Но баранку не бросал шофёр

Любовь Архипова-Уральцева
Василий Давидович Сацкий ясно помнит весну, май 1945-го: всюду ликование, веселье, люди, даже незнакомые, обнимались, целовались, поздравляли друг друга с Победой.
…Позднее была написана «Песенка фронтового шофёра», в мажорной тональности рассказавшая о боевых буднях, ведь на то она и песня, чтобы поднять дух солдата на войне. Главное, правда жизни не была искажена: «Путь наш до Берлина, между прочим, был, друзья, нелёгок и нескор…». Именно так. И даже в самой сложной обстановке «баранку не бросал шофёр».
Василий Давидович войну проколесил за рулём грузовика. Машины были разные, но все горели, ломались. А молоденький водитель, погоревав, садился в кабину и вёл другой автомобиль. Его появление на полях сражений всегда ждали с нетерпением: пришла машина – значит подвезли снаряды, или пора перевозить раненых в госпиталь.
Запомнилась фронтовому шофёру машина американского производства «Студебеккер». Мощный грузовик военной поры. Только ему под силу было перевозить наши зенитно-артиллерийские пушки 85-го калибра. Каждая из них весила пять тонн!
А начинался боевой путь Сацкого на переломе военных событий. Из Орловского райвоенкомата его отправили под Сталинград, в учебный лагерь. Курс молодого бойца был недолгим – всего два месяца. Потом на пароходе по Волге отправили в Казань. Там формировался полк ПВО. Оттуда лежал путь на Украину. Надо было охранять переправы.
Медленно, с ожесточёнными боями продвигались на Запад. Не по карте изучали географию страны. Украина. Потом Белоруссия – Бобруйск, Барановичи… Самые жестокие бои, по мнению Василия Давидовича, были на Сандамирском плацдарме, когда наши войска освобождали столицу Польши Варшаву. Здесь в полной мере проявилась мощь наших пушек, следовавших за машиной Сацкого:
-- Они били фашистов на расстоянии в пятнадцать километров и отсекали фрицев от берегов Вислы, -- вспоминает ветеран.
Войну закончил Василий Давидович в Германии. Весь боевой путь можно проследить по наградам. Грудь ветерана украшали в праздничные дни медали «За освобождение Варшавы», медаль Жукова, «За победу над Германией», до десятка юбилейных медалей. А совсем недавно ещё одна награда нашла героя. Президент Белоруссии Григорий Лукашенко прислал медаль «За освобождение Белоруссии».
На войне нашёл Василий Давидович надёжных друзей. Алексей Ярошенко, Константин Анисимов, Владимир Чернышов. Все из Манькова Чертковского района. Все были фронтовыми шофёрами.
-- Вот только, -- вздыхает мой собеседник, -- годы такие, что привет уже некому передать.
После Победы Василий Давидович вернулся в родной посёлок Красноармейский. Здесь его жизнь сложилась по пословице: «Где родился, там и пригодился». Юность была, как у большинства пацанов-сверстников. Работали они в колхозе, от комбайнов возили на подводах зерно на ток. Радовались успехам и гордились земляками – передовыми комбайнёрами. Они управляли прицепными комбайнами «Сталинец» и «Коммунар». На фронте, в минуты затишья, думал о том, как вернётся в хозяйство, к земле-кормилице. Ведь лучше всего возить в кузове грузовика зерно, фрукты-овощи, а не смертоносные снаряды. Судьба была благосклонна. Вернулся солдат домой. И с баранкой не расстался. 55 лет проработал шофёром в совхозе «Красноармейский». Ветеран вспоминает, как радовались преображению посёлка. Только от старшего поколения новосёлы и молодёжь могут узнать, что раньше центральной улицей посёлка была улица Красных партизан. На ней располагались школа, клуб, танцевальная площадка и летний кинотеатр. Во время войны на столбах висели репродукторы. К ним собирались люди послушать свежие сводки Совинформбюро. После Победы, в пятидесятые годы, радио пришло в каждый дом.
С тоской говорит Василий Давидович о том, каким сильным было их хозяйство, на хорошем счету в районе. Сдавали государству и мясо, и зерно, и шерсть.
-- Не могу поверить, что России шерсть нынче не нужна. Нам надо одевать армию, население в натуральную одежду и обувь. То что овцеводство нерентабельно – это абсурд!
Он уверен, что время абсурда пройдёт, и Россия станет сильной, процветающей державой. За то воевал до победы.