Десять заповедей

Ольга Барсова
               

Ветхозаветные нравственные заповеди Моисея и Нагорная проповедь  - высочайший идеал человеческого бытия на Земле. Он недостижим, увы. Но возвращение к заповедям - путь спасения, долгий и мучительный, ибо надо пропустить их через тонкую духовную материю - совесть и при этом помнить: "Царствие Небесное силой берётся" - Христом сказано.

1-я Заповедь
"Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицом моим". Провозглашает главную истину - Бог один.
Эта заповедь чисто религиозная. Остальные - общечеловеческие.

2-я Заповедь
"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на Небе, и что на Земле, и что в воде; не поклоняйся им и не служи им". Кумиров сотворено предостаточно. Кто-то поклоняется вину, кто-то - деньгам. Это извращения жизни, ведущие в никуда. Они разлагают и служат часто причиной гибели.

3-я Заповедь
"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно", - охраняет основу общения с Богом - молитву. Произнося имя Бога напрасно, человек обесценивает суть молитвы. Но и всякое злое или лживое слово, да и просто суесловие имеет разрушительную силу: оно может погубить дружбу, семью, любовь.

4-я Заповедь
"Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему". Этический смысл это-го дня заключён в том, чтобы каждый человек периодически подводил итоги содеянного. То есть отдавал один день из семи Духу и  Мысли, думал о своём нравственном очищении.

5-я Заповедь
"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на Зе-мле". Чтобы научиться любить всех, надо сначала полюбить тех, кто ближе всего. Почитание родителей, внимание к их советам – основа жизни на Земле.

6-я Заповедь
"Не убий" - основная. Никто не должен посягать на жизнь. Она – величайшее благо, дарованное свыше. Самоубийство - тягчайший грех. В нём отрицание всякого доверия к Богу и надежды на него, полнейшее безволие, самое противоестественное, что может совершить человек.

7-я Заповедь
"Не прелюбодействуй". Прямое нарушение заповеди - всякое внебрачное соединение мужчины и женщины. Воздержание повышает духовные силы, а распущенность их расслабляет, приводит к болезням, которые отражаются на потомках. Тайна Эроса всё больше волнует людей и человечество всё меньше и меньше соблюдает именно эту заповедь.

8-я Заповедь
"Не укради". Посягательство на общественную и личную собствен-ность стало чуть ли не нормой общества. Вор, укравший у государства в небольших количествах, по нашим понятиям - всего лишь несун. Но он всё равно - вор. Ведь суть содеянного не изменилась.

9-я Заповедь
"Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего". Соблюдение этой заповеди, в какой-то мере, уберегло бы нас от сталинских лагерей, от того размаха чудовищной лжи и доносов.

10-я Заповедь
"Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего". Зависть, неуёмные желания приводят к деградации личности, опустошению души и часто к потере смысла жизни.

К этим мудрым, вечным заповедям хотелось бы добавить ещё одну: "Возлюби дитя своё крепче, чем самоё себя".
По-видимому, в библейские времена не смогли представить того разложения личности, до которого может дойти женщина, - бросить своё дитя.
Древняя система нравственности выстрадана человечеством. Это квинтэссенция многовекового опыта, которым пренебречь нельзя. Нарушение заповедей лишает человека телесного и нравственного здоровья. Ведь жизнь - прежде всего упорная борьба, цель которой - преодоление собственного несовершенства, ведущее в конечном итоге к благородству души.