Тому назад одно мгновенье... гл. 11

Людмила Волкова
                11

                – Нет, так нельзя, – сказала себе Александра Адамовна, глядя на отобранную стопку дневников. – Нужно всё  разложить по годам. – Она задумалась. – Когда же они спелись?
                «Ну почему – спелись?» – подумала раздраженно. Что это с нею? Ведь теперь нужно успокоиться, раз стало понятно, что не собиралась Машка выходить замуж за Артема! Он просто влюбился,  бывает…
                Она распределила дневники по датам, с сожалением обнаружив, что относятся они только к студенческим годам. Неужели Маша  перестала их вести? Или дети с собою увезли, оставив то, что им казалось давним и неинтересным?
                Александра Адамовна вдруг вспомнила  такую непростую свою соседку, оказавшуюся профессоршей. Может, Маша отдала ей дневники перед смертью? Но почему  – не все? почему не все?
                Нет, что-то не сходилось. «Надо будет расспросить, – решила Александра Адамовна. – И даже признаюсь, что вот это все прочитала. Пусть думает обо мне, что хочет!»
                Наведя  порядок в дневниках, она взялась за старый, недочитанный, чтобы не сбиваться с хронологии событий. Не любила все-таки хаоса – ни в мыслях, ни в событиях.
                Правда, в Машиных дневниках время тоже перетекало  из одного в другое,  невольно заставляя Александру Адамовну быть соучастницей тех событий, которые ее не волновали совсем. Не нужен ей был Илюша с драматической судьбой,  замужество тети Лиды, чем-то  напоминающей тетю Валю, словно они были сестрами. Обе хотели замуж, походили внешне, если верить описаниям Маши. И на Машиных подруг  ей было наплевать, потому что она, Саша, в молодости их просто не имела, как теперь стало понятно. Были однокурсники,  жила под боком простодушная Любаша, но не было ровни ей, Саше,  – по развитию. Так она считала тогда.
                Вообще-то, умниц в их группе хватало, если честно говорить, однако все они оказались самовлюбленными эгоистками. Закончив университет, никто из них даже не позвонил, точно не было у них комсорга Саши Ташковской, которая считалась  на курсе звездой. Погасла звезда! А ведь она  и в аспирантуру попала сразу же, и две диссертации защитила – одну за другой, и кафедрой заведовала! Но к ней ни разу не обратились за помощью! А она могла бы помочь при поступлении в университет. У всех были дети, внуки,  и  конкурс на филфак зашкаливал. Да один ее звонок любую проблему мог решить!    
                К другим обращались, а к ней – нет. Боялись, что не поможет? Стыдились, что сами не достигли такой карьеры, как она? Не хотели унижаться перед нею – гордячкой и «карьеристкой»? Ну и черт с ними! Меньше было хлопот.
                Александра Адамовна открыла дневник за 1957 год, потому что предыдущий неожиданно обрывался размашистым словом «Конец». Дальше шли чистые листы…
                « 18 декабря.
                Не знаю, дотяну ли я до  сессии, так мне плохо. Каждый день у меня рвота, да еще с кровью. А желудок болит так, что я с трудом высиживаю занятия до конца. Уже после второй ленты приходится удирать, вернее – уползать, чтобы  все вокруг не видели, как мне паршиво.
                Тетя  Лида в панике как-то решила:
                – Все, раз не хочешь ложиться в больницу, я вызываю твою мамочку. Пусть она  отвечает за тебя!
                – Нет! – крикнула я. –  Лучше я в больницу лягу!
                С меня хватит лета, когда  мама приезжала с моим братцем, Севкой,  и мы все вместе ездили в Крым. В дом отдыха, под Ялтой. Потом туда приехал мой «папа» Даня. Я чуть не расхохоталась, когда он мне, большой девице, предложил так его называть – папой Даней. Чтобы я не перепутала  его с моим папой…
                Не буду описывать, как мы отдохнули. Внешне – хорошо. Они для меня ничего не жалели. Братец оказался капризным ребенком. Никаких родственных чувств  между нами не возникло. Но это ерунда. Меня больше убивало то, как ведет себя мама. Словно я племянница, а не дочь, и потому нужно со мною быть предельно вежливой и осторожной. В детстве, я ведь помню, она меня по  попе шлепала, обнаружив, что я нашкодила. Покрикивала, потом бросалась целовать и даже извинялась:
                – Я, доця, такая нервная… из-за папы.
                Да ладно… Хуже другое: я ее забыла! Оказалось, что моя мама – все-таки Лида, которая всегда рядом и любит искренне.
                – Какая у тебя мать хорошая, – сказала мне тетя Лида, когда я вернулась. – Денег нам оставила. Больше, чем раньше присылала. А какие  тебе шмотки купила! Ты не рада?
                Я так поняла:  у мамы все хорошо, кроме одного. Это одно – я. Ее все-таки совесть мучит. И пусть  мама Лида не внушает мне, что мама Катя – хорошая. Да,  когда на расстоянии. А когда рядом – чужая. Правда, время от времени она меня бросалась обнимать и целовать. Наверное, это были припадки совести».
                Александра Адамовна перевернула страницу, но там уже была запись за другое число.
                «23 декабря.
Такое случилось, такое, что мне не описывать это хочется, а вопить от радости!
                Нет, беру себя в руки и – по порядку.
                Первое – я в больнице.  Рентген показал, что у меня язва двенадцатиперстной кишки, готовая к прободению! От операции мы отказались, наслушавшись от других в палате, какие  «радости» меня ожидают после нее. Тетя Лида заказала международный разговор по телефону, и мама переполошилась тоже, но  пообещала приехать и привезти какое-то замечательное лекарство, импортное. Или передать его «с оказией», если окажется, что с приездом не получится.
                – Нет, Катька какой  была…такой и осталась! – не выдержала мама Лида.
                – А какой  была? – поинтересовалась я.
                – А не твое дело. Вырвалось. Не бери в голову.
                Неохота рассказывать, как меня лечат и как терзают диетой номер 1. Пичкают таблетками, делают уколы и разные физпроцедуры. Мне даже стало легче (боль сняли).
                И палату, где лежит 8 женщин разного возраста, тоже не буду описывать, хотя это как раз интересно: все такие разные!
                Потому что хочу писать о главном.
                Но сначала лирическое отступление.
                Когда умерла тетя Фира,  Илюше было    почти  десять лет. Она умерла от туберкулеза  каких-то  органов, но не легких. От детей скрывали подробности. Тетю Фиру  укладывали в тубдиспансер, лечили, а Илюша жил у нас. Теперь уже знаю, что болезнь была запущена, так как ей ставили другой диагноз. Ведь не находили туберкулезных палочек.
                Я помню, как она умерла – уже дома, а не в больнице. И обнаружил это Илья, с криком прибежал к нам рано утром…
                Ужасные были дни… Тетя Фира лежала на столе в окружении соседок, все плакали, гладили Илюшу по голове, тетя Лида  прогоняла его то поспать, то поесть у нас,  а он смотрел своими чудесными оленьими глазами куда-то в пространство и словно никого не слышал и не узнавал…
                Зато меня  узнавал! И плакал, не стесняясь, когда мы оставались наедине. А я его даже целовала в худые щечки и обнимала, как девочка девочку. Он и был для меня подружкой или младшим братом, и я его любила как братика.
                Буквально через  две недели приехал Илюшин дядя, брат его погибшего отца, о котором мы ничего не знали до сих пор. Он так быстро оформил опекунство, что  всем стало понятно: у него «связи». Или он «большой человек», как считали соседи.
                А потом Илюшу увезли, не сказав – куда. И я рыдала, словно похоронила своего дружка! У меня была истерика, первая в жизни.
                Когда я устала от криков и слез, которые тетя Лида стоически выдерживала, даже не предложив валерьянки, она успокоила меня по-своему:
                – Чего плачешь, дурочка?  Илюшка не умер, а  перешел в другую семью. Дядя-то родной! Это лучше, чем детдом. Он будет жить в достатке, не то что с больной матерью. Да еще и  немного тронутой. Я тебе не говорила, что Фирину семью фашисты расстреляли, а она чудом спаслась? Тогда и тронулась.
                – Неправда, она была нормальная! – возмутилась я. – И хорошая, добрая!
                Про семью я уже знала.
                –Только вроде как подкошенная горем. Это видно невооруженным глазом. И кто не свихнется, если сначала семью расстреляли, а потом еще муж погиб? Наверное, потому и болела.
                – А дядя? Куда он его увез?
                – Говорит: пристрою мальчика в Суворовское училище и сообщу вам. Адрес дала ему,  наш.
                – Но ты же мне говорила, что он точно в Суворовском! Откуда ты это взяла?
                – А чтоб ты не приставала. Сама подумай: что ему с Илюшкой делать, если у него свои дети есть? А туда берут сирот. Тех, у кого отец на фронте погиб. Он спешил, ведь туда с десяти лет принимают. И в Суворовском, кстати,  замечательное воспитание. Там даже бальные танцы преподают. И языки иностранные. Будет твой Илюша полиглотом, танцором.
                – Он музыку любил, ты забыла? Он хотел на фно научиться играть!
                – Вот-вот! Как раз этому и научат в Суворовском училище. Будет офицер образованный, а не какое-то быдло.  Когда закончит, вернется! – оптимистично пообещала тетя Лида.
                Только почему уже выросший Илюша ни разу не написал нам, не позвонил? Неужели все забыл? И наши игры, и то, как вместе слушали музыку? И как мы вместе книжки читали,  как умничали, рассуждая о взрослых?
                Потом мы с тетей Лидой перестали говорить об Илье. Только закрытая дверь  его комнаты соседям тоже напоминала о нем. Те удивлялись, почему туда никого не подселяют?
                – Да потому,  что комната – за Ильей! Он там прописан, глупые вы люди! – объясняла тетя Лида, у которой хранился ключ от этой комнаты.
                Я долго не знала, что она и платила за нее все эти годы,  получая  «до востребования» деньга от дяди Илюши!
                Вот на этом и держался тетин оптимизм.
                А сегодня  я узнала и причину, по которой от меня все скрывалось.
                Ладно,  опять ушла в сторону. Сначала о вчерашнем дне.
                …Итак, вчера  в шесть часов вечера я нацепила поверх халата еще один – бушлат, в котором можно гулять во дворе, и пошла в холодный вестибюль встречать тетю Лиду. Она всегда приходит после работы именно в это время.
                Но бушлат – один на всю палату. И я подумала, что нужно его назад отнести, вдруг кому-то понадобится…
                Вернулась в палату, повесила бушлат на вешалку возле двери… И в этот момент, пока я копалась в поисках свободного крючка, дверь открылась, и раздался голос тети Лиды – как в громкоговоритель на демонстрации:
                – Машка, принимай гостей!
                Я из-за вешалки выглядываю: рядом с тетей – кто-то высоченный, в белом халате поверх кожаной куртки, кудрявый, темноглазый, смеется и тянет ко мне руки…Илья!
                У меня ноги подкосились! Разве это Илья? Худенький кузнечик чуть выше меня,  с грустными глазищами в шикарных ресничках, как у девочки?  У этого дяди – плечи, не обхватить руками! К его голове не дотянуться!
Но у меня и мыслей таких не было. У меня вообще в голове была пустота, а в сердце переполох.
                А он не стал меня разглядывать – просто облапил всю, стиснул, поцеловал (поцеловал!!!) в губы ( в губы!!!) и сказал незнакомым баритоном:
                – Машка, Машка, как ты выросла! Как похорошела! Как я соскучился!
                И снова поцеловал, но уже в обе щеки. И слава Богу, мне полегчало от этих родственных  поцелуев. Потому что к этому верзиле я не привыкла еще…
                Палата с удовольствием  смотрела это кино. Уже когда тетя Лида в четыре руки с Ильей выложили на мою тумбочку  и кровать все,  что притащили,  и я снова нацепила бушлат, услышали, выходя:
                – А говорила – нету парня. У такой девки – да чтобы не было парня?
                Потом мы сидели в вестибюле на раздолбанных скрипучих  стульях. Вокруг  было много людей, но  каждый занимался своим.
                О чем мы только не говорили, перебивая друг друга! Им хотелось – о моем здоровье, а мне – об Илюше.
                Закончил он Суворовское училище, потом поступил в военно-медицинскую академию там же, в  Ленинграде. Сейчас учится на третьем курсе, хочет быть военным хирургом, именно эту специальность и изучает.
                Вот   тут  и открылась ложь, которую организовали наши родные тети-дяди. Моя тетя молчала о ключе и деньгах за квартиру, прекрасно зная, где учится Илья.
                – Но зачем?! Я же волновалась!
                – Степан Николаевич просил. Я тебе потом расскажу, не приставай! – как-то путано ответила тетя Лида, пряча глаза.
                Илюша при этом смотрел на свои колени, тоже странно усмехаясь.
                Я поняла, что правды она мне сейчас не скажет… Ладно, подождем до  завтра…
                – Но ты почему не писал? – прошептала я, трогая его руку.
                Илюша  вдруг схватил мою кисть, сжал ее двумя руками и  поцеловал! Потом прижался щекой к моей руке, пообещал:
                – Завтра, завтра все расскажу. И пусть наши родственники обижаются, сколько им влезет!
                Сказано было нарочито мягко, вроде бы шутливо, но тетя Лида надулась. Потом вскочила:
                – Я пойду прогуляюсь, а вы тут поворкуйте!
                – Нет, лучше вы тут поговорите, а я пройдусь, – сказал Илья,  тоже вставая. – А я приду завтра, один, и  с Машей поворкуем. А то… какое воркование втроем?
                Он по-дружески  обнял меня и пошел, не оглядываясь.
                Тетя Лида с побитым видом уселась на его место.
                Когда Илья вышел,  я повернулась к ней, молча спрашивая ее глазами. Она  помялась, потом вздохнула:
                – По-моему, его дядя не хотел возвращения Ильи в наш город.
                – Ладно, с ним ясно, это Илья объяснит. А ты… почему ты молчала?
                Тетя Лида сначала  оглянулась на тех, кто нас окружал, а потом уже шепнула:
                – Ты помнишь, как погибла семья Фиры? Тебе нужны эти проблемы?
                Я не понимала, о чем она.
                – Ты знаешь, что у евреев национальность определяется по матери, а не по отцу? И значит – Илья еврей.
                – Ну и что? – опять не поняла я.
                – Ты совсем дура, или притворяешься? Тебе зачем эти проблемы?
                Доходило до меня медленно. В нашей семье антисемитизмом и не пахло. Почти все подруги Тети Лиды были евреями. Она говорила, что ценит чувство юмора в своих верных подружках. И чувство семьи, которого  многие  «наши» лишены.
                – То есть, ты хочешь сказать, – медленно начала я, уставясь в ее растерянное лицо, – что ты боялась, а вдруг я влюблюсь в Илюшу, а он в меня, и мы захотим пожениться, то…
                – Если бы боялась, не притащила бы его сюда! – И уже без перехода пошла в наступление: – У них судьба такая, у евреев, трагическая! Им трудно поступить в институт! На физтех, например, невозможно! Как же – считается, что еврей не достоин знать все секреты о ракетостроении! Словно они могут сразу  побежать в проклятую Америку и сдать  эти секреты!
                Она такое молола, что я уже ничего не понимала!
                – При чем тут физтех? – наконец перебила ее, рассердившись.
                – Я говорю вообще! Связать себя браком с евреем, это значит – бедными будут  твои дети. Я работала в приемной комиссии, ты помнишь? Так вот…
                – Тетя Лида, ты хочешь сказать, что все это время скрывала, что знаешь, где учится Илья и почему не появляется? Ты переписывалась с его дядечкой?  Вам обоим так хотелось нас развести? Но мы же не парочка влюбленная, а детьми были?! И никто мне не предлагает замуж! И дружить нельзя? Ты совсем запуталась! А ему, Илье, что дядька этот противный говорил обо мне? Я, ребенок, ему так не понравилась?
                – Да он просто не хотел, чтобы  Илья возвращался в Украину. Они же русские оба. Короче, тебе завтра сам Илюша все расскажет. Где жил, куда летом ездил отдыхать – с семьей дяди, и вообще…И не надо меня в чем-то обвинять. Я не имею никаких предрассудков. И лучшего мужа, чем Илья, тебе не найти. И если он тебя сам нашел, хотя ему говорили, что мы уже не живем в этом городе, а куда уехали, неизвестно, то…
                Она что-то лепетала, оправдываясь,  а я сидела как пришибленная.
                Прощаясь с нею, я сказала:
                – Мама Лида, утешься. Мне никто руку и сердце не предлагает. Тем более – он далеко живет, еще учится, не имеет своих денег. Как и я. Но знай: стоит  ему меня позвать – и я улечу к нему на край света.
                Она молча меня чмокнула и ушла. А мне стало ее жаль.   До чего эти взрослые напуганы! И как заврались…

Продолжение http://www.proza.ru/2015/01/21/2060