Парусинка или зелёные глаза

Сергей Рябцев
Признаюсь, в жизни не видел таких завораживающих глаз. Казалось, ещё мгновение и они увлекли бы меня за собой, на сопредельную территорию. Конечно, незнакомцу такие прогулки были просты и обыденны, вероятно, он их проделывал по несколько раз в день. При этом никто его не останавливал и документов не спрашивал.

Впрочем, какие могут быть у кота документы, разве что хвост. Однако думается мне, кошачий секрет беспрепятственного перехода границы заключался вовсе не в хвосте, а в невероятных глазах. Глянут такие на пограничника, стрельнут колдовским взглядом и пожалуйста, граница открыта, проходите. Ни тебе паспорта, ни виз, а лишь один только взгляд, а самое главное – не надо стоять в очереди. Кстати, об очереди.

В тот день на пограничном автомобильно-пешеходном мосту между Ивангородом и Нарвой образовалась такая, и нам «посчастливилось» быть её участниками. Уже больше часа в наших паспортах стояли отметки о пересечении российской границы. Однако до вожделенных эстонских штампиков нас отделяла ещё приличная сотня метров людского столпотворения. Желание посетить Нарву таяло с каждой минутой. И вот решающий момент наступил.

- Извините, мы отойдём ненадолго, если что, скажите, что мы здесь стояли – попросили мы соседей по очереди и направились обратно, к российскому КПП.

Так закончился в тот день наш вояж за границу. Впрочем, спешить домой мы не стали, и хотя уже стало смеркаться, решили погулять по Ивангороду. Определённых планов не было, а потому по городским улицам следовали по наитию. Такая метода вывела нас к Парусинке.

Парусинка – это один из районов Ивангорода, расположенный между старым, почти высохшим, и новым руслом реки Нарова. Своим именем он обязан парусиновым мануфактурам, что появились здесь ещё в XIX веке. Остров и прилегающие к нему территории были когда-то владениями барона Александра фон Штиглица. Кстати, сей славный муж заботился не только о собственной выгоде, ему не чужда была и благотворительность.

Увы, сегодня о тех временах уже мало что напоминает. Сохранившиеся здания мануфактур и дома для рабочих выглядят блёклыми и ничего кроме жалости не вызывают. Некогда знаменитые производства закрыты, как с российской, так и с эстонской стороны. Однако люди не покинули эти места. Они, как и прежде, живут в тех самых домах, для них в квартирном вопросе ничего не изменилось.

А Ивангород и Нарву разделяет граница и проходит она как раз через Парусинку. В некоторых местах она настолько узка, что, кажется, вот протяни руку, перемахни через ограждение и окажешься на другой территории. Спрашивается, а зачем мы тогда столько времени мёрзли в той очереди? Ведь совершенно спокойно, не привлекая чужого внимания, можно перейти границу здесь, в Парусинке.

- М-у-у-р, м-у-у-р, что вы тут делаете? – спросил у нас кот.

- Вот, любуемся достопримечательностями – ответил я.

- Очень интересная архитектура, кажется, эпохи поздней промышленной революции, очень напоминает английскую – дополнила мой ответ супруга.

Зеленоглазый с прищуром на нас посмотрел и ухмыльнулся.

- Хи-хи, рассказывайте, достопримечательностями они любуются, промышленной революцией. Знаем мы вашу революцию, проходили. Все чердаки и подвалы заколотили, так, что порядочному коту ступить негде…

- Позвольте, – прервала его супруга – мы посторонние люди, приехали издалека, к тому же намёрзлись в очереди на границе…

На последнем слове кот внезапно оживился, глаза его загорелись, и он вкрадчиво замурлыкал:

- Ребята, я тот, кто вам нужен. Плюньте на всю эту архитектуру, она всё равно ни кому не нужна. Помойка и та лучше выглядит. Здесь даже порядочной кошки не встретишь, а вы говорите – архитектура. Другое дело там – кот заговорщическим взглядом указал на сопредельную территорию и продолжил – и кошки лучше, и помойки. Кстати, могу вас туда провести.

- Это что ж, вы предлагаете нам нелегально перейти государственную границу? – в недоумении спросила супруга.

- Мужчина, успокойте свою даму – проговорил кот - как можно так волноваться по пустякам. К тому же, она вовсе и не государственная, а моя собственная. Сколько себя помню всегда ходил беспрепятственно туда и обратно.

Признаюсь, доводы кота показались мне вполне убедительными, и я уже было последовал за ним, как внезапно вмешалась жена.

- Ты что, совсем очумел! – схватила она меня за рукав, когда попытался я перелезть через колючую проволоку.

- А-а-а, да ну вас – проворчал кот и быстренько скрылся в одной из многочисленных водопроводных труб, что были на той территории.

А границу в тот день мы так и не перешли, зато смогли полюбоваться памятниками поздней промышленной революции.


Ивангород, район Парусинка, российско-эстонская граница, ноябрь 2014 года


(Фото из личного архива)