Время веником махать

Натуропат Владимир Красилов
или как вернуть
первозданность новогоднего озера надежды


- Сели, пили, ели, спали, потом  сели, пили… Эй, народ, какой сегодня день?! Какое число?!
Так всё славно начиналось! Собрались на берегу новогоднего озера надежды. Накрыли шикарный стол (назло доллару и нефти) и так хорошо сели! Выпили за старый год, закусили тем, что заработали (честно!), потом выпили за наступающий…

Почти по Мюнхгаузену

Сейчас у одних новогоднее озеро надежды плещется, блистает и радует  хрустальной чистотой, 
у других оно затягивается холодным бесчувственным льдом,
у третьих -  покрывается ряской проблем и уже слышится болотный запах,
у четвертых озеро, кажется, на глазах  превращается в трясину…
Для всех, у кого уже нет сил, кто задыхается от запахов  праздничных воспоминаний, есть верный способ – метод барона Мюнхгаузена: самого себя вытащить за волосы, но не из болота, а из нынешнего состояния.
Помнится, барон выдернул себя из трясины вместе с лошадью. Нам лошадь, пожалуй, ни к чему. Да и мало у кого она есть, другое дело - лошадиные силы, которые под капотом. Если вы точно помните, что Новый год начали встречать в машине, то придется вытаскивать себя за волосы вместе с железным конем…
Баронов среди наших читателей, пожалуй, нет, поэтому предлагается доморощенный, веками проверенный метод: тащим себя в… баню, в парную!

Место познания

Читателей, которые знают толк в русской бане, пожалуй, нет смысла убеждать в пользе этого метода. Хотя всем нам, любителям парной с веником, нравится поговорить на  душевную тему. Это то, что нас объединяет.
Для тех, кто не понимает нашего увлечения, - маленький исторический экскурс. Полезно даже на похмельную голову. Для знатоков-практиков освежить то, что известно, а кое-что, может быть, будет внове. 
Русский фольклор подсказывает, что человек познается в радости и беде, кто-то добавляет – в еде, а есть резон дополнить – в бане. Еще отец истории древнегреческий философ Геродот (примерно V-I века до н.э.) писал о наших пращурах, как они устраивали своеобразную походную баню: «Никакая эллинская баня не сравнится с ней (со скифской баней. — прим. ред.). Наслаждаясь ею, скифы вопят от удовольствия».
Со времен Геродота пройдет более десяти веков и во Францию прибудет длинный обоз Анны Ярославны – дочери киевского князя Ярослава Мудрого. В нашем случае примечательно то, что в обозе Анны Ярославны, была баня на санях.
Из Парижа Анна Ярославна писала отцу, что попала в деревню, где нет дворцов и соборов, какими богат Киев: «В какую варварскую страну ты меня отослал. Дома здесь мрачные, церкви — некрасивые, а обычаи ужасны…».
Молодая королева Анна Русская занялась просветительством: научила французский двор читать и писать. Хотя её супруг – король Генрих – был безграмотным. Анна Русская познакомила французов с баней,  заставила во время приёма пищи пользоваться столовыми приборами.
 Историки утверждают, что французы боготворили Анну и называли её Рыжей Агнессой. Это было  в XI веке.
Потом пройдет еще 6 веков, когда в России наступит эпоха Петра Первого, который приложит огромные усилия для европеизации России. Отнюдь небезуспешных. Однако односторонних. В Европе так не поймут Россию. Одна из причин (почти шутка) - иностранцы удивлялись и сопротивлялись тому, что их чуть ли не в обязательном порядке  тащили в баню. Иноземцы даже не прислушивались к своим соотечественникам, которые пытались объяснить страсть русских к банному делу.
Например, врач Вильям Тук, член Императорской Петербургской академии наук, писал в 1779 году в английских заметках: «Среди русских распространено всего лишь несколько болезней, и большинство они умеют лечить простыми домашними средствами и диетой. Женщины здесь рожают легко, и очень часто роды проходят в бане. Количество мертворожденных детей здесь по сравнению с другими странами исключительно малое… В целом русские знают лишь несколько медицинских снадобий. При этом очень часто вместо них русские употребляют парную баню, которая оказывает воздействие на весь организм человека. Вне всяких сомнений, тем исключительным здоровьем и долголетием, которое мы наблюдаем у русских, во многом они обязаны бане».
В конце XVIII века на европейцев произведут сильные впечатления победные рейды русской армии под началом Александра Суворова. Но мало, кто обратил внимание на то, что в тыловых обозах русской армии в обязательном порядке были бани на санях. Генералиссимус, сам большой охотник до парной,  считал, что для поддержания боевого духа и здоровья солдат, баня - наилучшее средство.
В начале XIX русская армия опять прошла по Европе до Парижа. Как и прежде в армейских обозах были русские бани. Кстати, король Пруссии на себе испытал эффективность боевого средства русской армии, и ему понравилась баня. Поэтому в 1818 году в Берлине открылась первая русская баня. Германские врачи проявили к бане академический интерес. Было опубликовано несколько научных работ. Бани начали строить в Вене, Лионе, Париже, Праге…
Однако, как показало время, иностранцы так и не поняли: почему русские приглашают их в баню? Зачем надо париться с русскими?
Ну да ладно их, басурманов, у нас своих недотеп, ненашенских,  предостаточно.
Знатоки банного дела знают, что, бывало, затащишь такого на полок, поддашь парок и веник ему в руки… Он ах да ох и с полка - ух, из бани - бух.  Одно слово – олух.
К банному делу, конечно, лучше с малых лет приучаться. Но если не было такой возможности, то никогда не поздно. Современные специалисты медицины, как их наставники Авиценна или Гиппократ, довольно единодушно считают, жар и пар только на пользу, если  в меру.
          
      
Своя баня

Конечно, чувство меры должно быть во всяком деле. В том числе и за праздничным застольем. Но об этом вспоминается задним умом и поэтому теперь надо прилагать сверх усилия, чтобы поправить здоровье.
Мой многолетний опыт, общение с единомышленниками определенно убеждает, что лучшая парная – в своей бане.   
Вполне возможно, что могу ошибаться, но по личным наблюдениям выражение «своя баня» есть в разговорном обиходе только среди жителей Сибири, части Урала и еще Забайкалья.
Так, в 70-е годы прошлого века служил на Дальнем Востоке. Много ездил по селам и малым городам. Тогда обратил внимание, что мало у кого на частных усадьбах есть бани.
Потом жил и работал в областях Центральной России. Однажды мне довелось выезжать в командировку по одному из писем: жители большего села жаловались на работу бани. Тогда я понял, что от работы сельской бани в буквальном смысле зависит здоровье людей. На все село это была единственная общественная баня. Других бань просто не было.
В неблагоустроенных домах люди мылись в… тазах, бачках, ваннах. Кстати,  в тамошних деревнях и селах искал русскую печь, в которой можно было бы попариться. Не нашел. По рассказам стариков такие печи были до войны. Банный день, как правило, устраивали в субботу.  Русская печь размером около полутора метров в высоту, шириной около метра и глубиной чуть более метра основательно протапливалась. Угли убирались. Потом горнило печи выстилалось соломой. Домочадец, который первый шел париться, раздевался, брал в руки распаренный веник, садился на большую деревянную лопату и его отправляли в печь. Следом за ним закрывали заслонку. Парильщик плескал воду на кирпичный свод печи и каким-то образом ухитрялся в такой тесноте обихаживать себя веником. Потом с помощью какого-либо родственника выбирался из печи. Здесь же на кухне его ожидали лохани с холодной и горячей водой. В холодной лохани он приходил в чувство, в другой  - мылся.
Такая парилка начала использоваться в Центральной России по примеру южных степных районов России, Малороссии.
Свои бани у простого люда Центральной России перевелись после активных петровских реформ, когда основательно вырезали часть тамошних лесов, а те, что остались, оказались во владении государства, монастырей и помещиков. Древесина стала недоступной для простолюдинов и поэтому свои бани стали предметом зажиточности, роскоши.
И сейчас настоящая рубленая баня на личной усадьбе является редкостью. Все бани, в которых мне доводилось бывать, как правило, - имитация настоящей парной.
Впрочем, сегодня и в наших местах среди бань-новоделов уже много таких, которые сделаны в стили аля-рус: «новые русские» европеизируют русскую баню. Получается так, как оно есть. Парился в такой бане и, на мой взгляд, нет  в ней русского духа.
А начинается этот дух с того, что настоящий парильщик всегда самолично топит  баню. Испытано на себе: в каком бы состоянии ты не был, но когда начинаешь готовить баню, то мал по малу приходишь в физическое и душевное равновесие.
Приятель по случаю рассказал:
- Жена сердится и говорит мне, что я больше внимания и времени уделяю бане, чем ей. Заревновала. Ну, я не растерялся и отвечаю: так все ради тебя!
- Как это?
- Баня мне здоровье дает, а я тебе – удовольствие! Кто я без бани? Мужик в штанах! А после бани?!
Жена в ответ:
- Мужик без штанов, годный к употреблению.
- Вот! До следующей бани!
Замечено, что у знатоков парного дела, как правило, и жены с хорошим чувством юмора. Почему? Ответ в бане и после неё: на полке парной у человека очищается не только естество, но и сущность его.

Веники в деле

Летом уже (!) прошлого года мы напоминали, что «Время веники вязать» («Шанс», № 31 ). Любители бани, пожалуй, уж треть веников обтрепали.
И сейчас пара веников на брата (сестру)  очень кстати. Почему пара? Двумя вениками лучше работать.
Кому не понятно, то лучше не заморачиваться, а лезть на полок и, поддавать на каменку по грамульке горячей воды, в которой только что запаривали веники. Ни в коем случае не торопиться, не бить вениками, а гулять ими осторожно, начиная с ног и до головы. Охота прибавить темп придет сама собой. Тело подскажет, когда голова «отключится».
 В полной мере вы придете в себя уже после того, как в очумелом состоянии выйдите из парной, окатитесь холодной водой, передохнете…
И вы обязательно услышите первозданную свежесть новогоднего озера надежды. Это возможно делать каждую субботу.