемия (Ездры и Неемии) и Диврей га-Ямим (Паралипоменон 1,2). Итого: двадцать четыре книги ТанАха.
    
Пятикнижие Моисея на иврите называется ХамишА хумшЕй ТорА (Пять разделов Торы) (1) или просто ХумАш (Пятикнижие). Слово Тора  происходит от корня йуд, реш, ге, означающего "учить, наставлять, указывать".
    
По преданию Создатель вручил Моше не одну Тору, а две: письменную (ТорА ше биктАв) и устную (ТорА ше бе аль пЭ). Записанная Моше Тора лишь краткий конспект, правильно понять и прочесть который можно только с помощью устной Торы. Как вы заметили, в данном случае Тора уже не означает узко Пятикнижие Моисеево, а вообще все Учение целиком.


                Лашон Кодеш.

    
Письменная Тора записана посредством древнего еврейского языка (на древнем иврите), который в силу этого обстоятельства и благодаря ряду уникальных своих особенностей получил название "ЛашОн КОдеш". Лашон Кодеш обычно переводят как Святой Язык.
    
Понятие «святой» на языке иврит, передающееся словом "кадОш", означает «отделенный, выделенный». Святость, "кОдеш", это то, что отделено от мирского, выделено в отдельную область жизни и миропонимания. Поэтому совершенно неожиданно понятие «блудница» или «проститутка» передаются на языке иврит словом "кдэшА", однокоренным слову «святой». Но только понимать нужно так, что блудница все же не святая, но отделенная от других женщин, выделенная для определенных целей.
   
Зачем мне нужны все эти премудрости? – подумает мой нетерпеливый русскоязычный читатель. – Разве не достаточно читать Ветхий Завет в хорошем переводе на русский язык?
    
Для поверхностного знакомства – вполне достаточно. Но если мой читатель действительно хочет попробовать во всем разобраться, то рано или поздно обнаружит тот факт, что никакой даже самый лучший перевод не сможет ответить на возникающие у него вопросы. Да есть ли он, этот хороший перевод? Сегодня их уже не один десяток. Перед настоящим исследователем встанет не просто языковый барьер, а непреодолимая стена между священным и профанным.
    
Язык Торы Лашон Кодеш – особый язык, он качественно отличается от любого другого языка, используемого для общения. В Святом языке предметы и понятия имеют неслучайное имя. Существует глубокая внутренняя связь между предметом или понятием и графическим обозначением – буквенным  символом его на языке Торы.

Слова языка Торы не просто обозначают предмет, но и характеризуют качественно его суть. Лашон Кодеш поэтому называют сущностным языком в отличие от остальных языков, являющихся по существу своему функциональными. Всеми этими качествами язык Торы обязан, естественно, тому средству, при помощи которого этот язык приобретает зрительный образ – алфавиту. Двадцать две буквы древнего языка иврит (впрочем, и современного тоже) и есть то чудесное средство, которое делает язык Торы Святым языком.
    
Так что же нам делать? Учить иврит? Совершенно не обязательно учить язык иврит современного государства Израиль. Современный иврит и иврит языка Торы далеко не одно и то же, несмотря на то, что современный еврейский язык был возрожден на основе древнего языка. Нужно иметь в виду, что лексика Танаха включает что-то около 8000 слов древнего языка иврит, причем примерно 2000 слов были употреблены в тексте только один раз. Научные исследования показывают, что в любом языке 1000 слов покрывает примерно 85% всего содержания обычного текста. Изюминка же языка иврит заключается в его главной особенности: в основе большинства слов лежит трехбуквенный корень, количество которых не столь уж и велико. Из 22 букв еврейского алфавита теоретически возможно построить 10626 трехбуквенных корней. Реально существуют значительно меньше. Поверьте, не нужно никаких нечеловеческих усилий для того, чтобы достичь такого уровня знания этого языка, чтобы можно было сравнить оригинальный текст с его переводом. Всем, кто основательно подходит к любым своим начинаниям, рекомендую фактически единственную доступную (имеющуюся в продаже) книгу на русском языке: Томас О. Ламбдин.  Учебник древнееврейского языка.  Заказать книгу можно наложенным платежом в Интернет магазине Российского Библейского общества.
    
Но прежде чем нам двигаться дальше я просто настоятельно рекомендую выучить алфавит языка Торы и тогда, читая мою книгу, вы незаметно для себя научитесь читать Хумаш на языке оригинала. Я просто в этом убежден.

                Алфавит.

    
Еврейское предание говорит, что Бог создал весь мир с помощью отийОт иесОд – "основополагающих букв", т.е. двадцатью двумя буквами еврейского алфавита. Затем передал и объяснил их значение Адаму. И уже по цепочке это знание дошло до наших дней. Таким образом, еврейский алфавит дан самим Богом и поэтому обладает рядом уникальных свойств, каких лишены остальные алфавитные системы других языков.
    
Во-первых, каждая буква имеет название уже несущее некий первичный смысл.

Во-вторых, каждая буква наполнена дополнительными важными смыслами, напрямую не связанными с её названием.

В-третьих, графическая форма каждой буквы и даже её частей обладает смысловым значением.  Большинство букв еврейского алфавита представляют собой комбинацию из двух и более базисных букв, которые в каждой из этих комбинаций становятся деталями нового целого, приобретающего свое собственное значение.

В-четвертых, каждая буква имеет свое числовое значение, которое несет дополнительную информацию и лежит в основе одного из способов толкования Священных текстов – гематрии. Немаловажное значение имеет то место (по порядку), которое буква занимает в корне слов.
    
В еврейском Богослужении пользуются только рукописными свитками Торы, которые пишутся на пергаменте особыми чернилами, особым инструментом (сейчас – перо птицы) и особым шрифтом специально подготовленными писцами (софрИм). Стиль письма используемого для Священных Писаний называется СТАМ – аббревиатура СифрЕй ТорА (Свитки Торы), ТфиллИн (филактерии) и МезУза (слова из Торы на дверном косяке).
 
Для печатных изданий пользуются разнообразными стилями и шрифтами, в основе которых лежит так называемое "квадратное арамейское письмо". Такие шрифты так и называются – ктав ашурИ – ассирийское (арамейское) письмо. Как выглядят буквы, как называются и их числовое значение, я  предлагаю моему читателю запомнить (см.рис).
   
Таким образом еврейский алфавит состоит из 22 согласных букв и пяти особых конечных форм – софИт. Гласных букв в еврейском языке нет. А что же есть? Есть система огласовок – никкУд.
    
К началу средневековья в силу различных процессов происходящих в среде евреев рассеяния возникла реальная угроза утери правильного произношения Священных текстов Писания. Поэтому масоретами (2) были разработаны несколько систем простановки особых знаков для передачи гласных звуков. Наиболее удачной оказалась система тивериадской школы (г. Тверия в Галилее), получившей название тивериадской огласовки. Тивериадская огласовка является основной не только для текстов Танаха, она используется в иврите и по сей день.


                Гематрия.

Как видно из приведенной таблицы каждая буква алфавита имеет свое числовое значение. Путем сложения всех числовых значений букв слова можно определить его числовое значение. Такой подсчет называется гематрия или гиматрия. Слово происходит, возможно, от греческого geоmetria.
    
Гематрия является одним из способов раскрытия тайного смысла слова. Считается, что между словами с одинаковыми числовыми значениями имеется внутренняя связь.

Например:

Отец на древнем иврите – Ав, гематрия равна   3 (1 +  2).
Мать                – Эм, гематрия равна 41 (1 +  40).
Ребенок                – Йелед, гематрия – 44 (10 + 30 + 4).

    
Таким образом, гематрия слова "отец" плюс гематрия слова "мать" равна гематрии слова "ребенок". Внутренняя связь очевидна.


                Хумаш или пять книг Мошэ.


В еврейской традиции принято книги Пятикнижия Моисеева называть по первому слову этой книги. Книга Бытие христианской Библии называется БерешИт – "В начале", книга Исход – Шмот – "Имена", книга Левит – ВайкрА – "И воззвал", книга Числа – БемидбАр – "В пустыне", книга Второзаконие – ДварИм – "Слова" или "Речения". Кроме того, вся Тора разбита на 54 части – "недельные чтения" или парашОт, которые также имеют названия по первому слову такого отрывка.
    
Весь текст Торы содержит 5.845 стихов (пасукИм), 304.805 букв.
    
Устная Тора состоит из двух основных частей Агады и Галахи.
    
Агада  «повествование»  содержит афоризмы и поучения религиозно-этического характера, исторические предания и легенды, предназначенные облегчить применение «кодекса законов» – Галахи.
    
ГалахА (от "галах" – «ходить») – совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев. И Агада и Галаха содержит множество мидрашей (толкование, писание) – рассказов, толкующих и объясняющих тексты письменной Торы.

                Талмуд.

Записывать Устную Тору было строжайше запрещено. Тем не менее, после разрушения Второго Храма сложилась ситуация, когда мудрецы Израиля испугались, что Устный закон или какие-либо его части могут быть утрачены. Тогда Йегуда га-Наси, тщательно сверив и проанализировав различные варианты, сделал запись краткого конспекта Устного Закона, получившего название Мишна. Это оказался довольно таки объемный документ. Мишну разбили на шесть частей-разделов – сдарим, от слова седер – порядок. В Мишне разделы идут в следующем порядке:
• раздел Зраим (Семена) – в основном (кроме первого трактата), содержит законы, регулирующие сельское хозяйство
• раздел Моэд (Праздники) – содержит законы субботы и праздников
• раздел Нашим (Женщины) – в основном, содержит законы, регулирующие различные аспекты супружества
• раздел Нэзикин (Ущербы) – занимается, в основном, имущественным правом.
• раздел Кодашим (Святыни) – рассматривает законы жертвоприношений и законы Храма
• раздел Таhарот (Чистота) – содержит законы ритуальной чистоты.

Разделы содержат трактаты – масэхет (масэхтот). Все их 63.

Однако часть предания, претендовавшая на статус Устного Закона, по каким-то причинам не попала в свод Йегуды га-Наси, т.е. Мишну. Но они продолжали пользоваться определенным авторитетом у мудрецов и заучивались в школах в обязательном порядке. Так как они оказались вне Мишны, их стали называть барайтами (т.е. находящимися снаружи). В конце концов их насобиралось приличное количество и их также записали, назвав Тосефтой – дополнением.

Следующее поколение мудрецов обладали феноменальной памятью. Они наизусть знали Мишну, Тосефту, барайты не вошедшие в Тосефту, множество мидрашей (толкований), сказаний – агадот. Они все время проводили в анализе, сопоставлении, комментарии различных мишнайот, тосафот и барайт, используя уникальные разработанные аналитические методики, гематрию, натарикон, темуру, привлекая в качестве доказательств множество мидрашим и агадот, и все время продолжали спорить и дискутировать, отстаивая свою точку зрения. Так родилась Гемара (завершение).

Мишна с Тосефтой и Гемара, сведенные в одну книгу, и есть собственно Талмуд.

Иллюстрация: еврейский алфавит. 

(1) Дословно: пять пятых Торы.
(2) Масореты – знатоки масоры. МасорА  – буквально означает "предание". Масора - аппарат примечаний, уточняющих орфографию, огласовку, синтаксическое деление, ударение и кантилляцию  текста Танаха, а также случаи вариантного произношения отдельных слов. Тивериадская масора была разработана несколькими поколениями семьи Бен-Ашер и  завершена к 10 веку усилиями Ахарона бен Мошэ Бен-Ашера. Он заложил также основы грамматики иврита.