Люблю ли я Рубцова?

Юрий Кутьин
Рубцова Николая Михайловича, поэта тогда уже замеченного знатоками и любителями поэзии встречал, когда учился в средних классах в старинном русском городке Тотьма, примерно  году в 63-65. Мал был тогда и эта встреча должна была бы благополучно забыться, как десятки других, где пробежал мимо и ничего не всколыхнулось, не запало, не запомнилось в том маленьком городке,если бы не фиксирующие моменты, которые и сделали ту встречу событием. Что же это за моменты? Во первых, тогда его опознали и нам пацанам показали, и во вторых, запомнилось, как он по мальчишески понятно радовался  покупке новых кожаных перчаток. Как раз в то время вышла районная газета с его стихами, которую все внимательно прочитывали, в том числе и старшая сестра, учившаяся одно время вместе с поэтом в Тотемском лесном техникуме и тоже много говорившая о нем. Судьба как-будто принимала превентивные меры, для того, что эта встреча осталась у меня в памяти.

Итак, поздней осенью зашли после уроков на пристань. Один из последних пароходов на Вологду… Пассажиры, особо суетливо спешащие на последний… Шумная и уже навеселе компания молодых мужчин у речного буфета заправляется «на дорожку»…  Девчонка, у которой мама работала диктором местного радио, кивнула на мужичка  из компании:
– А вот этот недавно стихи свои читал по радио. Хорошие - не хуже, чем у Асадова.
- Который?- встрепенулись мы, пацаны.
- Да вон тот в перчатках.
Взглянув на мужичка,  хмыкаем  скептически.
– Да вы чего? Он ещё в Москве в литературном на поэта учится.- Добавляет девчонка.-  Как его? А во – Рубцов.
К "москвичу" из литературного приглядываемся и прислушиваемся  повнимательней.
   В пыльном осеннем вытертом пальтеце. Воротник поднят, шарфик на шее. Залысины и без кепки. В руках небольшой чемоданчик. Всем этим он, мягко говоря, образу москвича не особо соответствовал. Невыгодное впечатление не сглаживали и новые, шикарные, кожаные перчатки на руках, которые он непрестанно натягивал на пальцы, сжимал и разжимал кисти и бил кулаками себе по ладоням.  Ну, как это 
делают все с ещё неразношенными по руке перчатками. Но он делал это так рьяно, что закрадывалось сомнение, а может у этого мужчины это вообще первые в жизни перчатки?  Кто-то радостный из компании отвлекает его от любования покупкой и тянется к нему чокнуться пивными кружками.

– Коля, давай за наши с тобой стихи в "болтушке". Твои стихи классные, особенно про грибы: «И под каждой осиной гриб–подосиновик; и под каждой берёзой гриб–подберёзовик». Мама, когда к печати подписывала, говорила: "Как раз по сезону, народ почитает".
–Там, в газете, больше-то не про грибы. Про Русь там,– огрызается Рубцов и зло кулаком в перчатке - по другой ладони.
–Там скоро и мой стих появится, я знаю редактор тебе показывал и ты, вроде, похвалил,– заискивает радостный.
–Перчатки, Павлик, хотелось, поэтому и похвалил, правда, почеркать пришлось, видел. И, хочешь честно – это не стихи... в общем, не пиши больше...
-Да ладно не дуйся, главное, в газете нас помнят и денежку сразу дали,  так что давай лучше встряхнём эту сонную пристань,– Рубцов залихватски чокается с Павликом кружкой, допивает и после паузы добавляет уже задумчиво, отставив пустую,– а мне  ещё сутки плыть, плыть, плыть… Произносит и прислушивается,  и шевелит губами, повторяя уже про себя и улыбается прозвучавшей фразе. И с этой улыбкой проходит мимо меня, держа руки несколько на отлёте впереди себя и на ходу, как пацан, по-киношному поправляя на них перчатки. И сейчас я понимаю, что этот киношный форс и выдавал в нём  бывшего детдомовца, решившего и при его острой нехватке средств потратить этот неожиданный газетный гонорар на статусную ещё по мальчишеским меркам вещь - кожаные перчатки.
      Когда попалась на глаза  районная газета «Ленинское знамя» с приложением "Литературная страница" "у нас в гостях поэт Николай Рубцов" - прочёл из любопытства… И читал то не очень внимательно – в голове мельтешила мыслишка, вот
 она известность! Фото в газете, стихи его печатают да ещё и деньги за это дают! Решено, после школы тоже выучусь на поэта. Ещё и лучше перчатки куплю,- мечтал я по-детски наивно, прочтя рубцовские строчки. Отложил газету и, казалось, забыл. Ага, как бы не так – и через полвека с того прочтения помню поэтические строки из газеты: «Сапоги мои скрип да скрип",  "Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу!","Много серой воды, много серого неба, И немного пологой родимой земли...",  "кто едет, тот и правит!" и др.
 Стихи, независимо от  моего желания запоминаются, цепляют, что называется, западают в душу и потом настигают, возникают внезапно в нужный момент. Написанные  простым доходчивым языком,  стихи Рубцова в своей кажущейся простоте доступны для всех. Понятные и школьнику, они тем не менее неисчерпаемы.  Сколько не перечитываешь, каждый раз тебя ждут новые открытия, ощущения, озарения. Ты ещё о чем-то только подумал, о чем-то смутно догадывался, а поэт об это уже «как сказал он! Как опять слукавил!» Выразил, "как никто уж не выразит"...
   Не тогда ли, за время плавания до Вологды, и пришли к нему строки бессмертного стихотворения, которые он уже через месяц зачитывал друзьям в коридоре общежития литинститута, поймав кого-то в пять утра за пуговицу: «Плыть, плыть, плыть…»
               
В жарком тумане дня                Плыть, плыть, плыть
Сонный встряхнем фиорд!         Мимо родной ветлы,
-Эй, капитан! Меня                Мимо зовущих нас
Первым прими на борт!             Милых сиротских глаз…
 
Плыть, плыть, плыть                Если умру – по мне
Мимо могильных плит,               Не разжигай огня!               
Мимо церковных рам,                Весть передай родне
Мимо семейных драм…              И посети меня.               
 
Скучные мысли – прочь!              Где я зарыт, спроси            
Думать и думать – лень!               Жителей дальних мест
Звезды на небе – ночь!                Каждому на Руси
Солнце на небе – день!                Памятник – добрый крест!
 
                Плыть, плыть, плыть…

    
     Сколько раз я сам плыл этим пароходом мимо «могильных плит» погоста на пологом берегу реки Сухона, мимо нашего посёлка на крутом берегу, «мимо оконных рам родного дома» и машущей с огорода мамы, «мимо родной ветлы» и  замирал, сиротея от разлуки с родными местами и людьми, от предчувствия каких-то тревог, ждущих впереди.
Поэт и видел вроде бы то же самое, что и ты, но ясно, что стихотворение его не только о реке и плывущем по ней пароходе. В стихах, кроме прямого смысла и высказывания, присутствует ещё нечто невыразимое, то, что нельзя просто записать словами. В этом стихотворении поэтом сказано больше, чем написано в шестнадцати строчках.  Есть в стихотворении какая-то магия.  Оно шире, глубже слов – оно о жизни, судьбе и будущем каждого.  О том, что дорого человеку,  плывущему на корабле жизни и что его  ждёт впереди. И плыть нужно, даже когда нет сил. Плыть... Обобщая и живя сложнейшими переживаниями, обострённо чувствуя трагическое в жизни, Рубцов переосмысливал всё, что видел и чувствовал в гармонически точные строки стихов, поднимаясь при этом до уровня гениальности и беря в плен гармонией стихов. И плывём по жизни от события к событию, от радости, к несчастию, от достижения к провалу, в итоге к финишу. Жить, жить, жить.

     Вот такой, казалось бы, незначительный факт из жизни, но бережно храню эти воспоминания, потому что без этой случайной встречи,  наполненной личностью  поэта, «сиротеет душа».  Наполнять, озарять всё вокруг  смыслом и содержанием своей поэзии, это признак великого поэта.  Хотя внешне Рубцов совсем и не был на великого похож, но вот поцеловал же боженька в темечко именно его. Не тогда ли на пристани и меня пацана зацепил Он мимоходом своим поэтическим крылом ещё до лавины всеобщего почитания Поэта. Разбудил стихами в душе моей стремление к прекрасному, заставил самого маяться словом...

   С годами всё более внимательно вслушиваюсь и более пристально всматриваюсь в проходившего рядом Поэта, стараясь уловить какие-то новые нюансы, ускользнувшие от беглого взора и приглушенные временем.  Но слишком коротка и мимолётна была встреча,  дальше не чувствую Рубцова,не слышу его интонаций,  не вижу его движений, его реакции.
    Люблю ли я Рубцова? А как, если прогуливаясь с девушкой, в разговоре с ней и на любую возникающую ситуации как бы сами вспоминаются подходящие по смыслу и содержанию строки и стихи из творчества Рубцова, которые цитируешь к месту, моменту и под настроение. И так фактически два часа с небольшими перерывами читаешь наизусть поэта, так что же это по вашему, если не любовь: любовь одновременно  к  таланту  поэта, и красоте  девушки, которая мне вот уже больше сорока лет (спасибо Николаю Михайловичу за стихи) жена и «Моя Дорогуша»..


Р.S. Видевшие Рубцова в Москве в те годы упоминают  о его различных шарфах, которыми он кутал шею, пальтеце, чемоданчике, даже валенках, в которых поэт ходил в московскую слякоть...
Но нигде, ни у кого не мог я отследить судьбу тех новых кожаных перчаток,  что врезались мне тогда в память и купленных Николаем Михайловичем, видимо, на газетный гонорар...

P.P.S  Когда пишешь впервые о великом земляке, которого встречал, трудно устоять и не нафантазировать что-то правдоподобное с целью повысить  значимость излагаемого и погреться в лучах славы знаменитости. Перечитал и каюсь, не избежал этого и я… Как-то неосознанно само собой получилось. Редко кто был очевидцем творческого процесса поэта. Хотя стихи у него слагались  всегда. Исходя из этого, пользуясь ситуацией: пароход, река, пристань и совпадением времени написания стихотворения, я пытался сделать себя свидетелем зарождения замысла, идеи у Поэта стихотворения «Плыть, плыть, плыть». Намекаю в своём рассказе, что слышал из его уст и про «сонную пристань», и эту фразу «плыть, плыть, плыть»… Может быть, поэт уже тогда и вынашивал это стихотворение, но если бы я даже слышал эти строки у Поэта, не обратил бы на них внимания, пропустил бы мимо ушей". Ну не мог школьник пятикласник осознавать важность этих отрывочных и как бы случайных слов, которые тогда не были ещё общеизвестными. Сознаюсь, но не убираю этот момент из текста - пусть напоминает об ответсвенности за неточное слово.