Рассказы тети Шуры

Мария Чернышова
Вся жизнь моя полна загадок,
Воспоминаний ярких эпизод,
Там кроится ушедших годов тайны,
Листов не хватит всех их описать…



1. Переезд.
Мы с мамой жили в большом и не уютном доме. Отапливался он печкой, которая была бездонной, так мы её называли из-за того, что сколько угля в неё не насыпь, все-равно дома был кочелядник. Сам дом был кирпичным, но со стороны выглядел так, как-будто вот-вот и рассыплется. Два года мама потратила на то, чтобы поскорее его продать, и купить любую квартиру, только бы не оставаться в этом жутком доме. И вот наконец-то наша мечта сбылась, нашелся долгожданный покупатель, который согласился его купить.
С необыкновенной скоростью мы собирали вещи, чтобы как можно скорее уехать с этого мистического места.
До нас в доме жила женщина, которую убило током, когда она включала свет, и может быть из-за этого, дом был весь, наполненный какими-то загадками, и находился он по улице Гоголя.
Взамен дома, мама нашла квартиру, на первом этаже, двухкомнатную, перед окном росла береза, и поэтому в комнатах было темно, и сыро. Замена была не идеальной, но зато не надо было топить печь.

2. Знакомство.
Перед двухэтажным, квартирным домом, стояла большая и широкая лавка, все жильцы, которым хотелось бы провести досуг на ней, садились, и проводили его. Мы с мамой тоже решили присоединиться к ним, чтобы познакомится с новыми соседями.
Моя мама сидела посреди лавки, справа от неё сидела тетя Шура, а с лева баба Рая, они рассказывали ей какие-то истории, расспрашивали откуда мы, и чем живем, мама в разговоре с ними, большее предпочтение отдала бабе Раи, которая сидела, и жаловалась на свою несчастливую жизнь, а от тети Шуры сторонилась, и не принимала её в серьез.

3. Разочарование.
Сдружившись с бабой Раей, мы узнали, что у неё есть сын, которому сорок лет, работает телефонистом, не женат и постоянно избивает свою мать. Жили они с ним в соседнем подъезде, в двухкомнатной квартире, жили шумно, как рассказывали их соседи, а старушке в её годах хотелось спокойствия, поэтому она решила переложить свою ношу, на мою маму. Ежедневно обрабатывала её, своими разговорами о том, что её сын хорошо получает, не пьет, имеет образование, намек был ясен. Мама не собиралась выходить замуж, и поэтому вежливо объяснила бабе Раи, чтобы она поискала для этого другую женщину. Тогда она разозлилась, и стала мстить. За считанные часы пробежала всех соседей, и своим дрожащим голосом, стала их настраивать против нас, наговаривая всякие гадости, а когда мама выходила на улицу, та кричала ей в след:
 - Вот она сумасшедшая, посмотрите на неё!
За это время она успела подзудить на скандал и своего сына, который уже стал внимательно присматриваться к нам. Ситуация накалилась до предела, должна была произойти развязка, точнее какой-нибудь случай, который бы и привел к этой развязке.

4. Помощь.
Наша соседка тетя Шура, жила через стенку от нас, и поэтому мы решили обратиться за помощью именно к ней, тем более что она дружила с бабой Раей. Рассказав ей происходившее, она не удивилась, так, как давно уже знала Раю, и имела хорошее представление, о ней. Своею подругою, тетя Шура её не считала, просто поддерживала с ней отношения, потому что лучше худой мир, чем добрая сора, тем более что дети её, жили не рядом, одна в Волгограде, а другая в «Ленинграде», Санкт-Петербургом, она этот город не называла, потому, что была уже пожилой, и всегда привыкла называть его Ленинградом.
Тетя Шура, оказалась идейной, и поэтому сразу же придумала, как можно хоть немного помочь. Она разрешила от себя провести стационарный телефон, потому что сотовые тогда только стали появляться, и тот телефон, который сейчас стоит 600 рублей, раньше стоил тысячи  три.
Проделав маленькую дырочку в стене, где стоял старый телефон, мы протянули шнур, и за несколько минут у себя дома подключили желтый, и смешной аппарат, который давно купили, но не могли подсоединить.


5. Спасение.
Спустя несколько дней, мы вечером смотрели «спокойной ночи малыши», это было девять часов вечера. В зале стоял небольшой телевизор, у окна, а напротив диван. Вдруг в это время раздался звон стекол, и в комнату, где мы сидели, влетел большой булыжник. Мне тогда еще было только семь лет, но страх, который я почувствовала, до сих пор, живет во мне.
Мама быстро отвела меня в коридор, а сама, накрывши голову руками, побежала к телефону. Милиция была недалеко от нашей улицы, и поэтому они приехали к нам, за десять минут.
Утром, когда рассвело, мы вышли на улицу, и пошли к тому месту, откуда был удар, возле березы, росшей перед нашем окном, остались два отпечатка подошвы, сорок пятого размера, такую обувь носила баба Рая.

6. Перемирие.
Придя к тети Шуре, мы сказали ей спасибо, за телефон, который спас нам жизнь.
- Да, у них, наверное, был такой план. Они же не знали, что теперь у вас есть телефон, думали, что Рая в окно ударит, а ты в милицию побежишь, там тебя бы её сын и встретил. Что там говорить нелюди. – После этих слов тетя Шура перекрестилась, и улыбнулась.
Участковый выяснил все обстоятельства, поругал старушку, пригрозил её сыну, но за разбитое окно, никто не заплатил, поэтому маме пришлось искать, того, кто мог бы поставить окно, но это уже отдельная история.

7. Дружба.
Прошло два месяца, после того, как мы переехали на новое место. Немного обжившись, мама стала искать работу, по образованию медсестры, устроилась в ПТП, следить за здоровьем водителей автобусов. Работа была не плохая, но график не удобный, в пять часов утра нужно было выйти из дому, а в девять  ехать обратно.
Я училась тогда в первом классе, и боялась оставаться одна, поэтому мама просила тетю Шуру, чтобы она со мной посидела. Она с радостью согласилась, тем более, потому что ещё давно, когда она была молодой, у неё умерла дочка, когда была маленькой, и поэтому тетя Шура, относилась к детям с душой.

8. Квартира.

Когда я выполняла все домашние задания, мы садились с ней за старый круглый стол, который стоял в зале, у большого окна, покрашенного толстым слоем белой краски. С правой стороны, стояла огромная стенка, которая была забита какими-то вещами, но изредка, в ней пробегали мыши, грызли там бумагу и мыло, от этого бегали мурашки по коже, а я в особенности боюсь крыс и мышей, поэтому без кота я к ней не приходила. Напротив окна, у стены стоял оранжевый разрисованный диван, у его гредушки, лежали три большие подушки, и какие-то одеяла. Сверху на стене, висел большой ковер, на котором были нарисованы три белых коня. Слева на стене, на которой были приклеены фотообои, были нарисованы метки, ручкой, эти метки ставились, когда к ней приезжал в гости, её внук Ваня, она любила отмерять, насколько он вырос, пока не приезжал к ней. Во второй комнате, стояла кровать, небольшой шифоньер, а на стене висел маленький и пестрый коврик. Все что стояло в этой комнате, было завалено сумками, в которых лежало огромное количество вещей журналов, и книг. Сколько у неё было книг, множество! По теть Шуриной квартире было видно, что человек прожил интереснейшую жизнь.

9. Внешность.

Тетя Шура, была небольшого роста, волосы были седые и кудрявые. Палец у неё был ёще давно сломан, и поэтому он был немного кривой. Дома носила спортивную куртку, и штаны, но однажды, дочка с Ленинграда, прислала ей красивую шляпу, с огромными полями, и когда было тепло, тетя Шура одевала её, и садилась возле дома, держа в руке деревянный бадик.

10. Развлечения.

Когда заняться было нечем, мы с ней садились на диван, и играли в карты, но не сразу, в семь лет я еще не знала об азартных играх, и поэтому тетя Шура меня этому учила. Её уроки я схватила быстро, даже в школе не улавливала так предметы, как карточное мастерство, наверное, это для меня было куда интересней.
Играли мы в две игры, это «Дурак» и «Пьяница». «Пьяница», заключалась в том, что карты перемешивались, и колода разбивалась на две равные части. Одну из них я выбирала себе, а дальше карты раскладывались от меньшинства к старшинству, у кого оставалась хоть одна карта, на руках, тот проигрывал, и должен был выпить рюмку вина. Тогда тетя Шура шла на кухню, и доставала маленький кувшинчик, который был полон, вино было схоже на сок, только немного кисловато, она клала в него сахар, мы выпивали вдвоем, хотя проигрывал кто-то один, а потом садились снова на диван и пели песню:
«Ой, мороз, мороз…
Не морозь меня,
Моего коня»
Долго-Долго протягивая каждое слово, из куплета.

11. Истории.

Потом  после песни тетя Шура добрела, и начинала рассказывать истории.
- Однажды жила одна семья в глухой деревне, отца у них не было, только двое дочек, и мать с ними. И вот как-то их мать пошла искать хлеб, а был холод, метель, настоящая русская зима, а дети дома её остались. Сидят они у печки, греются, обмотались в шали, до ноги в валенках, и тут крыса выходит из-под лавки, с маленьким крысенком, ну та, что постарше девчонка, снимает валенок с ноги, и в них кинула, да попала, в маленького. Крыса развернулась, и убежала в нору.  Потом мать пришла, поели они, и спасть легли, ночью просыпаются от крика, зажигают свет, а у девчонки, половину лица крысой съедено, у той, что в крысенка попала. Вот они какие, злопамятные.
А за окном выла вьюга, и казалось, что вот-вот окна распахнуться, не выдержат сильного ветра, и запустят холод в дом.
Тетя Шура шла на кухню, грела чайник, а я тем временем приносила, и ставила на стол все, что она мне передавала. В зале слышался запах кофе, неповторимый запах, это кофе ей присылала посылкой, дочка из Ленинграда. Насыпав кофе в кружку, мы наливали туда концентрированного молока, через маленькую дырочку в жестяной банке.
- Мы, вот когда с сестрой, оставались одни в детстве. – Продолжала рассказывать тетя Шура, за столом. – Я боялась, почему то ночевать, а сестра нет. Вот, помню спим мы с ней на русской печи, а хорошо-то на печи, вот сейчас таких наверное не существует в деревне, хотя раньше в каждом доме должна была быть, мне бы сейчас на ней полежать, я бы себе все бока прогрела, и ничего у меня не болело бы. Так вот, спим мы с сестрой, я вдруг просыпаюсь, а она все спит, я голову вниз опускаю, смотрю, на лавке кто-то сидит возле нас. Как сейчас помню, небольшого роста, мужчина, в черном во всем, я испугалась, а сказать ничего не могу, и двинуться тоже не могу, так и лежала пока не рассвело, а потом он исчез. Сколько лет живу, все думаю, что это домовой был. Они в каждом доме существуют, просто есть такие, которые не показываются, а есть наоборот, хотят, чтобы их видели.
И вот мы допевали кофе, тетя Шура садилась на кресло-качалку, а я возле неё на стуле, она брала моего кота, Кузю на руки, и гладила его. На стене висели часы с кукушкой, и радостно шли вперед.
- Говорят, что крысы приносят только зло, не правда. Я знаю случай, когда они и добро делали. Один мужчина жил в квартире, вот как мы с тобой. И завелась у него крыса, а он ей ни яду, ни крысоловок, ничего плохого не делал, и вот привыкла она к нему. Стала каждое утро по рублю носить. Раньше рубль был бумажный, не как сейчас. И носит ему деньги она, и носит, он уже целую пачку денег скопил, и кормил её, а то как же, я бы тоже кормила, если бы мне рубль носили. Стал мужчина богатым, и понесло его нелегкая куда-то, за квартирой же своей, он попросил посмотреть своего друга, да уехал. Ну тот приходит к нему, а там крыса ему под ноги денежку кладет, он её отшвырнул, но деньги забрал. Потом приехал мужик домой, а крыса не приходит, и месяц прошел, и два, обиделась она, что он её одну оставил.
Я вот все-время мечтала найти клад. Честно скажу. У меня даже предчувствие есть, что я его когда-нибудь найду, но это только мечты, а на жизнь реально нужно смотреть. Вот ты когда школу закончишь, обязательно иди на повара, всегда с едой будешь, хоть война, хоть что. Взять, к примеру Раю, нашу соседку. Она работала всю жизнь на химическом заводе, понимаешь? Так вот их работа заключается в том, что нужно вовремя уйти на пенсию, а кто не успел, теряет здоровье, вот так и Рая. Вроде отработала, но не пошла на пенсию, сжадничала, и что-то там такое вышло, ртуть что ли рассыпалась, она ею надышалась, из-за этого у неё теперь руки трясутся, и голос стал неприятный.

12. Ко сну.

Время делалось позднее, кукушка в часах свое прокуковала, и мы готовились ко сну. У тети Шуры, был сахарный диабет, и поэтому везде были разбросаны тонкие шприцы, и ампулы. Выпив перед сном таблетки, она укладывалась.
- Видишь, какие у меня ноги? – И показывала их: все в шрамах, красного цвета, и с синими жилками. – Это у меня из-за диабета так, я когда ноги парила, не чувствовала какая вода, подолью, кажется холодная, я еще кипятка подолью, все-равно холодная, а потом скорую вызывала, когда увидела, что обварила их.
И вот мы ложились, тушили свет, я брала Кузю, потому что после рассказов про крыс, мне было как-то не по себе.

13. Утро.
Однажды утром, я поднялась раньше тети Шуры, и стала готовиться к школе. Я уже успела одеться, собрать учебники в ранец, и не знала, как её разбудить. Встав возле кресла-качалки, я стала тихонечко его качать, надеясь на то, что она услышит и проснется. Простояв так напротив неё несколько минут, она все же проснулась, и, вскочив с дивана, неспокойным голосом спросила:
- Кто здесь?
Я подумала, что сильно её напугала, и в растерянности быстро выговорила:
- Теть Шур, это я Маша Чернышова!
- А, это ты, тогда пойдем кофе пить.

14. Вечерами.
Моё постоянное присутствие в её квартире, постепенно ей надоедало, и поэтому к девяти часам вечера, когда с работы должна была возвращаться мама, я иногда уходила ночевать домой, но только если она приносила шоколадку. Тетя Шура, вечером сидела на диване, и, смотря в потолок говорила:
- Господи, помоги, чтобы Лариса принесла сегодня шоколадку.
Иногда молитвы сбывались, и шоколадка была у меня в руках, но все-равно тетя Шура через некоторое время звала меня к себе, и я опять жила у неё.

15. Рассказы.
- Мы когда сюда переехали, в эту квартиру, завели кролика. Белый был, пушистый, а зачем завели, не знаю. Привыкли мы к нему, полюбили, а он стал ручной и ласковый, так и жил у нас года три, потом тяжело его стало содержать в квартире. За ним же постоянно убираться надо, потом траву искать, капусту, морковку любил очень. И вот решили мы его отдать, только вот кому, это вопрос хороший был. Думали-думали, и отдали моей подруге, я ей его отдала, а сама хотела потом забрать, просто немного отдохнуть от него. Что ты думаешь? Прихожу к ним через неделю, а мне она говорит, кролик такой вкусный и жирный был, мы его пожарили. Как я тогда расстроилась, не передать, с подругой мы больше не общались, мне было неприятно. Из всего этого я сделала вывод: завел, значит расти.
- Ты своего Кузю совсем на улицу не выпускаешь. Это не хорошо. Я тоже кота держала, еще давно, и не выгуливала его всю зиму, а весной форточку открыла, он к ней подошел, и упал в обморок. И такое бывает.
16. Соседи.

На втором этаже, в нашем подъезде, жила женщина, сухая как палка, у неё было двое детей, Саша и Марина, Марина была старше брата на лет десять, а Саша мой одногодка. Никто из соседей не знал, почему эта женщина так била своего сына. Драки происходили часто, и внезапно, она била его головой об пол, или стены, а звук от этого раздавался на весь подъезд. Соседи не вмешивались в эти разборки, потому, что жили по принципу, моя хата с краю, я ничего не знаю. Тетя Шура, не очень любила Сашку, но была справедливой и смелой. И вот в одну из таких драк, она еле-еле вышла на своих больных ногах, поднялась на второй этаж, и кулаком в их деревянную дверь, стала бить, что было сил. Дверь открылась, и вышла сухая женщина в очках:
- Чо надо? – Басом спросила она.
- Убиваете? Так убивайте хоть молча! – На весь подъезд закричала та, и пошла к себе.
После этого криков, стуков и плача не было слышно два дня.
На первом этаже, рядом с нашей квартирой жила хромая старушка, одинокая. Как про неё рассказывали, когда она была маленькой, что-то с ней случилось, и она заболела. Все подумали, что девочка мертва, потому что признаков жизни она не подавала, и, прождав еще день, стали её хоронить, уже поднося гроб к раскопанной яме, девочка проснулась, и, вскочив с гроба, упала с плачем на землю. После этого переломного момента в её жизни, она прожила много-много лет. Теперь же к ней приткнулась семья, по национальности вроде бы таджики, им негде было жить, они недалеко от неё снимали квартиру.
Приносив ей еду, и слушая её разговоры, они втерлись к ней в доверие, но потом к бабушке стала ходить женщина из соцзащиты, и эта семья словно испарилась.

17. Магазин.
Тетя Шура не могла ходить в магазин самостоятельно, и поэтому всегда звонила, своей знакомой продавщице Ирине, которая работала рядом с нашим домом. По телефону заказывала у неё разные продукты и ждала, когда она их принесет. Та мигом прибегала к ней, с большой и полной коробкой на руках, и выкладывала оттуда все. Это были сардельки 2 килограмма, концентрированное молоко, картошка, хлеб, обязательно белый, тушенка, свинина в железной банке и капуста. У меня от всего этого разбегались глаза, потому что дома есть особо было нечего, так как вся мамина зарплата уходила за квартплату и свет. Тетя Шура, отдавала продавщице деньги за харчи, и сверху двести рублей, за то, что она все это принесла.
После её ухода, мы разрезали белый и пушистый хлеб, открывали тушенку, и клали ее себе на хлеб, наслаждаясь вкусным бутербродом.

18. Пирожки лучше щей.
Отдохнув немного, тетя Шура начинала готовить, носив с собой в руках светло-рыжего, с белым брюшком кота, который радостно мурлыкал и ласкался. Она начинала печь пирожки. Они были двух видов, с картошкой и капустой. Отворив картошку, она начинала превращать её в пюре, но так как толкушки у неё не было, она использовала весьма необычный способ. Брала по одной картошине, клала её на доску, и катала скалкой, получалось неплохо. Самое интересное было тогда, когда тетя Шура, начинала делать начинку из капусты. Открывала баночку с шампиньонами, которые ей присылал её зять, Лева из Ленинграда, сам солил их, и закручивал. Потом мелко шинковала капусту, и все это тушила. Как только она уже шла на кухню, что бы выключить плитку, а я шла за ней, она мне говорила:
- Иди телевизор включи, сейчас новости начнутся.
Когда я входила на кухню, она черпала ложкой горячую начинку, и ела её, но увидев меня, ради приличия давала ложку, это оказалось очень вкусно, и, спрятав сковородку в шкафу, сказала:
- Пусть остывает.
Целый час мы сидели в зале, и следили друг за другом, чтобы никто не пошел на кухню.
Пожарив пироги, и сварив густые, красные щи, мы ждали маму с работы, что бы угостить её.
Первым делом она откусила пирожок, тесто получилось воздушное, и мягкое, а начинка из капусты, была еще вкуснее. Потом мама ложкой зачерпнула щи, в которых плавала варенная мука, чтобы не обидеть, щи съели все, а вот вкус пирогов, с Ленинградским кофе, и грибами, до сих пор запомнился нам.

19. Часы.
Как-то раз мы сидели дома у тети Шуры, и о чем-то разговаривали, потом она сказала мне:
- Посмотри сколько там времени?
Я посмотрела на часы, и, опустив голову, покраснела.
- Не знаю. – Ответила я.
- Как это так? В школе значит, учишься хорошо, а часы не знаешь? Давай я тебя научу. Вот смотри, видишь стрелки, большую и маленькую?
- Вижу.
- Большая показывает минуты, а маленькая часы. Между цифрами, палочки нарисованы, это они минуты обозначают, везде по пять, понимаешь?
- Понимаю.
- Ну скажи теперь сколько времени.
- Половину третьего.
- Легко?
- Да.
Теперь каждый раз, когда смотрю на часы, вспоминаю, как меня учила тетя Шура, определять время.

20. Звонок.
Однажды, снова сидя за круглым столом, мы заговорили про моего деда, который жил в трех улицах от нас. Я рассказывала про него, а тетя Шура слушала.
- А хочешь, позвони ему.
- У него дома телефона нет. Хотя у его друга, к которому он часто ходит, есть телефон, надо позвонить, вдруг он сейчас там?!
Мы долго искали по справочнику, фамилию, его друга, потом набрали номер, и в телефоне пошли гудки.
- Да.
- Здравствуйте! А можно Анатолия Сергеевича?
- Кто его спрашивает?
- Внучка.
- Сейчас.
- Да, я слушаю.
- Привет, это я.
- Что хотела?
- Поговорить.
- Мне некогда.
И положил трубку.
- Это он, наверное, перед другом застеснялся. – Сказала я тете Шуре.
- Наверное.

21. Тетя Тоня.
Как-то раз, я не пошла к тете Шуре, а осталась дома, мама ушла на работу, и делать мне было нечего. Вдруг зазвонил телефон. Я сразу поняла, что это не мне, а тете Шуре, потому что нам на этот номер никто не звонил. Тогда я совершила недобросовестный поступок, о котором теперь жалею. Я взяла трубку, и слушала, как они разговаривали с тетей Тоней, её подружкой.
- У меня нога болит… - Жаловалась тетя Тоня.
- Ты её мазью помажь, которую я тебе передавала.
- Слушай, а кто это у тебя в трубку сопит?
- А, да это Маша.
Я быстро положила трубку, и с тех пор, больше ничего не подслушиваю, слишком уж потом после этого стыдно, и неприятно.

22. Клад.
Спустя два года, нашей дружбы, мы очень привыкли друг к другу, и каждый день виделись с тетей Шурой, но однажды осенью, она заболела гриппом, и две недели я к ней не ходила. Потом узнала, что она умерла.
К ней приехали две дочери с мужьями, младшая привезла внука Ваню, а у старшей детей не было. Они сразу же отрезали телефон, который однажды спас нас, но отдали нам почти все книги, которые были у тети Шуры, которые и сейчас хранятся у нас.
На похороны тети Шуры, пошел мелкий дождик. Никто, даже внук Ваня, которого любила тетя Шура, не плакали так, как плакали мы с мамой. Потом мама отвела меня в сторону, чтобы прогуляться и успокоится, и сказала мне:
- Она обязательно, когда-нибудь, присниться тебе и покажет, где спрятан клад, который она всю жизнь мечтала найти.

23. Тайна.

После её смерти прошло девять дней. Мы ночевали у себя дома, возле коридора, стоял мой ранец, на котором лежали карандаши, когда мы уснули, в коридоре раздался какой-то звук, словно ветер пролетел, и с ранца посыпались все карандаши, которые не могли упасть просто так, наверное это душа тети Шуры, прошлась по нашей квартире, но нечаянно задела мои карандаши.