Басьяновка

Надежда Гущина 2
               
                Сейчас,  с высоты прошлых лет, я понимаю, почему родители взяли меня с собой на сезонные работы. Наверняка обвинили мою бабушку в недогляде за мной, когда я заболела скарлатиной. И надо же , решили в следующий  сезон взять меня. Я представляю, как переживала бабушка за мое здоровье, за мое  душевное состояние, ведь мне было тогда всего шесть лет и там  меня совсем не с кем было оставить, пока родители будут на работе. Но бабушка не могла им перечить , и родители увезли меня на Басьяновку Свердловской области. В каждый колхоз поступала разнарядка на определенное количество рабочих на заготовку торфа. От Волги  до  Урала  очень далеко.

 
                Помню , поселили нас в бараке ,   в большой длинной комнате было нас человек двенадцать. Для нашей семьи занавеской был отгорожен угол, где стояли две  железные панцирные койки и тумбочка. Я спала в серединке и до сих пор  помню  ,как было неуютно потому  что железные  боковинки   двух коек приходились как раз под моим боком.

Днем все население уходило на работу и детишки ,  которых было немало по баракам,  были предоставлены самим себе. Вместе со своей подругой из соседнего барака, татарочкой Фаиной ,  мы играли на территории поселения. Кругом была тайга, далеко нам не разрешалось уходить. Фаина хоть и была младше меня,  но  похитрее.
                Однажды она пригласила меня в гости, угостила киселем , но вместо ложки дала иголочку и велела  есть этой иголочкой. Я чирикала- чирикала, ничего не получается , так несолоно- хлебавши и побежали с ней дальше к другим забавам. И только в школе я прочитала басню Крылова « Лиса и журавль « и вспомнила : да, был случай – это про меня.

Торфяные  разработки были далеко в тайге среди болот. Отец работал на гидропушке , где под сильным давлением подавалась вода, вот этой  струей разбивался торф. Затем по широким трубам торфяную массу перекачивали на другой участок, разделенный  на карты , где она высыхала. По целым дням рабочим приходилось стоять в  холодной воде. Выдавали брезентовые бахилы с галошами, но они  все равно протекали , к ночи люди приходили мокрые , уставшие, грязные и голодные.  Работа была очень тяжелая. Ужинали  кто чем придётся.

Часто в карты с жидким торфом забегали зверюшки.  Запрыгнут с разбега , ножки завязнут, а назад уже  не могут вылезти. Однажды отец принес  двух сереньких пушистых зайчат : ушки торчком, испуганные красные глазки, сердечки стучат, оба трясутся. Поселили мы их в кочегарке. Посередине помещения стояла высоченная труба, пол засыпан шлаком, было сухо и надежно. Мы с Фаиной играли с зайчатами, кормили их капустой, травой,  водички наливали в мисочку. Зайчата были дикие и пугливые и мы вскоре выпустили их на свободу -  они подросли и окрепли – пусть живут на воле. Зайчата во всю прыть побежали к лесу, мы с подругой смотрели им в след и радовались, что сделали доброе дело. Как говорила моя бабушка «… спешите делать добрые дела для близких , родных и для тех, кто просит о помощи , кто нуждается в ней.»

         А еще , там на Басьяновке , я потерялась. Однажды , оставшись как всегда одна , я пошла искать отца. Ну пошла и пошла куда-то. Дорога привела к деревянному  мостику. Об гвоздь, торчащий из доски я сбила до крови большой палец. Иду, скулю, а куда иду – сама не знаю. Кругом кусты, а чуть подальше – большие высокие деревья. За мостиком показалось озеро.

               Дело было ближе к осени, кое- где на деревьях пожелтели листья, по  небу плыли серые облака , было холодно и неуютно. Я была совсем легко одетая : в одном платьице и босиком. Вдруг на берегу увидела женщину в платье без рукав темного цвета с серыми цветочками, возраст , как мря мама.

- Девочка, ты чья? Куда идешь ? – спросила тетка. - Я пошла искать папку и заблудилась , - ответила я застеснявшись. - А давай я тебя искупаю. Раздевайся , окунись и встань вот тут около кустика, не вытирайся и не одевайся  пока не высохнешь.

        Боясь её ослушаться, я подчинилась и все сделала , как велела мне эта властная тетка. Пока я стояла около куста и высыхала, все мое тельце посинело от холода и покрылось пупырышками. Да еще на ветке я увидела свернувшуюся кольцом змею, испугалась, но , как мне объяснила тетка, это был уж.

                Женщина помогла мне одеться , что- то записала в тетрадку , показала куда идти. Я пошла потихоньку, подпрыгивая на пятке, содранный палец болел. Только я перешла мостик, навстречу  бежит мамка.

- Где же тебя носило ? Я везде тебя искала!   Почему ты ушла так далеко ? Я же не велела тебе  никуда уходить от барака, - кричала  мама. Шлепков мне не надавала, видно рада была , что живую нашла.

( Прошли годы и став уже взрослой, я прочитала в каком – то журнале, что в Свердловской области в карьеры, где уже выбран торф , вывозили отработанную воду с атомных электростанций. Правда это или вымысел, но то купание для меня даром не прошло : в 14 лет у  меня была поражена щитовидная железа – зоб Ш степени.)

Была осень  1953 года. Срок командировки у колхозников заканчивался   Получив расчет, накупив гостинцев, люди с приподнятым настроением копошились, собирая нехитрые пожитки , все чаще вспоминали свои семьи, своих родных и свою  деревяно- соломенную  деревеньку. А незамужние девчата запасались  приданым : кто отрезами на пальто и платье, кто материей на постель, на рушники, подзорники и  занавески, кто на исподние рубахи да сарафаны. И долгими зимними вечерами все это будут шить, вышивать да разукрашивать.

   
                Обратно всем отрядом так же ехали  в товарняке – в столыпинском вагоне. Маленькие окошечки были довольно высоко и ничего не было видно  и только когда раздвинули тяжелую дверь, чтобы вылить помои, увидели что по откосам железнодорожных путей уже лежит снег.

                Посередине вагона топилась буржуйка, но все равно было холодно. Лежа на нарах рядом с мамкой и полуторамесячной сестренкой, которая родилась на « сезоне «, я рассматривала вагон. Врезались в память толстые круглые заклепки на железных листах вагона, шум , гам , колготня. Ехали долго : от Урала до Волги очень далеко. На больших станциях подолгу стояли, люди бегали за кипятком или что – то прикупить.Я тоже выходила с мамой. Помню целый ряд медных кранов в наружной стене бойлерной и толпу людей с котелками, а еще запомнился резкий запах карболки в пристанционных уборных.


                Весь этот копошащий люд спешил домой. Домой ! К своим родным и близким, к малым деткам Да престарелым родителям, к своим суженым, к своим мечтам и чаяниям, с надеждой на лучшую  жизнь.
А я очень соскучилась по своей бабушке Катерине. Я так давно ее не видела, я так хочу прижаться к ее теплому боку, обнять ее и рассказать о всех своих переживаниях, радостях и обидах, об увиденном мире, об далекой чужой стороне. Ведь моя деревенька с моей любимой,  такой дорогой и родной мамой – старой, самая лучшая на свете. И никогда и никуда я не буду уезжать, я всегда – всегда буду рядом с моей бабулей. Успокоенная, под стук колес, я тихо засыпала и снились мне : голубое  небо, яркое солнце, мартовская  капель, со всех пригорков неслись шумные ручейки, пахло весенним снегом и талой водой. Пришла весна! Она прогонит остатки зимы,согреет землю