Григорий Бармич

Любовь Царькова
Родом с полуострова Канин

Григорий Васильевич Бармич родился 25 февраля 1985 г. в селе Ома Ненецкого автономного округа.  Окончив 11 классов Ненецкой школы-интернат в Нарьян-Маре, отправился учиться по направлению - в Выборгский филиал университета Гражданской Авиации (техник вертолётов).

Но, как он сам мне рассказывал, скоро понял, что будущее дело "не его", заскучал по родному чуму и вернулся на малую родину.

Жил в тундре, работал в СПК «Восход». Литературная одаренность проявилась ещё во время учебы в школе. Первая публикация, рассказ «Моя семья» вышел в альманахе литературного объединения «Заполярье» в 2010 году -http://www.etnonao.ru/attachments/Alm_LitO_10.pdf.

В его слове было много элементов  «наивного письма», когда написанное представляет собой особый документ, созданный не сторонним наблюдателем, а самим носителем культуры, которую он представляет, и производящий определенное эстетическое воздействие.

 Если это перевести редакторской рукой на «нормальный» литературный язык, то что-то существенное, не нагруженное культурой,  ускользает. Григорий Бармич упорно работал над словом, искал свой собственный литературный стиль. Его особенность как автора именно в том, что он  создавал на бумаге как бы слепок с действительности.


26 с небольшим лет жизни было отпущено судьбой Григорию Бармичу. 17 августа 2011 г. он скончался в больнице г. Архангельск в результате травмы, полученной в начале лета.

Хочется привести некоторые отрывки из его письма, полученного мной летом 2010 г. Они о многом говорят: о жизни в тундре, о самом авторе.

«…В тундре стоит восхитительная погода, правда, немного прохладно. Проходят чудесные дни, все чем-то заняты. Белыми ночами просматриваем  по-второму разу DVD-фильмы. Пока еще не надоедают.
     Местами прорастает  новая трава, наполняя ароматами свежий воздух. Все ожило от длинной зимней спячки. Реки уже потихоньку обмелевают, можно вброд переходить на другой берег...

   …На этот раз опять придется остаться в тундре. Так как мои документы находятся в подколледже; аттестат, характеристика, всё, кроме медицинской справки, которую я посеял. Не могу найти. Я же не деревенский  или  городской житель. Только самому нужно договориться с директором подколледжа. Может, на худой конец, возьмут меня, такого блудного студента.  Я уже и не думаю об институте Герцена.
 
  Сейчас уже все оленеводческие бригады дошли до летних пастбищ.  Утомительные ямданки позади. И без приключений не обходится, постоянно, что-то случается во время передвижения. Есть такая одна «ходячая проблема», Кристина, у которой всегда что-то случается с возами. Когда трогались с чумовища, у Кристины, каким-то необычным поровотом аргишей, сломался воз. Просто не вписался в небольшой поворот между небольшим бугром. После этого происшествия, младший брат Кристины задавил оленя, когда передвигались по торосу. Когда я с аргишами поднимался на угор, нужно было ехать косо, а я забрался вертикально и получил огорчительный результат, тоже задавил оленя.  Поругали за то, что неправильно поднялся, больше не взбираюсь так вверх на крутой угор, только лишь тогда когда налегке. Весной все олени слабы  и нужно постоянно оглядываться назад на аргиши, чтоб не задавить ханбуя, то есть оленя.

    …Где-то в середине месяца мая у нас на Канине прошла гроза. И в этот день мы ямдали и как-то чудом успели дойти до места и поставить чумы. Хотя у нас чумов нет, а живем в палатках. Один, конечно, есть. Наверное, один единственный на всем Канине. Но палатку ставить быстрее, нежели чум.  Чум строить по времени долго, но в нем есть превосходство; просторно. И есть, конечно, минусы. Поставили чумы, и тут же через некоторое время пришли грозовые облака и началось тара-ра-рам плюс проливной дождь. Вспомнил, это было 10 мая.            
   Иной раз бывает и в проливной дождь ямдаем, и ни один раз такое случалось.  Сейгод весна выдалась ранняя, снег моментально растаял, кругом голая земля. И ямдать пришлось вдоль берега по торосу. А на самом берегу не единого сугроба. Главное, что реки успели перейти по  льду,  но если бы не успели, то пришлось бы нам ямдать по голой земле в начале а лета.  А это нам крайне неудобно.
    Каждыми днями постоянно чем-то заняты, когда на улице стоит хорошая погода.  Появляется свободное время,  смело трачу на чтение или пишу.
15 июля. Дни летят незаметно, скоро и осень начнется хотя остался еще целый месяц лета. Но оно быстро пройдет. Вчера у нас на Канине снова прошла гроза, довольно, частенько они бывают. Раньше грозы были не так часто, как в этом году.  В какой-то газете вычитал об аномалии жары. Но у нас на Канине не так уж очень жарко, а холодно. Никаких изменений в климате не замечаю. Было холодно, как было, так осталось.  Вот только на следующий день пришли тучи с западной стороны и подул холодный ветер.  А вот в ночь 17 июля, вообще морозило. Даже на листьях растений прорисовался иней. Такое происходит, может, только раз году в середине лета...».
      
Проза Григория Бармича выходила на страницах газеты «Няръяна вындер», ему посвятила несколько постов И.В. Коткина в блоге  ЧУМотека (http://chumoteka.blogspot.com).

Ушел из жизни юноша, который мог стать одаренный ненецким литератором. Он смотрел на мир как художник слова, стремился запечатлеть окружающую действительность, жизнь своих земляков. Пусть они вспоминают о нём добрым словом!
25 февраля Грише исполнилось бы 30 лет.)))

Пост в ЧУМотеке - http://www.chumoteka.ru/2011/12/blog-post_23.htm

Книга «Письма Гриши. Фотопоэма» http://www.labirint.ru/books/317913/  и
Фото: Григорий Бармич на оленьих гонках "Канин мэбета".