Дикое удовольствие прошлых лет

Гайдамака Светлана
Это дикое удовольствие не обходится без неприятных и даже опасных последствий, так как, исключая повреждений на лице, часто наносятся удары в бок и в грудь, которые, разумеется, бесследно для здоровья не проходят. Взрослые занимаются этим диким удовольствием по праздникам, а  и подростки, как не занятые работой, и в будни после обеда».
        март 1913 - Газетные "старости"
Что же это за удовольствие такое, спросите Вы? Кулачные бои. Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков. Еще в  летописи Нестора под 1068 годом говорится: «Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела».
Начинались кулачные бои как бы исподволь, как только появлялись первые проталины. То одна группа, то другая приходили на луг и «нехотя чесали» свои кулаки на теле других. Шутки, смех, прибаутки. Играли гармонисты, лошади были разукрашены лентами. С каждым разом, по субботам и воскресеньям, таких групп становилось все больше и больше.  На кулачки приходили из окрестных деревень Кромского района Кутафино, Красная Роща, приезжали люди из Орла и Кром, из сел Чувардино, Крупышино Дмитровского района. Сначала начинали драться ребята, потом старше, а в самом конце дрались старики. Дрались и на мосту. Если один человек падал с моста в реку, то другой спрыгивал, и кулачки продолжались в воде. Дружеские потасовки длились не одну-три минуты, а больше. И, наконец, в июне, когда были закончены полевые работы и появлялись более-менее свободные дни до покоса, кулачные бои становились самыми жаркими. Существовали определенные правила. Действительно, начинали бой самые малые, потом — старше. Если кто-то падал, то его не били. Не били и тех, кто поднимал руку вверх. В момент боя зорко следили за теми, кто нарушал правила. После кулачек шел разбор поединка, причем делали это совместно сразу две враждующий стороны. Строго наказывались те, кто бил исподтишка, ниже пояса. Нельзя было махать кулаками из стороны в сторону. За удар в висок и был казнен купец Калашников, за то, что нарушил правило. Например, житель Кром А. И. Батов вспоминает, что обе «стенки» во время кулачного боя в селе Муханово Троснянского района погнались за ним, поскольку он позволил себе ударить противника в бок.
Старожилы рассказывают, что жил когда то в селе Кутафино богатырь Тимофей Тимофеевич. Как только начинались бои, то его закрывали в подвал. Однажды это сделать не смогли. Богатырь вышел на луг, ударил противника, да так, что тот сразу же, как опричник молодой, застонал слегка, закачался, упал замертво. Тимофея Тимофеевича даже не судили. Не за что: кулачный бой, был неподсуден.
Учитель Нижне-Федотовской школы Н. И. Гостенков так описывал кулачные бои, происходившие в их крае. «В самом центре леса Ивановское урочище, на перекрестке нескольких дорог находится большая поляна, которая получила название Балкон... Первые бои весной в лесу проходили на Вознесенье после обеда (до обеда крестьяне шли с иконами в поле и просили Всевышнего послать хороший урожай), а затем продолжались на Троицу и заканчивались на Загвины. Помещик выставлял бочонок казенки (водки). Это - был приз победившей стороне в кулачном бою»...
"Кулачки" проходили и в Орле. На масленицу, на Оке, где нынче Герценский мост, сходились "Монастырка" и "Привокзалка". Раздевались по пояс(видимо, что бы было видно , что никто, ничего в рукаве не припрятал) и начиналось ледовое побоище. Упавших не били. Ногами - категорически запрещалось. Бились до первой крови, т.е. те кому разбили "сопатку" в кровь, могли выйти из драки и это не считалось трусостью или позором. Но как правило, большинство, билось до "последнего". Интересны народные названия приемов кулачного боя:  «дать в хлебово», «по сопатке», «во всю ширь»,   «в душу», «обручи ломать», «дать пирога», «салазки вертеть», «справа по уху», «под сердце», «с плеча».   Удар мог  именоваться  по цели нанесения – «в душу»; по результату, причиненному им – «салазки вертеть» (сворачивать, ломать челюсть).
Случалось, что где-либо в улице обоз наедет на обоз; тогда пассажиры спешиваются и начинается рукопашная. К ним присоединяются новые гуляки — кто за кого, а другие спешат оповестить соседей, что там-то, мол, идет уже потеха; и схватка принимает характер любимых кулачных боев. Здесь, как в прямых кулачных боях, бывали свои герои; таков был мещанин Сергей Сергеевич Пирожков, современник учреждения в Орле губернии. Он слыл за таких силачей, которым подавай целую улицу...
На первый день пасхи народ любил собираться на Воздвиженской площади. Бойцы обыкновенно собирались в две противоположные группы и располагались так, чтобы вступать в бой улица с улицей или по частям города. Готовность к бою выражалась шумом и свистом в двух противных лагерях. Противники старались поражать друг друга в живот, грудь, лицо. Иногда бои бывали очень упорны и ожесточенны, так что некоторые падали замертво, а иных уносили с места побоища увечными и впредь к бою неспособными. Кто дольше других простоит на месте, больше сразит противников и, конечно, сам перенесет большее число ударов, тот был героем дня и заслуживал в городе наибольшее уважение. Слава его переходила и на ту улицу, где он жил. Несмотря на то, что кулачные бои были запрещаемы правительством, они продолжали существовать в Орле до шестидесятых годов 19 в.
Окончательно задавить эту традицию не смогла даже советская власть. В 70-х были бои, когда сходились район на район(например "Ботаника" с "Карачевкой") и в ход шли уже цепи, колы, кастеты и прочее оружее, включая обрезы.
Кулачные бои пережили все законы и сохранились, — для интеллигенции они приняли вид атлетической борьбы, на сценах — как платное зрелище, а в самом народе продолжаются невозбранно и повсюдно, не минуя и столиц, где они по-видимому должны бы стать анахронизмом; и практикуется то в тех же видах и сценах, как в седой старине, разве только не так часто и не в таких грандиозных размерах.