Русь водочная

Валерий Захаров 39
«…Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у цаловальника:
 мороз показался не велик….».
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Я много раз брался за написание этой темы, но в  голове сразу  начинал шуметь камыш, и   лист оставался  чистым. Я, было, бросил эту   затею, но, однажды, взяв в руки  бутылку водки,  понял:  это сказочный    кувшин, в котором  заточён  Дух.  Добрый или злой, но  Дух, поскольку латинское название спирта, основы водки, есть ни что иное, как спиритус вини, винный Дух. Этот Дух имеет неограниченную власть над людьми,   во всех  странах и континентах.  Но я поведу  речь  о России, стране,  и являющейся  неоспоримой  родиной благословенного и проклятого напитка   –  водки.
Итак, водка. Короткое слово, в которое вложен глубочайший смысл существования, обитания, действия, и чего угодно. Казалось бы, чего проще, взял, да и выпил, делов-то!
 Но в этой-то простоте и кроется подвох. Первая рюмка – колом, вторая – соколом, остальные  – мелкими пташками! И пошла, пошла родная, приводя  в хорошее настроение, смывая с души все обиды и горести!   
Высвобожденный из бутылки  Дух  витал над людьми,   приводя  к самым неожиданным, зачастую к трагическим последствиям.   Он подмигивал русским   купцам, осваивавшим север, и спаивавших его доверчивых жителей,    кружил головы американских индейцев,  наглотавшихся «огненной воды», и задарма лишавшихся  своей земли.  Винный Дух строил гримасы при вербовке матросов, солдат,   легко улаживал, казалось бы, неразрешимые проблемы. С помощью водки можно было добиться материальной выгоды, успеха, взаимопонимания,  любви, нужно было только зорко следить за тем, чтобы рюмки были полны. Но водка – оружие обоюдоострое. Бывало что тот,  кто спаивал, сам становился жертвой «зелёного  змия»,  и успех, казавшийся уже в кармане, упархивал из рук синицей, кружил журавлём  в небе. 
Русь матушка, древняя, посконная, всегда стояла на беде и лихе. Большинство населения состояло из крестьян, а урожаи в  зоне рискованного российского земледелия  зависели, как считалось, от Бога. Бог дал, Бог взял. Побило градом, ударили ранние  заморозки, нагрянула засуха, полегло зерно, пала лошадёнка,  да мало ли какие беды  поджидали несчастных земледельцев! А  дети плачут, жена в опорках, дом в разрухе, а тут староста – плати оброк! Неважно,  как это мздоимство называлось, сейчас это именуется  налог, а где его взять?  К кому обратиться?
Погорюет, поплачет крестьянин, наскребёт скудные копейки, да и завернёт в кабак, залить тоску.  Недаром стать  кабатчиком было мечтой многих,  знали люди, что всегда будут при деньгах.
Первый кабак в Москве был открыт в 1533 г. Целовальники (доверенные  государственные лица, целовавшие на верность крест) продавали  водку в кабаке распивочно и на вынос. На вынос продавалось не менее ведра,  московское уставное ведро было  12 литров, новгородское 14 литров. Распивочно  можно было выпить чарку (144 грамма) получарку (72 грамма),  а в качестве закуски получить огурец, луковицу, или корку хлеба. Оглушённый алкоголем  человек, без сытной закуски сразу хмелел. Привычка пить сразу же, закусив, чем попало, или  занюхав рукавом,  идёт от кабаков, рассадников горького пьянства.   Денежки звенели  на кабацкой стойке, тут же, под стойкой, лежала «сменка», т. е. сменная изношенная одежда, в которую наряжался пропившийся бедолага.
Вот как описывает возвращение домой кормильца  семьи писатель Успенский в книге «Нравы Растеряевой улицы».  «Чёрной тучей вваливается мастеровой в свою лачугу и, не взглянув на омертвевшую жену, нетвердыми ногами направляется к кровати, предварительно с размаху налетая на угол печки и далеко отбрасывая пьяным телом люльку с ребенком, висящую тут же на покромках, прицепленных к потолку. Не успела жена всплеснуть руками, не успела сдавленным от ужаса голосом прошептать: "разбойник!" — как супруг её, с каким-то ворчаньем бросившийся ничком на постель, уже заснул мёртвым сном и храпел на всю лачугу». 
Так жили  рабочие,  получив копейки за свой каторжный труд,  бедовали солдаты,   и крутила – мутила беспросветная  жизнь русских людей, прослывших горькими пьяницами и лодырями. А суть была проста: Россия – не тёплые южные места, где можно махнуть на всё рукой, и удариться в философию, либо просто запить горсть фиников водой из арыка, и  залечь под дувалом (глинобитным забором).  Нагрянет  мороз лютый, скуёт землю жутким холодом, тут не пофилософствуешь, нужны дрова, нужна тёплая добротная одежда, необходимо  калорийное питание.  И  велась  веками битва за выживание, которая въелась в само нутро русского народа, приходилось терпеть и изворачиваться. И венцом всему было винцо да водочка, спасительница и избавительница.
Само слово «кабак» имеет татарское происхождение, так именовалась  посуда из сушёных тыкв, кабаков,  куда наливалось спиртное, поскольку стеклянная посуда была дорога, а в пьяных руках чаще всего бывала разбита. Позже стали пользоваться оловянными кружками, которые оказались крепче разбиваемых ими пьяных голов.
Первые трактиры, или «трактирные домы», появились в Санкт-Петербурге  при Петре I. Считается, что первый «трактирный дом» в Петербурге построили в 1720 году на Троицкой  пристани по соседству с Петропавловской крепостью. Трактиры делились на категории,  и культура приготовления пищи и обслуживания была на должном уровне. Такой трактир показан в телевизионном фильме «Петербургские тайны» по роману Всеволода  Крестовского «Петербургские трущобы».  Режиссеры Вадим Зобин и Леонид Пчёлкин  правильно показали трактир, который у нас ассоциируются с грязной забегаловкой.
Весьма доходчиво и зримо описал жизнь трактиров, кабаков, спивающегося  народа известный московский  публицист Гиляровский В. А. В своих произведениях «Москва и москвичи», «Трущобные люди», и др.  автор, лично посещавший  все злачные и опасные места, вплоть до бандитских притонов,  описывал без прикрас  всё, что ему приходилось видеть и слышать.  Зелёный змий душил в своих жутких объятиях не только простой народ, от него страдали многие талантливые русские люди, например, известный художник Саврасов, академик Академии художеств, автор знаменитой картины «Грачи прилетели», и этот ряд можно перечислять бесконечно.
 Автор категорически не согласен с огульными обвинениями в адрес русского народа, ибо сами обвинители не более как паразиты, вурдалаки,  выпивающие из народа кровь, при этом цинично обличая его.  Недавно, по историческим меркам, было отменено крепостное право, где  русским народом  просто торговали. Представьте  картину: на двор барину наведывается  покупатель, и дворовых, словно скот,  распродают оптом и в розницу, разбивая семьи, разлучая людей «подлого сословия». За малейшую провинность препровождали на конюшню, где щедро угощали кнутом и розгами, а то и батогами.  Что мог сделать бесправный человек,  разве что напиться до потери сознания!
Разразившаяся сионистская   революция вновь закабалила русских крестьян,  и вместо обещанной земли у них отбирали паспорта, по сути, вновь сделав крестьян приписными, разница лишь в том, что вместо заводов крестьян приписывали к земле. О беспросветности русской жизни повествовал   писатель Г. Успенский в книге «Нравы Растеряевой улицы».  «…А вот что я скажу: кажется мне, сколько я зароков на себя ни клади, (не пить) (авт).  никогда мне себя не удержать.… Потому радости на своём веку только я и видел, когда в лодыжки играл махоньким ещё…. Люди добрые в мою пору и хозяйство знают, и семью, и почёт получают.… Ну, а мне этого в своей избе не сыскать! Нет!.. Окромя лодыжек-то я ещё, ребятушки, ни единою радостью не радовался.… По этому случаю как малого ребёнка можно меня обмануть, лишь бы только единую минуточку предоставить мне по моему желанию.… Так-то!».
Так что же такое водка?  Добро или зло? Если добро, то почему с этим добром  надо бороться?  Если это зло, почему пользуется таким спросом?
Термин и торговое название «водка» своё современное значение (раствор очищенного этанола в воде) впервые произошло в СССР с принятием ГОСТа от 1936 года. До этого слово «водка», появившееся в русском языке примерно в XIV—XV веках, не имело чётко определенного значения. «Водкой» тогда обычно назывался настой трав, кореньев или ягод на крепком алкоголе. Бытуют многие версии происхождения  слова «водка», при этом исходным является слово вода, водичка. Некоторые исследователи усматривают в слове водка польские корни.  Автор предлагает рассмотреть вариант сокращения слова «водичка», взяв корень – «вод», и прибавив окончание «ка». Вот вам и водка.
На основании найденных археологами новгородских берестяных грамот, можно предположить, что первенство в производстве водки  принадлежит великому Новгороду, и произошло это на сто лет раньше. Новгородская берестяная грамота номер 65, датированная XIII веком, сообщает: "Аже водя по 3 рубля прода.". Словом "водя", по мнению историков, могла называться только водка. Это  –   первое упоминание водки в русской истории, по которому доверенный человек боярина отправился в хозяйские вотчины, где готовилась «водя». Ее следовало продать по три рубля. Цена очень приличная по тем временам.
В 1977 году возникло «дело» о приоритете в изготовлении водки. И  дело это переросло в серьёзный межгосударственный конфликт, поскольку на кону были миллиардные ставки.  Вывести этот вопрос из тупика взялся всемирно известный русский учёный, историк и кулинар, человек энциклопедических знаний Вильям Похлёбкин. В результате исследований в труде «История водки»  ему удалось  доказать, что первенство в данной области принадлежит России. Некоторые крити замечают, что поляки поленились копнуть историю глубже, доказать свой приоритет, но, как говорится, дело сделано, и после драки кулаками не машут. Невозможно переоценить вклад учёного в развитие кулинарного дела, историографию и рекомендации по правильному приготовлению и употреблению пищи.
Труды Вильяма Похлёбкина  издаются и расходятся миллионными тиражами во всём мире, однако в нашей стране они стали публиковаться сравнительно недавно.  Его исследовательская, пытливая натура была весьма неудобна существующей власти, и многие годы он был отлучён от занятий научными исследованиями. Учёный был зверски убит в собственной небольшой квартире, на его теле были обнаружены множественные удары отвёрткой, причём ничего из квартиры похищено не было. Как и следовало ожидать, следы преступников затерялись, а Россия, щедрая душа, лишилась ещё одного  учёного с мировым именем. (см. Захаров В. Н. «Реквием по Похлёбкину»). 
Неразрывную зависимость русского народа и алкоголя  вполне можно обосновать. Само потребление крепких спиртных напитков на высоких широтах обосновано необходимостью потребления тяжёлой высококалорийной пищи, такой, как сало, мясо, и, соответственно, кислой закуске, заедке, солений, квашений, и так далее. Понятно, чтобы расщепить эти жиры, вино вряд ли подойдёт,  да и солёным огурцом вино  закусывать никто не будет. Самого же вина  в силу природных условий, да и потребностей, не было. Удивительно, но потребление спиртного  в наше время именуется «отдыхом». За столом, уставленным бутылками,  сидят мужчины; один из них, с налитыми глазами, встал, и, шатаясь, побрёл прочь. Приятели ему вслед: «Куда ты собрался, мы же отдыхаем!».
Вообще понятие отдыха теснейшим образом связано с потреблением крепкого алкоголя.  Для того чтобы восстановить силы, нужно время, хорошее питание, одним словом, отдых. Может ли человек, отбарабанивший тяжёлую смену на заводе, достойно и правильно отдохнуть? Конечно, нет. Чтобы забыться, расслабиться, не думать о скверном завтрашнем дне, остается одно – водка.  Известно, что в русском народе принято праздновать с обилием хмельного.   Почему же? Да всё потому, что в отличие от правящего класса, позволяющего развлекаться длительное время, приглашая музыкантов, артистов, певцов, создавать гармонию в своих душах, наслаждаться бытиём,   у людей  простого сословия на эти праздники нет ни времени, ни средств.  И для того, чтобы быстро довести себя до кондиции, нужен алкоголь, и чем больше, тем лучше. Хорошо погулять – значит напиться до поросячьего визга. Современная российская «элита», не имеющая глубоких культурных корней, празднует  точно так же, как и те, кого они называют бандерлогами и быдлом, и, не смотря на попытки развлечь себя цивилизованными способами, напивается вдрызг, демонстрируя при этом  ухарские    замашки скоробогачей,  русского купечества.
 Прекрасная половина российского населения,   переодевшись в брюки, и продолжая  омужичиваться,  по части потребления алкоголя успешно выходит на передовые рубежи. Хамство, агрессия, прессинг и унижение мужчин, вплоть до кулачной расправы, вряд ли украшают кандидаток на звание «прекрасной половины». Имея таких «эмансипированных» мамаш, Россия занимает бесспорное первое место в мире по детскому суициду.
  По официальным данным, в России на 100 тысяч детей приходится 19,8 случая самоубийств. Это означает, что в среднем в год по стране самоубийство совершают около 200 детей, и 1,5 тысячи подростков! Однако уполномоченный по правам детей Павел Астахов заявляет, что дела обстоят гораздо хуже,  скрываются неудачные суициды, а многие самоубийства выдаются за несчастные случаи. Гибель же тысяч бездомных сирот вообще никто не считает.  Вот они,  хранительницы домашнего очага,  заботливые и ласковые мамы!
  Резкий рост  цен на нефть  за последние десятилетия повлёк непропорциональное (по отношению к другим отраслям производства) развитие экспортно-сырьевой экономики, что в очередной раз ввергло основное население Росси в повальное пьянство.
Сам человек перестал рассматриваться как основа для создания прибавочной стоимости,  главного элемента капиталистического общества. Свирепствующая безработица, прикрываемая искажёнными, благостными  цифрами о мнимой занятости населения, привела к массовому пьянству не востребованных в обществе и на производстве граждан. На фоне этих печальных событий решения законодательных органов о борьбе с пьянством путем повышения цен на алкоголь выглядят цинично.
Существует целая индустрия излечения от алкоголизма, по стране, потирая руки, алчут клиентов тысячи «практикующих». В советское время существовали так называемые ЛТП, то есть лечебно – трудовые профилактории, весьма сходные с лагерями для заключённых. Результат  излечения был весьма скромен, поскольку не было возможности изменить социальную среду. Как доверительно рассказывал автору Николай К,  он лечился уже десятки раз. «Куда только жена меня не возила! А я сразу после сеанса в магазин, проверить лечение, беру «Портвейн»  – и прекрасно!» Были  чудаки, использовавшие самые экзотические методы для своих пациентов,  от изготовления коктейлей из водки, чернил,  мыла,   до  битья резиновыми грелками по голове.
Оригинальные  многочисленные учреждения СССР, медвытрезвители,  стали именем нарицательным, подтверждая наличие повального пьянства. В крупных промышленных городах, с развитой тяжёлой индустрией,  таких, как бывший Свердловск (ныне Екатиринбург), Челябинск, Магнитогорск, и других день получки и аванса можно было узнать по тому, как на скамьях, в кустах, и просто на дороге,  виднелись тут и там тела работяг и инженерно – технических работников. Трудяги – милиционеры собирали выпивох, словно грибы после дождя, и доставляли их в вытрезвитель. Там их ждали царские услуги:  кровать, чистая постель, медицинский осмотр; одно  время в качестве наказания практиковали принудительную стрижку.   Случалось,  стригли не только головы, но и содержимое карманов; тем не менее, вытрезвители спасали  бедолаг зимой   от смерти.
Как ни странно, проживание граждан в квартирах является одной из причин бытового пьянства. Дело в том, что каждый человек на генетическом уровне носит в себе хозяина, собственника. Так уж он устроен,  хочется ему иметь свой дом, свой участок, чтобы порукодельничать, покопаться в земле, или просто посидеть в собственной беседке за самоваром, и это прекрасно! Прохудилась крыша, осело крылечко, покосился забор,  да мало ли чего? Походит вокруг хозяин, подумает, возьмёт топор, пилу, и поправит дело. Огурцов, капусты засолить, антоновки под закуску замочить, кваску летом своего испить – красота!
 Крошечная  квартира российского обывателя, величиной с курятник, представляет собой, по сути,  ночлежку с удобствами, где у живущих нет собственного пространства,  и бьются люди друг о друга в тесноте, как кегли.  Ни отдохнуть,  ни потрудиться, ни заняться любимым делом! Поневоле валится мужик на диван, и рука сама тянется к бутылке.  Велика наша Родина, но напрасно её просторы ждут новых поселенцев. «Держать и не пущать!»  –   вот извечный девиз русской бюрократии!
Продолжая разговор о водке и алкоголе,  можно  заметить, что и печальные события, так как и радостные,  отмечаются пьянством.  Поводы разные, а средство одно. Кстати, поминание  покойника спиртным – отголоски язычества. Вспомним «Песнь о вещем Олеге»  А.С. Пушкина,  описание обряда похорон: «Ковши круговые, запенясь, шипят на тризне плачевной Олега…». Автору на раз приходилось наблюдать, как  обильное возлияние превращало похороны в весёлое застолье.
Государство в лице власть имущих всегда делало вид, что  исправно борется с пьянством. Печально известный  Горбачёв, не ударивший в жизни пальцем  о палец,    пустил под бульдозерный нож виноградники, росшие на территории бывшего СССР, хотя было известно, что  на юге страны, в царстве хорошего вина,  алкоголиков в разы меньше, чем в северных широтах.  Виноградники были гордостью и национальным достоянием южных краёв России,  Грузии, Молдавии, и взращивались тяжёлым трудом крестьян. Автору приходилось бывать на виноградниках Краснодарского края и Кубани, в  винных хозяйствах, колхозе Винце Заря, Заря Кубани, в новороссийском винзаводе,  а так же в Прасковеевке,  родине легендарного прасковеевского хереса.  Ни одна страна не проводила таких бесчеловечных экспериментов над результатами труда десятков тысяч людей,  не плевала людям в душу,  кроме многострадальной России, «щедрой души». В девяностые годы  почти из каждого кухонного  окна приветствовала прохожих «рука Горбачёва», раздувшаяся резиновая перчатка, натянутая на горло трёхлитровой бутыли с брагой.
  Так что же пила Россия? Не будем принимать во внимание появившееся разноцветье этикеток, являющихся приоритетом    обеспеченного класса. В данном случае ответ прост. Основными алкогольными напитками были в порядке их написания: брага, самогон, водка.  Самогоноварение в России всегда носило повальный характер. Вот как описывает Александр Козачинский   самогоноваренную отрасль на Украине в своём произведении «Зелёный фургон»   «…К его удивлению, Грищенко, втянув ноздрями воздух, уверенно направил бричку в один из дворов, где они и обнаружили самогонный аппарат. Покончив с этим делом, они выехали на улицу, и Грищенко, снова понюхав воздух, обнаружил второй аппарат. Замечательное обоняние было у Грищенко! Он безошибочно улавливал запах дыма, вьющегося из труб тех хат, где гнали самогон, никогда не смешивая его с дымом, который клубился над хатами, где пекли, например, хлебы. Он так тонко различал самогонный запах, что, нюхнув печного дыма, мог уверенно сказать, какой самогон гонят в хате: кукурузный, сахарный, сливовый, пшеничный или из мелясa».
Автору, немало поколесившему по России, доводилось видать  сёла, где даже в уборочную страду полсела гнали самогон, щедро делясь с другой половиной жителей.
 В местах, куда наведывалась милиция, поступали следующим образом: отправляли «очередника» в лес, где была оборудована винокурня, и тот, отстояв вахту, передавал её следующему селянину. Небогатое сельское население не собиралось  оплачивать  подакцизную казённую водочку, предпочитая ей  свой, народный напиток.
Ярко  описывается в романе «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова  встреча Остапа  Бендера с иностранцами, жертвами сухого закона: «– Это похвально, – сказал Остап, – широкие  массы миллиардеров знакомятся с бытом новой советской деревни!
…– Как же! Так им и нужна новая деревня! Деревенский самогон им нужен, а не деревня.
…–  Сейчас же вам продиктую, то есть,  сейчас же по получении денег. Какой угодно:  картофельный, пшеничный, абрикосовый, ячменный, из тутовых ягод, из гречневой каши, даже  из обыкновенной табуретки можно гнать самогон. Некоторые любят табуретовку. А то можно простую кишмишевку  или сливянку. Одним словом – любой из полутораста самогонов, рецепты которых мне известны».
Ещё более доступным алкогольным продуктом  была брага, являвшаяся исходным сырьём для производства самогона. Сырьём для браги могло служить любое пищевое органическое  вещество: сахар, зерно, свёкла, кукуруза, яблоки, и тому подобное. Наибольший выход алкоголя давали крахмал, затем сахар, картошка, свёкла и так далее. Сам процесс забраживания  весьма прост: необходимо смешать сырьё с дрожжами, обязательно при определённой температуре, от 20 до 24 градусов Цельсия. Это объясняется тем, что при низких температурах химический процесс будет неактивным, а  высокие температуры, воздействуя на дрожжи, приводят к их «замиранию». Женщины из предместий любили сладкую брагу, т.е. такую,  где сахар не  полностью перебродил. Спелой же считалась горькая брага, осветлённая, имевшая крепость 7 –8 %.   Вообще самогоноваренное производство чем-то сродни алхимии, это поистине простор для изобретателей. В г. Тольятти существует музей самогоноварения, поражающий техническим творчеством и смекалкой русского народа.
Вот некоторые азы самогоноварения. Термин  «первач» означает  самогон первой выгонки, и считающийся лучшим. Однако это не так. «Первач», или «головка», занимающий примерно до 10 процентов от всего выгнанного объема, включает в себя наиболее летучие фракции, вредные для организма, а именно – эфир и ацетон, и эту часть ни в коем случае нельзя употреблять. Кроме «головки», при выгонке остается «хвост», который включает тяжёлые сивушные масла, вызывающие состояние тяжёлого похмелья.  Эту часть самогона так же следует отделять от всего объёма, и не употреблять. Можно ещё долго и подробно излагать  техническую сторону самогоноварения, но автор публикации не задавался этой целью.   
  Действующее законодательство Российской Федерации не запрещает самогоноварение в домашних условиях  для личного использования. В 2002 году из законодательства РФ была исключена статья за самогоноварение. Но при изготовлении алкогольной продукции для продажи требуется обязательное лицензирование алкоголя согласно закону “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”. Поэтому нелицензированный сбыт алкоголя, в том числе и самогона, карается статьей 14.1 КоАП РФ “Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения”.
Снятие уголовной ответственности за изготовление самогона позволило  некоторым предпринимателям сменить кустарные подпольные методы производства алкоголя на вполне легальные. Идею легального производства самогона быстро подхватили несколько российских бизнесменов — Михаил Сергеев, Николай Полуэктов, Павел Преженцев. Они создали и легализовали торговую марку “Косогоров Самогон” и уже в начале 2006 года самогон появился в розничной продаже на территории России.
  В отличие от других наркотиков водка, в одной и  той же дозе воздействуя на человека в разное время, может ввести его в различные состояния: в буйство, или  слезливую сентиментальность. Автору приходилось быть свидетелем застолий, где недавно клявшиеся  в любви и дружбе собутыльники хватались за ножи. «Ты меня уважаешь?»  –   это был конкретный вопрос, на который следовало, во избежание эксцессов, отвечать утвердительно, подтверждая выпитой рюмкой.
  Конечно же, никогда, ни при каких обстоятельствах тоталитарное  государство  не будет способствовать искоренению пьянства, по двум основным причинам: первая и главная – держать народ в забитом, дремучем состоянии, подменяя  его духовные и физические потребности пьянством. И вторая причина –  гигантский доход от  водочного пойла. Не вдаваясь в экономические  подробности, можно сказать, что водка приносит сотни процентов прибыли,  недаром эти сферы (табак и алкоголь) контролируют сплошь  работники спецслужб. Для справки: себестоимость одной бутылки водки на спирте – ректификате укладывается в один доллар, и различная её стоимость возникает лишь в соответствии расходам   на рекламу.
 Качество очистки спирта и технология приготовления водки так же влияет на её стоимость. Для производства современной  водки могут использоваться пять типов спирта-ректификата  (то есть 95%-го водного раствора этилового спирта): "Супер", "Альфа", "Люкс", "Экстра" и "Высшей очистки", Первые два  –   спирты самого высокого качества - появились недавно и пока еще очень мало распространены. Спирты "Супер", "Альфа" и "Люкс" могут быть приготовлены только из зерна, тогда как для спиртов "Экстра" и "Высшей очистки" допускается использование в качестве сырья чёрной патоки, картофеля и свекловичного сахара.
Большинство алкогольных напитков изначально продавалось в аптеках и служило лекарством. Таким  образом свет увидел коньяк, ликер и, безусловно, любимый русский напиток – водка. С 14 века на Руси знали полезные свойства водки и практиковали лечение водкой.
Спиритус вини и аква вита – название фактически одного и того же спиртосодержащего раствора.   Компрессы,  наркоз,  тинктуры, дезинфекция, полоскания, протирания, и множество других необходимых  функций выполняют спиртовые растворы.
  Существует так же версия, по которой прародителем водки принято считать aqua vitae («воду жизни»), которую привезли зарубежные послы из Генуи. Она представляла собой очень крепкий напиток, применяемый при внутренних заболеваниях, именно тогда и узнали о полезных свойствах водки. Русский народ не привык к таким высоким алкогольным градусам и разбавлял привезённое лекарство водой. Сама идея напитка очень понравилась русскому народу, и умельцы стали производить его самостоятельно, внеся  изменения в рецептуру. За основу новой водки стали брать ржаное или пшеничное зерно, которого было у нас в избытке. С того времени aqua vitae перестала быть лекарственным средством, превратившись  в застольный  спиртной напиток.
 К сожалению, изложенное не позволяет делать  оптимистических прогнозов в снижении пьянства. Народы, населяющие Россию, в обозримом будущем всегда будут топить радость и горе в   водке. Вполне  органично звучат в качестве эпилога строки великого провидца Сергея Есенина:

«…А месяц будет плыть и плыть,
Роняя вёсла по озёрам…
И  Русь всё так же будет жить,
Плясать и плакать у забора».