Заметки на полях. Декабристы

Андрей Дятлов 2
Все революции и бунты у нас всегда начинались с обмана. То Лжедмитрии, то подставные Петры Третьи. И даже восстание декабристов начиналось не так романтично, как в кино «Звезда пленительного счастья».
Офицеры вообще не были уверены, что полки пойдут за ними к зданию Зимнего дворца и Сената, чтобы низложить власть. И пришлось врать солдатам, что якобы сын Павла Первого и брат Александра Первого великий князь Константин (которого считали реальным наследником престола) решил сократить солдатам срок службы, но злодеи не хотят обнародовать его указ. Но — обман второй — никто не знал, что Константин еще при жизни Александра Первого отказался от престола в пользу брата Николая Павловича. Но почему-то, не принимая престола, Константин, которого все считали наследником престола, не желал и формально отречься от трона. Это одна из загадок. Так возникла ситуация междуцарствия, которая и вывела декабристов на площадь.
Еще обман: «диктатор» будущей декабристкой России князь Сергей Трубецкой вообще не пришел на Сенатскую площадь. Он просто посчитал восстание уже проигранным.  Участники восстания оценили это как измену. А декабристу Петру Каховскому один из идеологов восстания Кондратий Рылеев поручил проникнуть в Зимний дворец и убить нового императора. Каховский поклялся это сделать и... не пошел.
С Каховксим, кстати, связана одна легенда. Именно он убил посланного Николаем Первым на переговоры к декабристам генерал-губернатора Петербурга Михаила Милорадовича. Блестящий герой Отечественной войны 1812 года, Милорадович был вызван к царю прямо из-за завтрака у своей возлюбленной.
Он попытался своим красноречием поколебать солдат,  но Каховский выстрелил в него из пистолета, смертельно ранив. Так вот, говорят, что на эшафоте, прощаясь перед повешением, никто из офицеров-декабристов не пожал Каховскому руку: штатский не смел убивать боевого офицера, это был позорный поступок.
А потом грянули пушки, которые прислал Николай Первый, и картечь размела каре восставших и положила немало зевак, пришедших посмотреть на бунт войск.
Виновными по делу декабристов были признаны 289 человек. Пятеро известных зачинщиков, ставшие кумирами революционеров 1917 года были приговорены «к смертной казни четвертованием», замененной повешением. Остальные отправлены на бессрочную каторгу, в ссылку в Сибирь, разжалованы в солдаты и переведены в действующую армию на Кавказ...
Только в одном в этой истории не было обмана: Николай обещал не преследовать тех, кто не причастен к заговору. И - запретил преследовать родственников декабристов и взял на государственное попечение их детей. И даже детей  рожденных сосланными им бунтовщиками в Сибири, Николай определял (если соглашались родители) в лучшие учебные заведения на казенный счет.