Европейским курсом

Александр Хотомлянский
Рабочий стаж Ивана Водопьянова, который разменял пятый десяток, не превышал  пяти лет, включая службу в армии. А так, случайные заработки, наследство умерших в деревне родителей да редкая оплата в конвертах за кое-где и кое-как выполненную работу. Личная жизнь Ивана не сложилась. Его избранница искала в нем опору по жизни, а он был человеком вольным, без отягощающих обязательств, ограничивающих его свободу. К тому же был человеком он компанейским, находясь всегда в окружении единомышленников, таких же, как и он, любителей пива и азартных настольных игр. От неподвижного образа жизни и не контролируемого употребления алкогольных напитков, тело Ивана стало рыхлым и мало приспособленным к физическим нагрузкам.

Родился Иван еще при советской власти. При ней же и получил обязательное среднее образование, которое сыграло решающую роль в формировании его ментальности. Тогда на призыв «Будь готов!», Иван поспешно отвечал «Всегда готов!». Да вот только с развалом некогда могущественной страны, Иван оказался не совсем готовым к социальным испытаниям и к чуждой  системе рыночных ценностей. Он продолжал застойную вялотекущую жизнь, не подвергая себя избыточным рискам и не изменяя устоявшимся привычкам.

А тут народные избранники подтвердили курс Украины на интеграцию с Европой, подписав соглашение об ассоциации. Только в том историческом документе речь в основном о государственных интересах (читай интересах крупных олигархических кланов) и его обязательствах, а как жить в этой европейской системе ценностей простому человеку, как Иван Водопьянов (а таких у нас тысячи) не сказано ни слова. Одно дело, если человек изначально рожден в такой системе. Тогда он в ней, как рыба, даже если вода не совсем пригодная для обитания. И совсем другое дело, если человек сформировался в одной системе ценностей, а жить придется в другой. Как прикажите с ними быть?
Стал Иван интересоваться этой системой европейских ценностей, разговаривая с людьми уже прорубившими окно в Европу. Кто-то из них перегонял подержанные автомобили, кто-то был на заработках, а кто и просто из любопытства в качестве туриста. И обнаружил Иван к своему удивлению, что единой системы европейских ценностей вовсе и не существует. Все там намешано с лихвой – и сексуальная свобода вместе с нетрадиционной ориентацией, и безработица, и антисемитизм, и исламизация и многое чего другого, что не только не прельщает, но и даже отталкивает. Нет там нашего хлебосольства и широты души,  нашей открытости, чтобы подойти к какому-нибудь немцу или французу и в состоянии легкого опьянения обнять его и дыша перегаром спросить: «А ты меня уважаешь?». Потому как не поймет, и не потому, что не знает языка, а потому, что у них другой менталитет, другая система ценностей, одним словом европейская. И отпуск у них короткий, и проезд в общественном транспорте для всех платный, и работают производительно, и взяток не берут. Для этого, что ли, наши деды революцию делали?

Конечно, коррупция у нас не та, что в Европе. Это предмет нашей особой гордости. Но мы уже так с ней сроднились, что иной своей жизни без неё и не представляем. Ну, скажем, нарушил человек правила дорожного движения. Не то, чтобы сбил в пьяном состоянии человека, а например, превысил скорость или проехал на запрещающий знак. А тут в кустах инспектор ГАИ, который тебя останавливает и предлагает пройти в машину, чтобы оформить протокол и выписать штраф, скажем, на сумму 350 грн. «А договориться можно, чтобы без оформления?», - спрашивает нарушитель. Как показывает практика, в большинстве случаев это вполне возможно. Благодаришь инспектора за проявленный гуманизм. Платишь ему 100 грн. и расстаешься до следующей встречи.

Или, скажем, учится твой отпрыск в универе. Оболтус оболтусом. Сдать экзамен ему и  не по умственным способностям и не по труду, а потребность в том есть. Ищешь знакомых, вхожих в тот храм науки. И опять с тем же вопросом «А договориться можно?». Оказывается можно. Ведь не откажешь же добрым знакомым. А потом уже без всяких знакомых или посредников. Пишут им курсовые и дипломные работы, а потом им же кандидатские и докторские диссертации. А чем прикажите загружать научных сотрудников вузов и  развалившихся НИИ? Не случайно, количество кандидатов и докторов, особенно в области экономических наук, растет невиданными темпами, притом, что экономика страны находится на грани дефолта. И опять таки, это устраивает всех - как дающих «гонорар», которые за короткий срок смогут «отбить» свои затраты (значимый социальный статус, новые должности, более широкий спектр возможностей), так и  принимающих его.

«Договорные» отношения, подобно метастазам, проникли во все сферы деятельности. Товарно-денежные отношения  стали доминировать над сложившейся годами системой нравственных ценностей, а теневой оборот денежных средств стал дополнять регулирующую, распределительную и стимулирующую функции в сложившейся системе государственного управления. Что-то изменить даже в отдельном секторе экономики или организации не удастся, съедят. Чтобы что-то изменить, надо быть звездным А.Д.Сахаровым, а не рядовым Цукерманом, даже если он искренне ввязался в борьбу с метастазами коррупции.

Еще из курса обществоведения Иван Водопьянов помнил, что вся система, так называемых, европейских или наших доморощенных  ценностей, является вторичной относительно базиса – экономики страны. Может и нам надо начать с экономики, создавая высокотехнологичные энергосберегающие производства, новые рабочие места, создавать достойную для человека европейской культуры среду обитания, поднимать интеллектуальный уровень нации.
И тогда, когда с конвейеров обновленных предприятий, начнут сходить украинские «Мерседесы», холодильники, телевизоры нового поколения, айфоны, смартфоны  и прочая бытовая техника; когда научный мир будет потрясен открытиями украинских ученых в области медицины и информатики; когда оживут корабельные верфи, машиностроительные и металлургические предприятия, а украинская армия станет одной из наиболее технически оснащенных в мире; когда у работающих будет достойная заработная плата, а у пенсионеров появится возможность посещать самые экзотические уголки нашей планеты; когда появятся справедливые суды, честная прокуратура и милиция, тогда и изменится сознание наших граждан и сформируется своя система ценностей, не противоречащая европейской, и совместимая с ней по основным параметрам.

От таких перспектив у  Ивана Водопьянова голова пошла кругом. Неужели и ему, простому человеку из провинциального городка, удастся застать это светлое будущее. Вот только как его приблизить, чтобы успеть в наш короткий век. Вот если бы все подналегли и все разом. И он, конечно. Не обязательно с лопатой, серпом или молотом. Есть и другие пути. Вот, например, на все алкогольные и слабо алкогольные напитки, а также  табачные изделия устанавливается акцизный сбор - своего рода надбавка к базовой цене товара. Поэтому, чем больше пьешь и куришь, тем больше выручка предприятий торговли и тем весомее твой вклад в бюджет громады в виде акцизного сбора. Решил Иван Водопьянов поделиться своим видением на решение проблемы пополнения бюджета со своими приятелями. Еще никогда в их приятельских отношениях не было такого единомыслия. Поддержали единогласно. Стало известно об этой инициативе и в других объединениях домовладельцев, а потом,  благодаря статье местного журналиста, жителям всего городка. С тех пор жизнь в городке приобрела какой-то смысл. Каждому жителю, достигшему совершеннолетия, был установлен личный план пополнения бюджета громады. Но многие, патриотично настроенные граждане, брали на себя повышенные обязательства.

Результаты всенародного движения не замедлили отразиться на росте бюджета громады. За счет дополнительных источников был построен современный стекольный завод по переработке стеклотары, открыто два медвытрезвителя с полным  набором сервисных услуг, а также существенно расширена территория кладбища.  А вы говорите, что народ у нас не инициативный.
                13.01.2015 г.