Случай на пруду

Надежда Гущина 2
               
                (Рассказ-быль )


- Слушай, вот был случай. Я его помню в подробностях, как будто это случилось вчера. Мне было лет шесть в ту пору, где-то в 1954 году это случилось. Зимы в те годы были суровые, но как все подростки постарше, так и вся мелюзга с  нетерпением ждали, когда - же зима наметет сугробы. Катались до самых   сумерек,  кто на санках, кто на лыжах, кто на самокате, а кто на коньках. Мороз раскрасит щеки, нос, пальцы скрючит  и на штанах- шароварах катышки ледяные  примерзнут, но никакая стужа, ни морозный жгучий ветер не могли разогнать ребятню по домам. А играли, в основном, вот на этом пруду, что перед моими окошками. Здесь и берег круче и места больше.

Одежда  конечно, у нас была  намного беднее, чем у сегодняшних ребятишек. Никаких ботинок с креплением не было, лыжи и коньки привязывали « суровой» веревкой прямо  к валенкам. Жили бедно. Но нашей семье помогала тетя Анфиса по материнской линии. Она жила в Одессе и часто присылала нам посылки, в основном вещи  старшей дочки.  Вещи были хоть и поношенные, но отличались  от  деревенских и я с удовольствием их носила.

И вот, когда в очередной раз мама  получила посылку, там была черная цигейковая шубка и, что удивительно, вязаная шапочка с бубоном. А надо заметить, что в деревне у нас от мала до велика носили только платки, полушалки да шали. Я нарядилась, надела валеночки, рукавички,  заботливо связанные бабушкой Катериной, и  пораньше пошла на пруд. Помню,  в ту ночь был сильный мороз.  Было  слышно,  как трещат углы нашей деревянной избы, как сухо шуршал по соломенным крышам морозный ветер, значит, лед будет крепкий и ребятни будет много. Но на пруду никого не было, кроме одного мальчишки, года на 4 постарше меня. Он был на самодельных  деревянных коньках  и клюшкой гонял кусок льда.

      Я  побежала по всему пруду. Мне было интересно смотреть в толщу  прозрачного льда, где мороз изобразил замысловатые узоры. Так я дошла до проруби, где женщины всегда полоскали белье, ведь полоскать в проруби легче, чем носить воду из колодца. Вот одна такая  чуть застывшая прорубь попалась на моем пути. Из интереса я топнула  по проруби одной ногой, но лед не затрещал, выдержал. Тогда я встала обеими ногами и в ту же секунду оказалась в ледяной воде. Валенки сразу же наполнились водой, шубка стала тяжелой , одна шапка с бубоном наверху.

      Помню, я не  испугалась , стала изо всех сил руками хлопать по льду , цепляясь за край проруби, но  лед подо мной крошился и я скатывалась опять в холодную  воду. Сколько я так молчком барахталась, я не знаю и только когда студеная ледяная вода как щупальцами охватила мое худенькое тельце, я испугалась, запаниковала и истошно закричала: «Мам-стар, помоги !»  Промокшая шубка тянула меня вниз, в холодную темную бездну все сильнее и сильнее. Я с ужасом подумала,  как будет убиваться по мне моя любимая бабушка, как ей попадет от моих родителей, что недоглядела, и я  не хотела умирать и пуще прежнего заверещала.

      Тот парень, что катался неподалеку, бросился ко мне на помощь. Это был Толик Кузин!  Подойти ко мне  он не мог, а догадался подползти, подложив под себя  клюшку. Подполз, взял меня за  воротник и вытащил на твердый лед. Мокрые валенки примерзали ко льду, с шубки текло , но даже не догадавшись поблагодарить спасителя, я быстро поднялась на берег и бегом домой.

                Бабушка, узнав, что я чуть не утонула , заплакала- запричитала, сняла с меня мокрую одежду и посадила на горячую печку, а сама поспешила к Кузиным, чтоб поблагодарить за « анчутку» ,  т.е. меня. На печке я успокоилась, отогрелась горячим чаем и уснула. И что удивительно: после такой купели на утро у меня даже  насморка не было. Родители были на работе, мы с бабушкой ничего им рассказывать не стали.
                Апрель 2014г.