Мертвец

Фулгенцио Роса
Вылетаю,как пробка,из душного вестибюля метрополитена.Яркий,солнечный свет ослепляет мой взор.На небольшой площади собралась толпа людей,выстроившихся полукругом.Они замкнулись вокруг трех музыкантов,наигрывающих знакомую классическую композицию.Позавчера я приехал в этот город и до сих пор поражаюсь,будто вся наша невостребованная,талантливая молодежь сгруппировалась в одном месте.Благо погода располагает:у них есть возможность тешить слух обитателей.Проходя улицу за улицей,я не раз встречал очаровательную даму,играющую на флейте,или же бродягу выдувающего всего себя в гармонь,парней,пританцовывающих под известные отечественные песни.Музыка лилась вином.
Ситуация была аналогичная;я направился к живому полукругу,отыскал пустующий столб,облокотился и поджег свою сигарету.Вокруг парней собралось человек сорок-пятьдесят.Все рукоплескали после каждой композиции.Ожидающие,дождавшись,не уходили,а давали своему долгожданному другу послушать исполнение.И следом,упоенные мелодией жизни,следовали по своим делам.Кто-то потрогал меня за плечо,я обернулся,перед мной оказался мужчина с извечной просьбой:"Не найдется закурить?"Я вытащил ему сигарету.Выглядел он типично для человека его рода:одутловатая форма лица,взъерошенные сальные волосы,смуглая кожа,согревающий набор вещей,выглядел явно старше своих лет.Надо сказать,что я не из тех,кто брезглив в общение с людьми.Мы разговорились.Моего новоиспеченного знакомого постигла обыденная история:смерть близких,расставание с учебным заведением,героин,попытки трудовой жизни,попытки борьбы с зависимостью,алкоголь,черные риелторы,улица,одиночество,скользящие зимы,уходящее время.И вот,мы рядом.
-Не хочешь выпить?-спрашивает он.
Я понимаю,что нам пора прощаться.
Я был в поисках места жительства.Претензии мои были велики:любая комната в любой жилой квартире.Я мимолетно забежал в кафе,взял себе кофеина,принялся осматривать в окно,возможно,мой будущий район.Вид открывался на залив,в нем стояло несколько кораблей.Атмосфера была сродни с моим нравом.Я вышел на набережную реки С.,чайки парили над моей головой.Я медленно прогуливался вдоль загрязненной реки,непрерывно закуривая.На дне виднелись косяки мелюзговой рыбы,окутывавшие застарелую машинную шину.Человечеству неподвластно сохранить чистоту рек,но по силам создавать внеочередные способы для массовых убийств.Как это нам свойственно,не правда ли?Я продолжал вышагивать,не подозревая,что в этом городе закрытые канализационные люки тоже входят в список неподвластного.Заглядываясь на морской горизонт,я ощутил под собой бездонную пропасть.И я летел и летел,как тот бродяга,на самое дно,столь незнакомого города.
...
Стоял терпкий,постылый запах канализации,раздражающий мое обоняние.Свет бьет мне в лицо,и я слышу чей-то голос:
-Ты живой,парень?
Это было неожиданно,часто ли на глубине,порядка десяти метров, встретишь живое существо,человеческого облика.
"Что он здесь делает?"-было первое,что пронеслось в моей голове.
Я будто с треском открыл глаза.Все,окружающее меня,рябило:я получил сильный удар от близлежащего булыжника.Человек направил луч света на себя,чтобы я мог удостовериться в его существовании.
-Все в порядке.Я тут ради помощи.
На вид ему было за пятьдесят,седые волосы обрамляли морщинистый овал лица,глаза сощурены,длинная седая борода.Тело немного размякшее,но для пожилого мужчины,находящегося под землей и желающего тебе помочь,выглядел он достойно.
-Вы кто такой?Что вы тут делаете?Сколько сейчас времени?Черт,я наверняка опоздал.-вопрос у меня было не мало.
-Куда ты опоздал?- произнес он с усмешкой.
-Да,какая уже разница?Так,кто вы?Поведайте же мне.
В этот момент я попытался приподнять свое тело,но почувствовал сильную боль в голени,чуть взвизгнул,и упал обратно на холодную,влажную землю.
-Сиди смирно,я помогу тебе встать.-он подошел-Ну же,хватайся за меня.Давай,давай,не бойся.
Откуда то взявшееся доверие к этому пожилому мужчине,заставило меня поддаться его помощи и следовать за ним.
-Расскажите,кто вы такой?-не успокаивался я.
-А  ты кто такой?-услышал я в ответ.Это заставило меня рассмеяться.
-Ладно-продолжал мужчина-если говорить о том,что я делаю здесь,то всего лишь коротаю свое время.
-Под землей?
-А ты на земле.Вас это не смущает,молодой человек?Как к вам,кстати,обращаться?
-Николай,а к вам?
-Когда-то Костиком звали,но я тебе в деды гожусь,можешь называть Константином Сергеевичем.
Так,я,опирающийся на Костика,брел через тоннель,его стенки увивались трубами,с которых капала вода.Было темно,один луч света озарял наш путь.
-Вы постоянный жилец подземелья?
-Да,Николай,постоянный.Девятнадцатый год идет,как забрался я в люк,и решил больше не жить там,с людьми,наверху.Жизнь там тяжела,горька..не по мне она.Видеть ее не хочу.Умереть не могу-страх одолевает.А видеть не могу.Вот и сижу здесь,с собой наедине.
-Как же вы живете?Чем вы питаетесь?
-Деньги у меня водятся,вылезаю иногда до магазина..но не твоего ума дело это.
Тем временем мы подбирались к его жилищу:просторное помещение,окаймленное кирпичной кладкой,спальник,кострище,много мусора,пустые бутылки из под вина,какие-то книги,радиоприемник старого производства.
-А что ж,радио вы слушаете?
-Раньше слушал.Приемник сломался несколько лет назад.Очень сожалею по этому поводу.Иногда доводилось послушать любимую музыку..Баловал себя.Не все же в тишине просиживать...Тут недалеко еще один люк,давай перевяжем тебе ногу,да и провожу тебя до него.
-Хорошо.Только я не пойму,отчего сидите вы здесь?Что вас оставляет здесь?У вас есть деньги,вы могли бы скитаться по миру,познавать его.Почему вы выбрали снующих крыс и темноту?
-Может и сам я крыса да темнота?
Его ответы вызывали любопытство.Заблуждался ли он?Или действительно был темной крысой?Кто его знает..думаю,что он и сам не знал,что делает в этом месте.Я решил молча наблюдать за ним.Он был нервозен,но искренне хотел мне помочь.Смущался в поисках бинтов,движения были его сумбурны.Не хотел смотреть мне в глаза,а я свои не отводил от него...отшельническая душа.Заковал себя среди труб и тоннелей,а мог вдыхать скорость ветра и бежать.
Он перемотал мою ногу,и мы отправились к люку,выпускающему из его мира.В пути мы молчали,раздался лишь один вопрос:
-А месяц то какой?
-Третье августа,Константин Сергеевич,третье августа.
Мы распрощались,он пожелал мне удачи и открытий.Попросил умолчать о его существование.Я поднялся наружу,шел дождь.Люди с удивлением взглянули на мое появление.К одному из них я обратился,чтобы узнать время.
-Без двадцати минут семь-ответил он мне.
Пришло осознание потерянного шанса переночевать в укромном,уютном месте.Я пошел дальше к заливу,шел я медленно,на ногу наступать сил не было.Тучи нависли над городским массивом,гром гремел,а я все шел,погруженный в свои думы,пытаясь осознать произошедшее со мной в этот странный день.Случайно задев прохожего плечом,услышал:"Куда ты прешь,мудак?"
...
Живите,Константин Сергеевич,живите.