Сын кулака

Любовь Матвеева-Поротикова
               
          "Кто крепок плечом, тому ноша нипочём" (русск. пог.)

          - Родился я на хуторе Дудукалов, Егорлыкского района Ростовской области, в 1913 году. Тогда семьи у всех были большие! В нашей было девять детей, с родителями – одиннадцать человек. Земли имели тридцать десятин – сеяли пшеницу. У всех были  хорошие сады, выращивали яблоки, сливы, вишню. Всё это сушили летом, и за зиму съедали – на сладкое, сахара-то почти не видели. Землю при царе выкупали у государства  в разных местах – где случится. Пашню – для хлеба и овса, луг – для сена, бахчу - для дынь и арбузов. Из скота семьи обычно имели по две-три коровы, две-три лошади, четыре пары волов, голов по двадцать овец.
          Дети начинали работать рано – лет с восьми пасли скот, боронили пашню, если ходили в школу, то после занятий сразу включались в семейный труд. Обычно после четвёртого класса учёба заканчивалась, ведь дальше надо было с хутора переезжать в станицу - а к кому? Учёба тогда не была приоритетом.
         Большую радость и облегчение в семейных трудах почувствовали, когда дед Матвей с товарищем поехали в город Ростов, и купили в складчину молотилку американского производства - на два хозяйства. Была она деревянная, с паровиком, и стоила одиннадцать тысяч золотых царских рублей. Смолотят зерно себе – помогают односельчанам из  шести процентов. Когда женился старший брат Андрей, его отделили – построили дом во дворе, но работали по-прежнему все вместе.
           Произошла революция, молчали: что делается, пусть делается. Заворачивали всеми этими революционными процессами на хуторах и в станицах не столько бедные, сколько хитрые и ленивые. Потом начали лишать прав, объявлять кулаками и выселять. Выселили и моих родителей  в село Дивное, Ставропольского Края. С ними поехали младшие дети  Рая, Филипп, Тамара и Саша, а меня не захватили. Перед самой войной их ещё дальше переселили – к Уралу, там они жили три года. Я от родителей ничего не скрывал, и в 1930 году был принят в комсомол – в школе крестьянской молодёжи, это – почти средняя  по нынешним меркам. Было это на севере, куда я выехал по своей воле на работу. Название города забыл…
          Во время войны служил на Чёрном море, в береговой службе - развозил на старом грузовике ГАЗ-51 по военным частям снаряжение, продовольствие. Потом меня забрал в свою часть полковник Солнцев, два года не отпускал. Здесь машина у меня была марки «Виллис», американская! Не новая, но  служила исправно, я её берёг больше, чем себя. Ночь ли, день ли, а приказ поступил – выезжаешь. То своего начальника везёшь, то пять-шесть офицеров по месту назначения, то донесения и приказы в три-четыре дивизии, то продукты в штаб.
         Однажды меня арестовывают по доносу земляка, мол, я – сын кулака. Посадили в тюрьму – обыкновенную хату. Дом стоял в опасном месте, простреливался с двух сторон - и нашими, и немцами, пристрелят – и не узнаешь, от чьей пули погиб? Четыре дня просидел, не зная, что начальство решит на мой счёт? Переживал. Тут я понадобился полковнику Александру Солнцеву:
             - Пошлите ко мне Дегтярёва!
             - Дегтярёв арестован!
             - Такие - сякие, с ума сошли? У него одного машина не ломается, всегда на колёсах, а вы его во  враги записываете? Освободить сейчас же!
             Освободили. Гнали немцев без остановки до Украины, своим ходом дошли! Я получил два ордена! И тут глупость сделал, погорел - полковник Солнцев, мой начальник, три премии мне выписал. Я подумал – потом получу, и выехал на Урал помогать отцу-матери переезжать в Ставрополье - их опять перегоняли. Так премия и затерялась…
             После войны я закончил  курсы директоров в Ростовской области, и был направлен в Мамлютку, под Петропавловск, где двадцать два года проработал директором автороты. Директор должен знать: сколько у него машин, сколько водителей, что каждому можно довери? В Мамлютке под моим началом было 130-150 машин.  Как-то приехал парень из Ростовской области, Зимовников – возьмите на работу! Ну, как же земляка не взять? Стал работать у меня. Однажды мне говорят – парторг вызывает. Пошёл. Оказывается, земляк ему доложил, что я – сын кулака!.. С этой работы сняли, послали в самый крайний, отстающий район. Начальник автобазы там слабый оказался: 45 машин стоит – водителей не хватает... Я взялся за дело: прислали сначала 15 человек с Украины, потом ещё. Сели украинцы за рули, и сразу выполнили план, трудолюбивый народ! Потом я объявил – кто лучше будет работать, дадим квартиру к зиме! Мы построили больше двадцати квартир в тот год, показатели ещё улучшились!
           Весть, что умер Сталин, застала меня в  Кокчетаве – я ехал из Алма-Аты домой, там у меня пересадка была. Все люди в отчаянии были, некоторые так напились от горя, что пошли разбивать окна на станции...
   
           За боевые и трудовые заслуги Семён Филиппович награждён двумя «Орденами Ленина», «Орденом Отечественной Войны», «За отвагу»,  медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За доблесть», «Отличному шофёру» и другие.

          Достойный сын своего Отечества оказался, а каких только несправедливостей от государства не пережил... Впрочем, он не первый, да и не последний, наверное... Не умеют у нас ценить людей...