Итальянское каприччио

Валентина Кочубей
И Т А Л Ь Я Н С К О Е     К А П Р И Ч Ч И О
Сейчас  все  ругают  Советскую  власть.  Это  стало  модой.
Разве  только  ленивый  не  способен  вылить  на  неё   ушат  грязи.  А,  между  тем,  при   Советской  власти  было  очень  много  хорошего,  что  сейчас  не  мешало  бы  взять  в  качестве  примера.  Например,  очень  серьёзное  отношение  к  учёбе.
На  классных  часах   « прорабатывались»   двоечники:
 когда,  за  что  и  почему  получил  двойку.  Правда,  при  этом  наказывались  не  только  ученики,  но  и  учителя,  которые  повторно  спрашивали    и  ставили  ему  заслуженный   «трояк».
В 9-м  классе  мы  решили  на  всех  классных  часах  рассказывать  о  композиторах  и  слушать  их  музыку.    Лучше  придумать  было  невозможно.   О  композиторах  рассказывали  ученики,  а  пластинки  с  записями  их  произведений  помогала  разыскивать   классная  руководительница.  Какие  это  были  прекрасные  часы!    После  5 – 6  уроков  физики,  математики,  биологии  погружались  в  мир  прекрасного,  и  сердца  наполнялись  мелодией.
Римский – Корсаков,  Мусоргский,  Глинка,  Чайковский….
Мы  услышали  лучших  певцов  Шаляпина,  Собинова,  Обухову…
Однажды  девочки  рассказывали  об  истории  создания  Чайковским  «Итальянского  каприччио».  Он  жил  тогда   в  Италии,  в  России  у  него  умер  папа,  но  он  не  смог  приехать   на  похороны  и  написал  музыку,  где  траурная  мелодия  перемежается  со  звуками  ежегодного  итальянского  карнавала.  В  этом  произведении  Чайковский     выразил  всю  боль  утраты  любимого  человека,  а   мелодии  итальянского  карнавала  врывались  в  открытые  окна  и  ещё  больше  подчёркивали  неизбывное  горе  композитора.


 


Классный  час  закончился,  как  говорят,  «погасли  свечи»,  потушили  свет,  но  я  вдруг  увидела  в  уголке   парты  за  шкафом  мальчика,  вернее  юношу,  который  горько  плакал.

-Валерочка,  что  случилось?
-Ничего.
-А  почему  ты  так  горько  плачешь?

  Может  быть,  мой  голос  был  мягким,  может   быть,  он  понял  ,  что  я  прониклась  сочувствием,  не  знаю,  но  вдруг  этот  мальчик  разрыдался  ещё  громче.
-Расскажи  мне,  что  случилось,  и  тебе  станет  гораздо  легче.
 
-Мне  просто  очень  тяжело  слушать  Чайковского  «Итальянское  каприччио».  В  прошлом  году  у  меня  умер  папа.  Шевельнулись  раны  после  фронта.  А  совсем  недавно…   -А  тут   ещё  эта  музыка…  У  меня  умерла  мама…  Так  тяжело!
--Не  знаю…Ничего  не  знаю…  Пока  около  меня  мамина  сестра.  А  что  будет  дальше,  не  знаю.  Скорее  всего  я  пойду  работать,  потому  что  жить  нам  не на  что.
Я  не  знала,  что  посоветовать  мальчику,  и  понимала  его  слёзы,  «Итальянское  каприччио»  вызвало  их.   Сколько  прекрасных  душ  раскрылось  под  влиянием  музыки!
Судьба  Валерия   Тихомирова  была  к  нему  благосклонна.  Он  успешно  закончил  вечернюю  школу,  работал  на  заводе,  а  потом  поступил  в  институт.  Школа,  конечно,  принимала  в  его  судьбе  самое  живое  участие.
Я  рассказала  только  единственный  случай  из  жизни  наших  учеников.  А  сколько  их  было  тогда  в  60-70  годы!
Но  «Итальянское  каприччио»  запомнилось  мне  на  все  времена.