Если у Вас возникли проблемы

Вячеслав Фонтан
      Однажды, во времена Путина, Виктор опять не вышел на работу. Он лежал на кушетке. Его терзали мысли – откуда взять деньги. В доме и последнего куска мыла не осталось. Взор его скользнул по картине, висевшей на стене напротив. Картина воспроизводила древнегреческий миф о Сизифе, вечно вкатывающем камень в гору. Сюжет выражал идею труда в обобщенном абстрактном виде. Да, это был труд, но труд безо всякого смысла. Картина недвусмысленно указывала на основной тезис экзистенциализма: что хотя жизнь без смысла абсурдна, зато сам человек вполне может компенсировать это досадное неудобство, заполняя всю жизнь без остатка работой, и не оставляя времени на пустые размышления о смыслах..
      Картину подарила Виктору теща в назидательных целях, на что указывали подписи в нижней части, сделанные ею собственноручно:
-  Кто не работает – тот не пьет шампанское,
-  Тот кто сеет, то кто жнет – тот здоровеньким помрет,
-  Тому кто целый день готовит пищу – позавидует и нищий.
Парадоксально, думал Виктор, тещина картина производила эффект прямо противоположный педагогической задумке тещи. Она, скорее, погружала наблюдателя в состояние философской дремы, нежели подталкивала его к каким-либо конкретным действиям. Да, да, читатель, при соприкосновении с магией греческой мысли любые педагогические агитки исчезают бесследно.
      Постепенно внимание Виктора переключилось с картины на шествие группы домашних котов. Они расселись полукругом и стали истошно орать, требуя корма.
«А ну, брысь, тварюги!» - крикнул Виктор – «самому жрать нечего, и запустил в котов канделябром. Один кот как-то неловко подскочил вверх и рухнул на пол замертво. В животе у Виктора похолодело, душа ушла в пятки. «Что же теперь делать?» - в страхе думал Виктор. Ведь это же был любимый кот его жены, Татьяны Ивановны.
« Что же делать?» - напряженно думал Виктор.
Вдруг в его голове что-то щелкнуло, и из глубин памяти медленно выплыл рекламный ролик:
-  « Если у Вас возникли проблемы, а денег нет, все равно заходи в Интернет. Не мучай голову. Не давай никому на лапу. Просто заходи на сайт «Решебник проблем» и дело твое будет в шляпе».
Этот ролик, голосом Максима Галкина, каждое утро декламировал домашний робот, когда его подключали к сети для зарядки энергией.
Робот пылесосил пол и предоставлял услуги пользователям Интернета. В него был вмонтирован компьютер. Ссылка в рекламе на пользователей, у которых не было денег, объяснялось тем, что робот подключал к Интернету и в кредит. Виктор зашел на обозначенный в рекламе сайт и там ему предложили решить проблему погибшего кота путем изготовления из него сувенирного мыла.
      Наступил вечер. В дверях появилась его жена, Татьяна Ивановна, женщина средних лет. Фигура ее напоминала букву «Г» с сильно выгнутой вверх горизонтальной палочкой. Надо пояснить, что Татьяна Ивановна долгие годы работала нянечкой и от постоянного перетаскивания чужих детей и приготовления им пищи в согбенном положении фигура ее и приобрела такое характерное очертание.
Татьяна Ивановна работала нянечкой частным образом – на хозяина.
Хозяин – такого гордого прозвища в эпоху Ельцина удостаивались люди с большими деньгами. Секрет их успеха состоял в том, что они твердо следовали формуле Маркса: товар – деньги – товар. Поэтому у них было много денег и много товаров.
Почему же тогда, спросите Вы, при социализме, когда все жили по этой формуле, ни у кого не было ни денег, ни товаров. А просто! Из формулы видно, что именно товары порождают деньги. В совдепе товары делились на всех, поэтому у каждого их было мало, а значит и денег мало. При переходе в девяностых обратно к капитализму, товары, каким- то чудным образом (известным одному лишь Чубайсу) перекочевали в руки небольшой могучей кучки. Остальные, в основном, стали жить по формуле «Труд – деньги – товар - телевизор».
Впрочем, в этом вопросе наступила полная свобода. Каждый теперь мог зайти в Интернет и подобрать себе формулу жизни по вкусу или заменить ее на новую.
      Но вернемся к хозяевам. Как видно в их формуле жизни ничего не говорится о детях, а воспитывать-то их надо. Поэтому они нанимали на работу граждан, которые жили по формуле : Воспитай чужих детей – получи деньги – купи себе товары – и спокойно смотри телевизор. Таких людей называли нянечками.
Не успев даже раздеться, Татьяна Ивановна перешла в наступление:
-  Я просила тебя утром купить туалетное мыло,
-  Ну что, купил?
Виктор решился и с трепетом протянул ей кусок мыла, сделанный из погибшего кота в виде сувенира. Сувенир переливался всеми цветами радуги и благоухал лавандой. Лицо Татьяны Ивановны, вечно суровое от напряженной жизни, сразу как-то обмякло и расплылось в улыбке.
-  Миленький сувенирчик,
-  где достал?
Виктор решил, что бояться больше как бы нечего и правдиво изложил историю сувенирчика.
-  Какое же ты все-таки говно!
-  Ну, нет, такую наглость нельзя оставлять безнаказанной! -
Вспылила Татьяна Ивановна
Слова эти, вроде бы обидные по своей сути, Виктора ни сколько не смутили.
Такой стиль общения, как говорится простенький, но со вкусом, путем обмена колкостями, был характерен для многих интеллигентных семей.
Кроме того, Виктор – бывший гуманитарий, выпускник высшей партийной школы времен развитого социализма еще живо помнил крылатую фразу Ленина об интеллигенции:
-  Многие думают что интеллигенция – это мозг нации, и, напрасно, никакой она не мозг, а просто говно.
-  Ну, уж если Ленин…,
утешал себя Виктор, что там ожидать от простой женщины.
      Тем временем Татьяна Ивановна вслух повторила:
-  Нет, такую наглость нельзя оставлять безнаказанной. Что же делать?
И вдруг в ее голове что-то щелкнуло, и из глубин памяти медленно выплыл рекламный ролик:
-  Если у вас возникли проблемы, а денег нет – все равно заходи в Интернет. Не мучай голову. Не давай никому на лапу. Просто заходи на сайт «Решебник проблем» и дело твое будет в шляпе.
Татьяна Ивановна последовала совету рекламы. На означенном сайте находился ответ:-  анализ ситуации и рекомендации:
-  описанная вами ситуация – типичный пример террора против животных. Это своего рода болезнь, широко распространена в наше время. Рекомендуем автора замочить в сортире. Возможны как грубо радикальные,  так и профилактические формы лечения. Высылайте Ваш домашний адрес.
      Вскоре в доме появилась бригада в зеленых фуражечках и белых халатах. Один из них спросил:
-  Ну, как мочить будем? В целях профилактики или взаправду?
-  Так, по глазам вижу, что в целях профилактики…
-  Ну, а Вас, дорогой мой – обратился он к Виктору -
-  Раньше уже мочили?
-  Нет, я впервые – с дрожью в голосе выдавил из себя Виктор.
-  Тогда рекомендуем мочить под наркозом – (имелось в виду применения в таких случаях спецнаркоза, когда пациент остается в сознании, блокируют только его двигательные центры. Такая мера безопасности – чтобы пациент не покалечил медиков)
-  И так, если в целях назидания и под наркозом, то по самому дорогому тарифчику обойдется!
      По мере того, как Виктор выходил из наркоза, им все больше и больше овладевало жуткое чувство безысходности.
-  Все это из-за денег, - подумал он
-  Что же делать?
И тут в его голове что-то щелкнуло и из глубин памяти медленно выплыл рекламный ролик:
-  Если у Вас возникли проблемы, а денег нет – все равно заходи в Интернет. Не мучай голову. Не давай никому на лапу – просто зайди на сайт «Решебник проблем» и дело твое будет в шляпе.
     Виктор зашел в Интернет. На его запрос по анализу ситуации с сайта «Решебник проблем» пришел ответ:  Ваша проблема чисто экономическая, высылайте бизнес план, по нему получите соответствующий коммерческий проект. Откуда берутся бизнес планы не сообщалось.
-  Пошли робота картину пропылесосить,  вся пылью заросла – крикнула Татьяна Ивановна из соседней комнаты.
-  Да, именно, как же я раньше не понял, ключ в картине – осенило Виктора.
Если отвлечься от философского смысла и подойти к сюжету картины с экономической меркой, то получится, что это и есть бизнес план в графическом виде. Только не конкретный, а вообще для всех и на все времена.
-  Ай да теща, ай да молодец! – провозгласил Виктор и подпрыгнул на месте. Копию картины быстро отправили на сайт «Решебник проблем». Компьютер надолго задумался и наконец выдал коммерческий проект тоже в виде картины. В основе проекта оказался тот же миф о Сизифе, только Сизифов теперь было несколько. Они располагались по склону горы на разных уровнях, каждый под своим номером. Это напоминало ипподром, где вместо лошадей соревновались Сизифы. Выигрывал тот, кто первым закатывал свой камень на вершину горы.
У подножия горы толпились богато расфуфыренные дамочки. Поодаль их ожидали богатые тачки, все больше бэнтли да ламборджини. По всему видно было сходство этой публики с женами олигархов, или по крайней мере с женами разной шушеры, тоже из числа братков, но рангом помельче.
Женщины скакали на месте, били в ладоши, кричали и с упоением бросали купюры в большую урну, стилизованную под шляпу. Казалось, что толпа застыла в экстазе гедонизма. Гормоны счастья переполняли дам, их лица светились неземным восторгом. Урна была заполнена купюрами доверху.
      Деньги на организацию фирмы Сизиф и строительство аттракциона под тем же названием дали коммерсанты под изрядный процент от предполагаемой прибыли. Доходы от аттракциона оказались столь значительными, что вскоре собственники Виктор и Татьяна Ивановна, открыли небольшой театр. Театр возрождал традицию народных театров. Пьесы ставили самодеятельные режиссеры. Трупу составляла разношерстная публика, приходившая играть в спектаклях после работы. Игра их зачастую походила на пародию в отношении актерского мастерства, а иногда и пьесы в целом. Поэтому публика заходилась в смехе, и театр пользовался большим успехом.
      Играли там в качестве актеров и сами собственники – Виктор и Татьяна Ивановна.
Теперь они стали жить по формуле: «Деньги – товар –театр – Интернет – телевизор». Так как первой частью формулы «товар – деньги» сами они не занимались (это было поручено менеджерам фирмы «Сизиф», то сосредоточились на второй части формулы и постепенно перешли из сферы материальной культуры в духовную сферу. Тем не менее материальная культура все же оставила неизгладимый след в их судьбе: Татьяне Ивановне лучше всего удавались роли разнообразного типа нянечек, а Виктору - роли Сизифов.
      Тещин подарок – картину с Сизифом, которая и стала основой их благополучия, они поместили в позолоченную рамку и зажгли под ней лампадку. Идеи модернизации, в духе времени, изменили и их домашний быт. В доме появилась целая бригада роботов: кто стирал, кто пылесосил, кто готовил. Один робот даже стоял у входных дверей - раздевал и одевал гостей. Были и другие роботы. Руководил бригадой их старый заслуженный робот. Только он имел право подпитывать энергией остальных роботов и следил, чтобы компания не тратила лишние деньги на болтовню в Интернете.

            На этом следы наших знакомцев надолго затерялись во времени. Они проявились вновь, когда у руля страны встал Медведев.
Общество к этому времени расслоилось пополам, с одной стороны  пользователи Интернета – их называли «интернетчики»; с другой  - книгопользователи – их прозвали «читалки». Часто и повсеместно можно было наблюдать их пикеты маршировавшие вместе друг за другом, словно вагончики в сцепке.
Например, одни шли под лозунгом «Мы на горе всем читалкам - книги выбросим на свалки». Их противники  -под лозунгом «Кто день и ночь под Интернетом – сродни товарищам с приветом».
Лозунги меняли изо дня на день довольно часто. Подобные лубочные противостояния привлекали массы зевак. Разогретые представлением граждане начинали дружно и ритмично хлопать в ладоши, на что «вагончики» ускорялись и пускались бегом по кругу.
По утрам, при следовании на работу общественным транспортом, люди перебрасывались между собой в качестве разрядки уличными лозунгами. Это было также классно как ботать по фене.
Дети тоже не оставались в стороне от событий – они ловко приспособили лозунги в считалки для игры в прятки.
Именно в это время в газете «Модернизатор»опубликовали выдержки из речи Татьяны Ивановны на первом съезде победителей компьютерной неграмотности и передовиков движения «За модернизацию всей России». Выдержки сопровождали комментарии корреспондента. Речь ее заканчивалась словами: «Мне, в бывшем, простой русской няньке, жизнью битою, годами прозябавшей во тьме компьютерной безграмотности, мне, как и многим из вас, сидящим в этом зале, только идеи поголовной компьютеризации и модернизации помогли подняться к свету духовного возрождения.
-  Да здравствует модернизация всей России!
-  Да здравствует жизнь в Интернете!
-  Интернетчики всех стран, соединяйтесь!
       Далее шла ремарка корреспондента побывавшего на съезде:
«Перед тем как взорваться громом аплодисментов зал на минуту замер. Казалось, он, ты, я, она – перестали существовать – все слилось в едином, могучем, всепоглощающем потоке идей модернизации. Это походило на момент зарождения новой религии – религии интернетчиков».
       Сам корреспондент не разделял всеобщего ликования «победителей».Он был из числа книгопользователей, а потому знал, что новые религии неизбежно порождают массу новых профанов и новых фанатиков.
Впрочем, всем известна склонность корреспондентов к излишней драматизации событий. В погоне за сенсациями от них ускользает истинный смысл событий как и всегда он остается уделом мыслящей элиты.
Достаточно вспомнить потехи скоморохов в старой Руси, кукольные театры, все эти бабушкины коврики и кувшинчики с лебедями и лилиями, частушки сопровождавшие все деревенские гулянки, живопись Митьков, и сразу гипотеза корреспондента о зарождении новой религии исчезнет в кустистой тени лубка.
Да, это русский лубок, глубоко укорененный в менталитете русского человека, основная форма народного творчества, именно он снова выплеснулся наружу и заполнил все улицы и трибуны.
     «Вся наша жизнь  - игра…в лубок». Конечно, эта формула не относилась к разного рода трагедиям, войнам, революциям и съездам партии «Единая Россия».
Достойно удивления как быстро и насколько радикально развитие капитализма в одной отдельно взятой стране изменило открытый еще Марксом основной закон отношений при капитализме.
Марксу такое и не снилось…