Об истории, как предмете, и ее учителях

Жилкин Олег
В нашей немаленькой поселковой школе на Сахалине часто менялись учителя истории. Уж не знаю, почему истории так везло, но хуже дела обстояли только с учителями английского языка.

Началось все как раз с учителя, совмещавшего преподавание этих двух дисциплин. Уникальность Южно-Сахалинского пединститута заключалась в том, что на истфаке готовили преподавателей истории и английского языка в одном флаконе. Мы своего учителя любили. Был он хмур, немногословен и ироничен. Кроме того, он пришел в школу из ментовки, поэтому иногда использовал полученные там навыки, для наведения дисциплины в школьной аудитории. Так, однажды, он легким нажатием на сонную артерию выключил главного дебошира - Ильюху Гумирова.

Но не этот подвиг, отнюдь, послужил причиной его увольнения, а любовная связь с восьмиклассницей - девочкой с параллельного класса. Девочка родила, педагог вынужден был на ней жениться, уйти из семьи и вернуться на работу в ментовку, где продолжил совершенствование своих уникальных навыков. Освободившаяся вакансия требовала срочного заполнения, как требует заполнения какой-нибудь позорный эпизод в биографии. Очевидно поэтому, в соискателях долго не копались.

Прибывший на замену педагог, прибыл, как у нас тогда говорили, "с материка". Если быть географически точным, то с Украины. Был он добр и фантастически щедр на оценки. Вряд ли он следовал какому-то учебному плану, во всяком случае, до его реализации так и не дошло. Его уроки приятно разнообразили школьную рутину. Какое-то время запас исторических анекдотов помогал учителю заполнять учебное время, когда же этот запас наконец иссяк, он, отбросив лишние формальности, перешел к обсуждению матчевых игр киевского "Сокола". Так, я впервые в своей жизни получил пятерку по истории за то, что наугад ответил на вопрос: какой был счет в последней хоккейной баталии. Как опытный судья победу в том матче я присудил киевлянам.

Надо ли говорить, что ученики, привычные к несколько иной методике преподавания дисциплины, чрезвычайно расслабились. Именно тогда, в пору глубокого застоя я впервые почувствовал, как это будет в 90-е. Иначе говоря, у нас наступила демократия. Полная. Поскольку историей из всего класса интересовался только я, то уроки перешли в режим онлайн консультаций. Вероятно, за мой живой интерес к предмету, учитель прозвал меня ехидной. Кличка не прижилась. Педагог вернулся на свою малую родину.