Подводная война дивизиона щукарей

Герман Андреевич Ануфриев
В начале декабря 2014 года  на  одной из программ ЦТ демонстрировался фильм режиссёра Бориса Волчека «Командир счастливой щуки».Его премьера состоялась в начале 1973 года, и случилось так что именно в это время я находился в длительных рейсах и впервые увидел картину только через много лет по TV . Позже я нашёл её в компьютере и посмотрел ещё раз.

 Сюжет фильма : 1942 год, подводная лодка Щ-721 успешно выполняет задачи  по уничтожению транспортов в конвоях противника. Кораблём командует опытный командир Алексей Строгов . Лодка  считается счастливой, а её командир обладает способностью выпутываться из самых сложных и опасных ситуаций . И лодка, и командир – собирательные образы, в фильме использованы несколько реальных эпизодов, происшедших с самыми разными лодками Северного флота.

 Хорошо показан эпизод прохождения «щукой» через минное заграждение, скрежет вдоль бортов минрепа – троса, соединяющего морскую мину с её якорем. От этого скрежета  подводники нередко становились седыми. Взрыв мог прозвучать в любую секунду. Именно мина стала причиной повреждения другой лодки, которая полностью лишилась хода и с трудом держалась на поверхности.

 Строгов получил  приказ снять экипаж повреждённого корабля, а затем его уничтожить, что он и выполнил. На борту ПЛ  Щ – 721 теперь уже два экипажа. Однако охоту на «щуку» немцы не прекращают, бомбёжка  глубинными бомбами  непрерывна. Выходит из строя один из действующих  механизмов, для ремонта вынуждены лечь на грунт.

 Истощаются запасы кислорода, дышать становится всё труднее. От удушья теряет рассудок один из матросов, задраивается в отсеке и самовольно продувает балласт. Лодка всплывает вблизи немецкого эсминца и оказывается в безвыходной ситуации. Несмотря на это командиру Алексею Строгову всё же удаётся спасти лодку и оба экипажа, заплатив за это своей жизнью.

  Фильм довольно удачный, немалый вклад в его успех вложил артист Пётр Вельяминов прекрасной игрой. Низкий поклон ему за это. Рассказ о тяжёлой, суровой и опасной службе на подводных лодках в годы Великой Отечественной произвёл сильное впечатление на зрителя, особенно на молодёжь, сужу об этом  по многочисленным комментариям.

 Натурные съёмки фильма проходили в Полярном – городе моего военного детства. Я опять увидел родной Екатерининский остров, гавань того же названия, причальную линию подводных кораблей, где проводил немало времени. К сожалению, после 1955 года побывать здесь больше не пришлось.

 Консультировал  фильм адмирал ВМФ, который, на мой взгляд, всё же обязан знать, что в 1942 году ношение погон офицерского и рядового состава  флота ещё не вводилось, а бортовые номера на рубках  всех подводных кораблей во время войны никогда не наносились.

 «Щукарями» назывались экипажи подводных кораблей типа «Щ».  Перед войной в составе Северного флота число лодок серии  «Щ» числилось семь единиц :  Щ-401, Щ-402, Щ-403, Щ-404, Щ-421, Щ-422, Щ-424. Осенью  1939 года подводная лодка Щ-424 выходила в дозор.

 На мостике командир  К.М.Шуйский, его помощник А.К.Малышев, сигнальщик. В Кольском заливе  лодка столкнулась с рыболовным траулером и мгновенно затонула. Спаслись лишь те , кто находился на верхнем мостике. Командир лодки К.М.Шуйский и капитан траулера были приговорены к высшей мере, позже приговор изменили на 10 лет лагерей.

К судьбе Шуйского и его помощника Малышева мы ещё вернёмся. К началу войны  оставшиеся шесть лодок типа «Щ» свели в один дивизион под командованием капитана третьего ранга И.А.Колышкина. Военная судьба подводных кораблей этой серии, их командиров полна  драматизма, мужества, героизма.

 В самый первый день войны вышла в боевой поход подводная лодка Щ-401, которой командовал старший лейтенант Аркадий Ефимович Моисеев  На  борту командир дивизиона И.А.Колышкин. Противника, к сожалению, не встретили. «И всё-таки мы плавали не зря – вспоминал Колышкин. Наши наблюдения имели интерес для разведки. Мы получили некоторые представления о том, как немцы охраняют свои гавани».

 В шести последующих боевых походах Щ-401 потопила транспорт и сторожевик. За Моисеевым закрепилась репутация мужественного и решительного командира. Его представили к ордену Красного Знамени. В очередной поход Щ-401 вышла 11.04.1942 года. О двух успешных атаках А.Е.Моисеев сообщил  23.04.1942 года, о том, что израсходовано 8 торпед, но, к сожалению, больше на связь не выходил. С 26 апреля 1942 года Щ-401 считается погибшей.

  Командир подводной лодки Щ-422 капитан-лейтенант Алексей Кирьянович Малышев также один из тех, кто начинал свой боевой путь с первых дней войны ( бывший помощник К.М.Шуйского на погибшей Щ-424 ). Он умело руководил экипажем, не терялся в острых экстремальных ситуациях, потопил крупный вражеский транспорт, был награждён орденом Ленина. Последние два похода оказались безрезультатными.

 В это  время  политотдел повёл борьбу за результативность походов. На лодке был заменён военком инструктором  политотдела, который не скрывал, что прислан для пристального наблюдения за командиром. Конфликт между ними разгорался. Внезапно вышел из строя гирокомпас, и новый военком обвинил  командира в его  умышленном выводе из строя. С приходом в базу А.К.Малышева  арестовали, обвинив в трусости.

 На допросах он не мог поверить в серьёзность предъявленных обвинений, вёл себя вызывающе, однако вынесенный приговор трибунала  -  расстрел, был чудовищным, нелепым и несправедливым.

 После А.К.Малышева командиром Щ-422  назначили капитан-лейтенанта Фёдора Алексеевича Видяева, находящегося в резерве. Ранее Видяев  командовал ПЛ Щ-421, но в апреле «щука» подорвалась на мине, лишилась хода, но, к счастью, осталась на плаву. Экипаж  Щ-421 был снят  ПЛ К-22, а повреждённая лодка взорвана торпедой.

 Этот эпизод использовал сценарист фильма  «Командир счастливой «щуки». Приняв ПЛ Щ-422, Ф.А.Видяев  продолжал успешно воевать. Он прославился, как мастер торпедных атак, талантливый командир, мужественный и скромный человек. Трижды награждался орденом Красного Знамени.

 В последний поход вышел 30 июня 1943 года из которого не вернулся. На территории подплава, по инициативе друзей и соратников Ф.А.Видяева был сооружён  его бюст и открыт в октябре 1943 года, скульптор Кольцов.


  Весьма драматические события происходят с ПЛ Щ-403, которой командовал  капитан-лейтенант Семён Иванович Коваленко. В феврале 1942 года «щука» вышла в очередной боевой поход с заданием высадить в тылу врага разведгруппу, а затем действовать в районе Порсангер-фиорда.

 В ту ночь в условиях плохой видимости лодка производила зарядку аккумуляторов. Внезапно вахтенный лейтенант Шилинский обнаружил в непосредственной близости два сторожевика, немедленно начал маневрирование и вызвал командира. Оба немецких корабля  устремились на таран, открыли огонь по рубке.

 Поднявшийся на мостик командир был ранен. Управление лодкой взял на себя штурман и приказал срочное погружение. Командир в тот момент находился без сознания и не мог передвигаться. В возникшей на мостике суматохе, темноте этого не заметили, рубочный люк был задраен  Лодка погрузилась, раненый СИ.Коваленко остался  на мостике.

 «Щука» получила таранный удар,  к счастью, корпус .выдержал, но в базу подводная лодка Щ -403 вернулась без командира. Сценаристы фильма  «Командир счастливой «Щуки» использовали этот трагический эпизод совершенно в иной интерпретации.

 К началу войны бывший командир  ПЛ Щ-424 К.М.Шуйский  продолжал отбывать десятилетний срок за колючей проволокой. Командование Северного флота обратилось с ходатайством о его досрочным освобождением, как опытного подводника, чтобы он мог кровью искупить содеянное в борьбе с фашистами.

 Ходатайство  было удовлетворено, но «с отбытием  оставшегося срока  заключения после войны». Первоначально К.М.Шуйский  воевал на борту ПЛ К-3  в должности старпома. Пришедшей в базу ПЛ Щ-403, после гибели С.И.Коваленко, требовался командир. Командование бригады без колебаний назначили командиром ПЛ Щ-403 капитан -лейтенанта Константина Матвеевича Шуйского.

 В первый поход Щ-403  вместе с командиром вышел комдив И.А.Колышкин.  По возвращению он доложил комбригу:  «Шуйский показал себя зрелым командиром, лодкой управляет уверенно, в трудные минуты не теряется, в атаках смел, в поисках активен, авторитетом у подчинённых пользуется».

 В следующем боевом походе К.М.Шуйский вышел на крупный конвой  из трёх транспортов и восьми кораблей  охранения. Самый крупный транспорт был потоплен. В июле 1943 года был потоплен тральщик и повреждён сторожевик. Командира Щ-403 К.М.Шуйского одного из первых наградили  орденом  Александра  Невского. В начале октября 1943 года  «щука» под командованием капитана 3 ранга  К.М.Шуйского вышла в очередной боевой поход и не вернулась.

 Предположительно лодка подорвалась на мине. Самая трагичная  военная судьба выпала на долю  ПЛ Щ-402,  командир капитан- лейтенант Николай  Гурьевич  Столбов  В феврале – марте  1942 года Щ -402 дважды атаковала конвой противника, потопила два транспорта. Лодка  подверглась  длительному преследованию  вражеских «охотников».

 Разрывами глубинных бомб на ней были повреждены топливные танки , и через несколько дней корабль остался без топлива. На помощь «щуке» была направлена ПЛ К-21 ( командир Н.А.Лунин ). После передачи топлива оба корабля благополучно вернулись в базу.

 На следующий день Н.Г.Столбов получил радиограмму от Наркома ВМФ СССР Кузнецова  Н.Г: «Весь личный состав поздравляю  с благополучным возвращением из героического похода. Вошёл в ходатайство перед правительством подводную лодку  наградить орденом  Красного Знамени. Военному совету флота весь личный состав наградить орденами и медалями».

 В следующем походе Щ- 402  во время зарядки, произошёл взрыв аккумуляторных  батарей. Во втором и третьем отсеках погибло 19 человек вместе с командиром и штурманом. Лодку привели в базу командир БЧ-5 и штурманский электрик ( до войны учился в мореходном училище ).

 В дальнейшем лодкой командовал капитан 3 ранга  Александр  Моисеевич  Каутский. В июле  1943 года   ПЛ Щ-402 стала гвардейской. Ещё более года воевала «щука»,  война в Заполярье шла к завершению. Дикий и нелепый случай  оборвал жизнь гвардейского экипажа  ПЛ Щ-402  21 сентября  1944 года.

  Советский торпедоносец  «Бостон», находясь на «свободной охоте», торпедировал Щ-402,  приняв её за  немецкую подводную лодку. Это была последняя потеря  не только  дивизиона  «щукарей», но и всей бригады подводных лодок.

 Счастливой «щукой» дивизиона  стала  ПЛ Щ-404. Первоначально она базировалась в Иокангской ВМБ.  Здесь совершила  четыре выхода в дозор, но противника не встретила, затем перешла в Полярное. Боевой счёт открыла в апреле 1942 года : потопила крупный транспорт.

  После возвращения встала в ремонт. Он совпал с ожесточёнными бомбардировками Мурманска, где субмарина ремонтировалась. Вблизи лодки, находящейся на слипе, взорвалась крупная  бомба и изрешетила осколками лёгкий и прочный корпус. После выхода из ремонта Щ-404 успешно действовала на позиции в районе Нордкапа.

 В феврале 1943 года  командир лодки  В.А.Иванов был назначен комдивом, а И.А. Колышкин  -  командиром бригады подводных лодок. На должность командира ПЛ Щ-404 назначили капитана – лейтенанта Г.Ф.Макаренкова, бывшего помощника Иванова.  Именно Макаренков предложил выходить в торпедную атаку без использования перископа, по данным акустических  пеленгов.

 Первая такая атака была предпринята против немецкого конвоя в сентябре месяце. ПЛ Щ- 404 неоднократно выходила на перехват конвоя по сообщению воздушной разведки, но целей не находила.  В июне 1944 года лодка встала в ремонт. До окончания боевых действий выйти из ремонта «щуке» уже было  не суждено.

 Наступил победный май  1945 года.  В июне  на Ваенгском рейде состоялся парад боевых кораблей Северного флота,  посвящённый  победе над фашизмом. Парад принимал  командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко  на  ходовом мостике  линкора  «Архангельск».  Здесь же находился  командир бригады подводных лодок  И.А. Колышкин.

 Корабли, участвующие в параде,  проходили мимо флагмана, принимали поздравления.  Провожая взглядом экипаж подводной лодки Щ -404, выстроенный на верхней палубе - единственную уцелевшую боевую  единицу  своего дивизиона  «Щукарей»,  Иван  Александрович  Колышкин  с грустью вспоминал  его  многих командиров, матросов, старшин.  Вместе  с  ними  он  неоднократно делил  трудные и  опасные рейды.

  Невосполнимы  потери  и  в  других  дивизионах  бригады.  В  глубинах  Баренцева  моря  остались навсегда,  покоятся  экипажи  двадцати  трёх  подводных  кораблей  -  одна  тысяча  моряков – подводников.  Оттаем  же  душой,  заострим  и  сохраним  о них память.