Три музы Мастера

Алёна Чубарова
Театральный романтико-публицистический триптих о трёх жёнах Михаила Булгакова

( Написано в сотрудничестве с музее М.А.Булгакова. В настоящее время в репертуаре театра "КомедиантЪ" http://teatr-komediant.ru/tri-muzy-mastera.html  )

Действующие лица:
Рассказчик
Татьяна Лаппа (Тася)
Любовь Белозерская
Елена Шиловская
Голоса
Те же три актрисы, появляются в эпизодических сценах в разных ролях.

Музыкальная вальсовая тема из оперы «Фауст»
Три женщины появляются на сцене.
Рассказчик. Нагадала цыганка…   Еще до революции, в Киеве, совсем молоденькому Михаилу Афанасьевичу Булгакову цыганка нагадала, что у него будет три жены. Тогда Михаил опечалился: он был из религиозной семьи, а у православных считается,  что жена должна быть одна. Позже это предсказание его интриговало… К тому же, Алексей Николаич Толстой советовал писателям жениться трижды, поскольку считал троекратный брак ключом к литературному успеху…  но это будет позже, не будем забегать вперёд. А пока…

Тася. Часть 1 Тася.
Две другие девушки уходят

Рассказчик. - Я познакомлю тебя с мальчиком, он покажет тебе город – сказала тётя приехавшей в Киев из провинциального Саратова 15 летней племяннице Танечке Лаппа.
Дети из благородных семей (отец Тани – управляющий в казённой палате, отец Миши – профессор духовной Академии) они быстро находят общий язык.  А атмосфера в Киеве вполне способствует романтическим чувствам. Молодые люди катаются по Днепру на лодке, гуляют в парках, мечтают… Миша сходу переименовывает новую знакомую из Тани в Тасю, по его мнению, это имя ей идёт больше.

Тася.  «Весной  зацветали  белым цветом сады,  одевался  в зелень  Царский сад, солнце  ломилось во все  окна, зажигало в них пожары.  А Днепр!  А закаты! ….
это  были  времена  легендарные,  те  времена,  когда в садах самого прекрасного города нашей Родины  жило беспечальное, юное поколение. Тогда-то в сердцах у  этого поколения родилась уверенность, что вся  жизнь  пройдет в белом цвете…»

Две девушки в роли певиц исполняют старинный романс.
Рассказчик. Но… каникулы кончаются. Таня уезжает домой в Саратов. Миша из абитуриента превращается в студента медицинского факультета университета.
Но… учёба не идёт ему в голову. Он, кажется, больше занят перепиской с Тасей, чем лекциями и экзаменами. Зачётная книжка Миши очень тревожит его родных, да и Тасины родители не в восторге от бурного  романа слишком молодой для этого девушки. На очередные каникулы в Киев её не отпускают. Страсти накаляются! Приятель Михаила телеграфирует в Саратов:

Мужской голос. «Срочно… обманом… телеграфируйте приезд… Миша стреляется…»

Рассказчик. Это было не правдой. Миша не стрелялся, но на его глазах пустил себе пулю в лоб его друг, который безнадёжно ухаживал за Варей Булгаковой, Мишиной сестрой. Родители с обеих сторон заволновались, и в 1911 году Михаил, наконец,  приглашён в гости в Саратов с официальным визитом. Однако от раннего брака продолжали отговаривать. И только в 1913 году, ещё через два года, Тася и Михаил обвенчались.
Тася хихикает.   
Девушка в роли сестры Веры.  Как они подходят друг другу по безалаберности натуры! –
Рассказчик. …сказала о них сестра Михаила Вера. На свадьбе у невесты не было даже фаты и настоящего свадебного платья,
Тася перестаёт хихикать.
деньги, данные родителями невесты на свадьбу, молодые просто… прогуляли…
Тася напевает весёлую песню.
Рассказчик передает Тасе тетрадь. из воспоминаний Татьяны Николаевны 
Тася. К деньгам он относился так – если есть, надо сразу потратить. Если есть последний рубль, а рядом стоит лихач – сядем и поедем… – почему-то под венцом хохотали ужасно.
Рассказчик. Легендарные времена оборвались.  И внезапно, и грозно наступила история  Пауза.
1914 год – первая мировая война. В 16 году Михаил сдает экзамены на  диплом лекаря с отличием и тут же его мобилизуют, как военврача, он начинает работать в прифронтовых госпиталях красного креста. Тася следует за мужем. Совсем недавно безалаберная, легкомысленная, наивная, романтичная, теперь она ассистирует при ампутациях

Тася. Самое трудное и неприятное – это удерживать конечность пациента пока хирург пилит кость. Первый раз я упала в обморок, потом ничего, привыкла.

Рассказчик. Из госпиталя Булгакова переводят на должность земского врача в село Никольское Сычёвского уезда.
Первым пациентом оказалась роженица с неправильным положением ребёнка. Мало того, что Миша раньше никогда не принимал роды, так ещё и муж роженицы оказался с норовом, сказал:   
Мужской голос. Если умрёт – тебе не жить, убью.

Тася. Я искала в медицинском учебнике нужные места, Михаил отходил от роженицы, заглядывал.
Рассказчик. Всё обошлось благополучно, но в «Записках юного врача» позже появится эпизод: когда кого-то привозят ночью, и открывшая дверь фельдшерица говорит про больного «Он», молодой врач вздыхает с облегчением «Он» - Значит, не женщина, значит не роды». 

Тася. - Миша принимал до ста больных в день,
Расссказчик. Татьяна помогала, как могла. Он очень уставал. Именно усталостью и перенапряжением объяснял он потом то, что случилось.
Тревожная мелодия
Привезли ребёнка с дифтеритом, и Михаил стал делать ему трахеотомию, надрезал горло, вставил трубку. И тут помогающему фельдшеру стало плохо, он прямо рухнул на пол, а…
Тася. Миша отсасывал из горла плёнки, и вдруг так спокойно говорит: Знаешь, мне кажется, плёнка в рот попала, надо сделать прививку. Я перепугалась, прививка тяжёлая. Но он настоял на своём «делайте», а потом всю ночь не спал, губы распухли, зуд по всему телу. Если бы не инъекции морфия, он бы не выдержал. 
Рассказчик. Боли прекратились через 7 минут после укола. Но… Повторение инъекций вызвало привыкание. Следующий период жизни семьи Булгаковых будет страшным.
Тревога в музыке нарастает
Мужской голос – Не  "тоскливое состояние", а  смерть медленная овладевает морфинистом.  Воздух не сытный, его глотать нельзя... в теле нет клеточки, которая бы не жаждала... Этого нельзя ни определить, ни объяснить. Человека нет. Он выключен. – Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия. Морфия! Смерть от жажды – райское наслаждение по сравнению с жаждой морфия. 

 Рассказчик затыкает уши руками. Пауза.
Рассказчик. В борьбе с морфием наркотик одерживает всё новые победы. Дозы препарата увеличиваются. Булгаков, как морфинист, становится всё более раздражителен и неадекватен. Из-за морфия Тася прерывает беременность.
Тася стонет.
Ещё сложнее становится после перевода на работу в больницу в Вязьму. Здесь в городе морфин можно получить только по рецепту, фармацевты отказывают, слишком часто доктор Булгаков выписывает наркотик.

Тася. Господи, сколько я его уговаривала, увещевала, развлекала, хотела всё бросить и уехать. Но как посмотрю на него, какой он… ну как же я его оставлю? 

В феврале 18-го они возвращаются в родной Киев, Татьяна продаёт все свои украшения, они покупают оборудование для частной практики, из-за постоянной смены власти в городе пациентов мало, заработок скромный. Тася снова ассистирует мужу на приёме больных.
Но употребление морфия продолжается. От отчаяния Тася начинает обманывать и вместо морфия сначала разбавляет наркотик, а потом и вовсе впрыскивает водяной раствор. Упрёки, депрессии… однажды, плохо контролируя себя, Михаил бросает в жену горящий примус. В другой раз целится из пистолета… Вероятно, мы не знаем всего…
Тася.  Господи! Сделай так, чтобы он выздоровел! Пусть даже он меня потом бросит, только бы выздоровел!... Только бы выздоровел!.. Только бы выздоровел!!!
Пауза.
Рассказчик. …к концу 18 года М А здоров. Загадкой остаётся – как же им всё-таки это удалось. Но в борьбе с морфием они победили!
Оптимистичная мелодия
С выздоровлением в дом возвращаются будто прежние времена, супруги снова ходят в кино, оставшись без прислуги, вместе моют посуду… Казалось бы выстраданное заслуженное счастье не за горами, но…
Мелодия обрывается
дальнейшие события хорошо описаны в романе «Белая гвардия» власть в городе за год менялась… одиннадцать раз.
Девушка в роли Елены из «Белой гвардии» : И еще хуже, когда абажур сдернут с лампы. Никогда... Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Никогда…    Ну, думается, вот перестанет, начнется та жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится все страшнее и страшнее…
Мужские голоса (эхом). Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Никогда… Никогда… Никогда…   
Рассказчик.   Очередной мобилизации избежать не удалось. Булгакова, как военного врача оправляют во Владикавказ. Тася, разумеется, едет за ним.
В 19-м при наступлении красных Булгаковы не могут эвакуироваться с белыми, Михаил заболел возвратным тифом. Позже он выговаривал жене 
- Ты слабая женщина, не могла меня вывезти.
Тася. Но когда мне два врача говорят…
Мужской голос. Если повезёте, на первой же остановке он умрёт,
Другой голос. Да-да, на ближайшей… А то поди и раньше помрёт, как только тронетесь.
Тася. …как же я могла везти?

Рассказчик. В советском Владикавказе Булгаковы живут трудно,
Мелодия советского времени.
Свою причастность к медицине Михаил теперь скрывает, он пишет в газету и для местного театра. Тася тоже служит в театре статисткой, но…
Тася.  Театр денег не платил, только выдавали постное масло и огурцы.

Рассказчик. Михаил мечтает о загранице. Однако, выехать из Советской России не просто. Они пытаются через Тифлис. Не получается. И денег нет совсем, им даже приходится продать… обручальные кольца.
Лирическая мелодия
Кольца были особенные. С внутренней стороны у Михаила было выгравировано имя «Татьяна», на кольце Таси «Михаил». Они не верят в приметы, но, возможно именно  с этого момента их отношения начинают разрушаться?
Михаил решает прорываться за границу один, отправляет Тасю в Москву. Впервые за много лет они расстаются. Он обещает позже её выписать к себе. Она думает, что они расстаются навсегда. Но… это расставание ещё не окончательное. Судьба даст им ещё несколько лет совместной жизни. За границу Булгаков так и не попадает, а едет за Тасей в Москву.

Квартирный вопрос стоит остро, но их пускает в свою комнату муж сестры Нади филолог Земский. Эта комната в той самой квартире 50 в доме № 10 по Большой Садовой.

Тася. - Жили так: хлебопёк, мы, дальше Дуся-проститутка, нам нередко кричали ночью
Мужской голос. «Дуся, открой»,
Тася.  «Рядом» 
Мужской голос. Я там ужо стучал, не открывают…
Другой голос. Да чтоб тебя, весь дом перебудил.
Мужской голос. Ну ежели нет Дуси, тогда налей… что ли…
Тася. Все в доме пили самогон… 

Рассказчик..  Соседи в квартире… да уж… весёлые… А цены на продукты растут. заработки в газетах минимальные, Булгаковы живут впроголодь.   Из дневника Михаила Булгакова
Тася ( читает дневник). На двух службах получаю 197 рублей, по курсу наркомфина за март около 40 миллионов в месяц, то есть половину того, что мне требуется для жизни с Тасей…
Рассказчик. Чтобы как-то прокормиться Тася вынуждена продавать вещи на рынке. Но время идёт, и ситуация меняется… на смену военному коммунизму приходит  НЭП,
Бодрая мелодия
Михаил пишет фельетоны, рассказы, очерки, публикует их, Имя Булгакова начинает упоминаться в литературных кругах. У него появляются новые знакомые, в том числе и женщины. Под видом эксцентрической шутки нередко звучит:
Тася. Если встретишь меня на улице с женщиной, сделай вид, что мы с тобой не знакомы. Он флиртует со всеми подряд, но продолжает уверять:
Тася - Тебе не о чем беспокоиться, я никогда от тебя не уйду. А ночами … (Пауза)  пишет роман «Белая гвардия».

Тася - Просил, чтобы я сидела около него. У него холодели руки, ноги… Он говорил мне, скорей, скорей горячей воды… Я грела воду на керосинке, он опускал руки в таз с горячей водой… Видимо что-то нервное, он очень уставал.

Рассказчик. А в первые недели 24 года Булгаков познакомится с Любовью Евгеньевной Белозерской.
Тася. Мы развелись в апреле, он сказал мне:
Рассказчик. Знаешь мне просто удобно говорить, что я холост, а ты не беспокойся, всё останется по-прежнему, просто разведёмся формально.
Тася. Значит, я снова буду Лаппа?
Рассказчик.  Да, а я Булгаков.
Тася. Но мы продолжали вместе жить на Большой Садовой. Он познакомил меня с Любовью Евгеньевной. В смысле литературы она, конечно, была компетентна. Я-то только продавала вещи на рынке, делала всё по хозяйству и так уставала, что мне было не до чего. Как-то Михаил сказал:
Рассказчик. Пусть Люба живёт с нами.
Тася. - Как же это - в одной комнате?
Рассказчик.  Но ей же негде жить…
Тася. А однажды в конце ноября он попил утром чаю и сказал:
Рассказчик. Если достану подводу, сегодня от тебя уйду.
Тася. Потом через несколько часов возвращается
Рассказчик. Я пришёл с подводой, помоги собрать вещи. Книжки помоги сложить.
Тася. Я помогла, отдала всё, что он хотел взять… Да у нас тогда и не было почти ничего. Вообще в нашем доме потом долго не верили, что мы разошлись. Никаких скандалов не было, ну как же так…   Помню я потом всё время лежала… Со мной происходило что-то странное

Рассказчик. А в один из последних дней зимы Михаил приходит в дом на Большой Садовой, приносит журнал «Россия» с началом романа «Белая гвардия».  На первой странице Тася прочла:
Тася. Посвящается Любови Евгеньевне Белозерской … Кажется, всё это мы пережили вместе, я всё время сидела около тебя, когда ты писал, грела тебе воду, вечерами тебя ждала…
Рассказчик.  Она меня попросила. Я чужому человеку не могу отказать, а своему…
Пауза
И совершенно не склонная к театральным жестам Татьяна Николаевна, швырнула журнал Булгакову под ноги…
Медленная грустная тема
Татьяна не просто осталась одна, у неё не было средств к существованию, не было профессии, всё, что она умела – это быть женой…  Михаил оказывал эпизодическую материальную помощь, но этого, конечно, не хватало.
Тася переживёт Михаила на 40 с лишним лет. Журналисты обнаружат её в Туапсе, на все вопросы она будет отвечать просто и искренне без тени обиды или упрёка.

Перемена света, символизирующая переход в другое время.  На сцене в луч света входит Тася уже гораздо старше.
Тася. Судьба меняет человека, мы никогда не знаем, что будет завтра… В детстве я была очень избалованной девочкой. Мы всегда жили с прислугой. Мне многому потом, в семейной жизни,  пришлось научиться… пауза.
Ну а после 24 года… я устроилась на курсы машинисток, но пришлось бросить, голова сильно болела. Потом училась на курсах кройки и шитья. Но нужно было получить профсоюзный билет и пришлось идти на стройку разнорабочей.  А когда билет получила устроилась в регистратуру в поликлинику… В 33 году встретила Ивана Павловича Крешкова. Он тоже был врач. В 36 мы с ним уехали в Иркутскую область, он там педиатром работал. Он меня очень к Мише ревновал, упрекал, что я всё ещё Мишу люблю, и однажды… я к сестре уезжала, а он… всё, что с Михаилом было связано уничтожил… письма, фотографии – всё…  В 40-ом, как раз в марте мы с мужем собирались в Москву, но из за плохой погоды перенесли поездку на апрель.  Потом я к Леле, к Мишиной сестре ходила, она сказала, что Миша хотел меня перед смертью видеть, повиниться. Я и на могилу ходила… (собирается уйти) А в Туапсе?... В 47, да, я уже рассталась с Крешковым, он с войны с другой женщиной вернулся, а я вышла замуж за бывшего Мишиного друга адвоката Давида Александровича Кисельгофа, и  с ним мы в Туапсе уехали, где меня журналисты и отыскали.

Перемена света возвращает нас в 20-ые голы прошлого века

2-я актриса объявляет.  Часть 2. ЛЮБА
Музыкальный фон – вальс.
Рассказчик. Любовь Белозерская из старинного княжеского рода, хорошо образована, окончила с медалью гимназию, училась в частной балетной школе в Санкт-Петебурге, она хорошо поёт, имеет изрядные литературные способности… Во время войны … Любочка работает сестрой милосердия в благотворительных госпиталях. А после 17 года едет из Питера в Киев… Киев!!! В 1918 году они с Булгаковым ходят по улицам одного и того же города! Но… встретиться им ещё не суждено…
Люба. Я вышла замуж за журналиста Илью Марковича Василевского, он пишет под псевдонимом Не-буква, с ним мы через Одессу - в Константинополь…
Рассказчик. В Константинополе было очень трудно.
Люба. …потом Париж,
Рассказчик. …там  чуть полегче. Всё же  Литературная среда. Издание газеты… И вообще – Париж…
Музыкальная тема из Мориса Шевалье
Люба. Я начинаю влюбляться в Париж. А чего стоит постоянная готовность французов острить! Как-то я ехала домой , подобрав брошенного котёнка. Я завернула его в шаль, только мордочка торчала. Захожу в метро, сейчас же какой-то француз уступил место и сказал:
Рассказчик.  - Puisque , madame, vous etes avec un bebe prenez place s`il vous pleate
Люба. Присядьте, мадам, поскольку вы с ребёнком. И все вокруг заулыбались.

Рассказчик.  Да, в Париже много интересного. Люба здесь встречается с Есениным и Дункан, Куприным и Буниным, Андреем Белым и Сашей Чёрным… Но интерес интересом, однако C`est domage mais il fout mange   ... да, всем надо есть… а финансовое состояние у русских эмигрантов… Но Любочке повезло, её приняли в балетную труппу Гранд пари Ревю!
Люба. Балетное платье я взяла, а туфель у меня не было. Я шла на просмотр почти без надежды. Но к моему удивлению я прошла по конкурсу и получила танцевальный номер в дуэте. 
Пластический этюд, в котором рассказчик изображает хореографа или продюсера, а Люба танцовщицу.
Рассказчик Возможно, рассказы Любочки о Парижском ревю пригодились Булгакову при написании сцен бала в «Мастере и Маргарите»  Но это будет позже, а тогда…
Люба.  после Парижа Берлин, потом возвращение на родину с группой писателей.
Рассказчик. По этому поводу был устроен вечер.

Две девушки в роли певиц исполняют песню начала века. Рассказчик и Люба слушают и апплодируют.
Люба. На этом вечере я его впервые увидела. А до этого читала, и мне очень нравился его свежий язык, юмор… вот, например, в фельетоне «День нашей жизни» он мирно беседует с женой, она говорит:  Ну почему в Москве такая масса ворон?.. Вон за границей голуби…», а он возражает: - Голуби тоже сволочь порядочная.»  прямо эпически-гоголевская фраза, и сразу чувствуется, что в жизни у него что-то не заладилось…

Рассказчик. На этом вечере Булгаков был в лакированных ботинках с жёлтым верхом,
Люба (весело). Я окрестила их цыплячьими.
Рассказчик. Если бы нарядная и надушенная дама знала, какой ценой они достались… Михаил обиделся и подсел к роялю, стал наигрывать вальс из «Фауста».
Музыкальная тема из Фауста.
Люба. А внешне: волосы светлые, гладко причёсанные на косой пробор, глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри глубоко вырезаны. Когда говорит, морщит лоб. Но лицо в общем привлекательное, лицо больших возможностей. Я всё мучилась, на кого же он похож… и вдруг поняла
Рассказчик.  На кого?
Люба.  На Шаляпина…

Рассказчик.. а потом в стране наступила пауза и смятение.  (Пауза) Умер Ленин.
Люба. И в моей жизни тоже смятение. Я развелась с мужем и не знала, как дальше жить. Временно жила у родственников Тарновских …
Рассказчик. Тарновкие – отец и дочь. Он, Евгений Никитич – впоследствии прототип профессора Персикова в повести «Роковые яйца». Она – Надюша (актриса в роли дочки Тарновского выходит и подсаживается к Любе) милая девушка. 
Люба. Булгаков приходит почти каждый день и сватает меня у Нади.
Рассказчик. Вы подумайте только, что ожидает вас в случае благоприятного исхода.
Люба. Она тут же включается в игру.
Надя. Лисий салоп?!
Рассказчик. Ну, насчёт салопа мы ещё посмотрим, а вот ботинки с ушками обеспечены
Надя. Маловато будет.
Рассказчик. А мы добавим галоши.
Люба. Оба смеются, смеюсь и я. Но выходить замуж мне не хочется.
Надя. Эх, останусь без галош… (Уходит)

Люба. Все самые задушевные разговоры происходили у нас на Патриарших прудах. Одна – особенная беседа, в которой Булгаков – наискрытнейший человек  - был предельно откровенен, подкупила меня и изменила мои холостяцкие настроения.

Рассказчик. В самом начале своей совместной жизни…
Люба. Нам  негде жить! Комнату на Садовой Михаил оставил Тасе.
Рассказчик. Сестра Булгакова Надежда работает в школе, и пока лето супругов пускают в учительскую.
Люба. Никогда не забуду узкий клеёнчатый диванчик, я с него ночью скатывалась под строгим взглядом Ушинского и  Макаренко на стенах…

Рассказчик. Михаил  и Люба вопреки всем трудностям живут весело, пытаются вместе написать пьесу из французской жизни. Sur l`amoure!
Рассказчик и Люба смеются и изображают процесс выдумывания французской пьесы, 
Один голос. Ну кому сейчас нужна комедия ?
Другой голос.  Из светской жизни?
Рассказчик. Да, пожалуй, никому… Но всё же  при Любе проходит самый яркий театральный период в жизни Б. Не без её помощи написаны и  «Зойкина квартира», и «Адам и Ева», и  «Багровый остров», и «Мольер»… И конечно же «Бег»!
Люба. Карту мы раскладывали и, сверяя ее с текстом книги, прочерчивали путь наступления красных и отступления белых, поэтому в пьесе так много подлинных названий:  Сиваш, Чонгар, Курчулан, Алманайка, Бабий Гай, Арабатская стрелка, Таганаш, Юшунь, Керман-Кемальчи... (неожиданно погрустнев)  Но пьесы наши не ставят или запрещают сразу после премьеры…
Рассказчик. Вот только роман «Белая гвардия», превращённый в пьесу «Дни Турбиных» на какое-время приносит автору и деньги, и славу.
Первый голос (как сплетню). Эта пьеса во МХАТе пользуется потрясающим успехом.
Второй голос. Люди ходят по много раз, знают всё наизусть.
Рассказчик. Однажды во время третьего действия – напряжённый момент: батальон разгромлен, город взят… Елена с Лариосиком ждут, и вдруг слабый стук, они прислушиваются, и тут… из публики из зала женский крик:
Люба.  Да открывайте же ! Это свои!
Рассказчик. Во время спектаклей у театра дежурит скорая, зрителям часто становится плохо. Слишком страшную правду они видят на сцене. И для многих это правда о них самих или их близких.
Люба. Но и этот спектакль запрещают, как мелкобуржуазный.
Рассказчик. Потом опять разрешают, но критики продолжаю бесноваться

Голос критика. – Мишка Булгаков, литературный уборщик, в залежалом мусоре шарит…
Рассказчик. Но критики – это, слава Богу, ещё не всё общество! Среди знакомых четы Булгаковых Маяковский, Пастернак, Станиславский, Волошин, Грин… Серьёзные беседы. И тут же Розыгрыши и шутки. Даже спиритические сеансы. Всё это рядом, переплетаясь и смешиваясь.

Люба. Уселись за круглый стол, положили руки на столешницу. Свет потушили. В тишине раздался торжественный и слегка загробный голос ведущего, нашего медиума:
Рассказчик. Дух, если ты здесь, проявись как-нибудь.
Люба. Мгновение... Стол задрожал и стал рваться из-под рук. Его кое-как угомонили…
Голос медиума. Пусть какой-нибудь предмет пролетит по комнате, если ты здесь
Люба. И через комнату тотчас же в угол полетела, шурша, книга. Атмосфера накалялась. Через минуту раздался крик:
Женский голос. Дайте свет! Он гладил меня по голове! Свет!
Другой голос. Ай! И меня тоже! Скажи, чтобы он меня не трогал!
Люба. Зажгли лампу. Все были взъерошенные и взволнованные.

Рассказчик. Одна  наша «правдолюбка» Леночка настигла Петю Васильева и стала его допытывать, не имеет ли он отношения к происходящему .
Мужской голос. Что вы, Елена Яковлевна!
Рассказчик. Дайте слово!
Мужской голос. Клянусь бабушкой!
Люба. Мы с Михаилом потом долго, когда подвирали, клялись бабушкой... Потом я невольно подслушала разговор двух заговорщиков  Миши и Пети. А! Я так и знала, что это вы жульничали.
Рассказчик. Дело было просто. Заранее под пиджак Миша прятал согнутый на конце прут. Им-то он и гладил лысые и не лысые головы, наводя ужас на участников сеанса.
Люба.  Если бы у меня были черные перчатки, - сказал он мне позже, - я бы всех вас с ума свел...

Рассказчик. Фанты, шарады, розыгрыши...  А Однажды Михаил к слову вспомнил детское стихотворение, в котором говорилось про злую орангутаниху, у которой было три сына: Мика, Мака и Микуха. И вдруг добавил: Мака – это я… И все семь лет совместной жизни с Любочкой он был Мака. А её любил называть Любанга или проще – Банга…
 
Люба. Мы писали друг другу шутливые записочки.
Рассказчик. Вместе с Любой в доме Булгакова появились коты, кошки, собаки.   ЛЕ обожала животных. Она подбирает котят в Москве, так же, как и в Париже.
Люба. Записочки такие например,  «Ja podosrevaju chto kochka ne otchen sita» М.
Голос соседки.  А почему латинскими буквами? 
Люба. Что бы коты не могли прочесть!  Или уже русскими   «Кота я вывел на свежий воздух, причём он держался за мою жилетку и рыдал»
Рассказчик. Возможно, из этих домашних радостей и родился Кот Бегемот?
Голос кота. Мяау!
Люба. Я заразила его любовью к животным. И рада, что принесла новую тему в творчество писателя! В доме Турбинных, как и в Киеве в семье Булгаковых животных не было. Не было их раньше и в его произведениях. Зато потом…

Голос критика. Тем временем волна литературного признания и театрального успеха уходит.
Рассказчик. Политическая ситуация в стране меняется.
Голос критика. Вы бы написали какую-нибудь пролетарскую пьеску!
Рассказчик. Советуют доброжелатели.
Пролетарская тема в музыке
«Я не люблю пролетариат» - устами профессора Преображенского признается Булгаков. Его герои относятся к тому сословию, в котором теперь всё чаще видят классовых врагов.
Повесть «Собачье сердце» не только не печатают, но рукопись конфискуют при обыске.
Люба (поправляя причёску).  Главное – не терять достоинства
Рассказчик. Из книги воспоминаний Любовь Евгеньевны (Показывает книгу.)
Люба. Мы часто опаздывали и всегда торопились. Иногда бежали за транспортом, но МА неизменно приговаривал « Главное – не терять достоинства». Перебирая в памяти прожитые с ним годы, можно сказать, что эта фраза, произносимая иногда по шутливому поводу, и была кредо всей жизни писателя Булгакова.

Рассказчик.  Любовь Евгеньевна высоко ценит мужа, помогает ему, поддерживает, но… видимо, недостаточно для него… Или просто он из-за профессионального кризиса стал слишком ранимым… Так однажды…  у неё собралась компания…
Гитарная тема вечеринки, дальнейшие реплики с наложением голосов друг на друга:
- Когда бежит ваша Ляля?
- А в чём вы пойдёте на первомайскую демонстрацию?
- О, Ляля – лучшая лошадь в Москве!
- Этот критик Латунский пишет такие вещи?
- А как решили вопрос о банкете?
- Он так играл этого лорда… нет, не лорда - судью, да точно судью, просто прелесть, мы так смеялись…
- Софья Захаровна так и не познакомилась с Грином…
- Волошинский яд любви к Коктебелю
- А ему не нравится Крым: ни Мисхор, ни Феодосия, ни Ялта…
- Во избежание морской болезни надо плотно поесть!
- Его соломенная шляпа напоминает солнечный диск.
- Центр развлечений на даче – теннисная площадка.
- С ним приходила такая вальяжная женщина в кружевном шарфе.
- Лидия просто олицетворение гостеприимства и уюта, а вот младшая сестра ещё тот экземпляр, сейчас работает у Вахтангова.
- Так вы придёте на ипподром?

Рассказчик.  Они шумели, шутили, а Михаил Афанасьевич в тот день хотел работать и пытался это делать в соседней комнате, шум ему мешал, он что-то высказал по этому поводу жене, на что она беззаботно ответила:
Люба. Ну ты же не Достоевский!
Пауза.
Голоса гостей.
- Так вот, встретимся на ипподроме в воскресенье.
- Через курортное управление всё оформим…
-  Да, детские стихи про лягушек, вышел и прочёл, тот самый Авилов – сын писательницы Авиловой…
- И наилучшие пожелания чете Светлаевых…

Рассказчик. Кто знает, возможно, такого рода шутки и стали причиной охлаждения отношений…  О последнем периоде своей жизни с Булгаковым Любовь Евгеньевна пишет очень скупо:
Люба. Не буду рассказывать о тяжелом для нас обоих времени расставания. В знак этого события ставлю черный крест, как написано в заключительных строках пьесы «Мольер».
Лирическая мелодия с французским ароматом.

Перемена света, символизирующая переход в другое время.  На сцене в луч света входит Люба уже гораздо старше.

Люба. Булгаков очень хотел после разрыва сохранить со мной дружеские отношения. Но я была очень оскорблена. Уже после развода он часто приходил ко мне… Мы сохранили уважение друг к другу, ну а дружбу… Он помог мне с квартирой, и посвятил мне «Мольера», он делал всё, что мог сделать благородный человек в подобной ситуации.  Потом у меня было много интересной работы. Правда, в 1930 г. когда я пыталась устроиться в редакцию «Технической энциклопедии», не была пропущена отделом кадров как бывшая дворянка. И всё же с 1933 г. работала редактором в редакции издательстве  «ЖЗЛ», потом в редакции «Исторические романы», После в издательстве Большой Советской Энциклопедии и редактором в «Литературной газете», сотрудничала и с журналом «Огонек». Ещё редактировала собрания сочинений Викентия Вересаева. А 1936 г. была  литературным секретарем академика Тарле.

Перемена света возвращает нас в конец 20-ых голов прошлого века.
Звучит песня популярная в этот период.
Елена. Часть 3. ЕЛЕНА
Рассказчик. К моменту встречи с Булгаковым у неё было всё: любящий муж – крупный советский военачальник, хороший дом с прислугой, двое детей, положение в обществе…  Но… из письма Елены Шиловской сестре Ольге:
Елена. Иногда на меня находит такое настроение, что я не знаю, что со мной делается... Ничего меня дома не интересует, мне хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать, но очень хочется. Во мне просыпается моё прежнее „я“ с любовью к жизни, к шуму, к людям, к встречам. Я остаюсь одна со своими мыслями, выдумками, фантазиями, неистраченными силами. И я сажусь на диван и думаю, думаю без конца, или брожу одна по улицам».
Рассказчик (берёт книгу «Мастер и Маргарита»).  «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». «Мастер и Маргарита»)
Елена. Это было в 29-м году в феврале, на масляную... Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня … В общем, мы встретились и были рядом.  Сидели мы рядом, у меня развязались какие-то завязочки на рукаве, я сказала, чтобы он завязал мне. И он потом уверял всегда, что тут и было колдовство, тут-то я его и привязала на всю жизнь.
Рассказчик. Их отношения развивались стремительно. Она часто бывала в доме Булгаковых, подружилась с Любовью Евгеньевной Белозерской. Когда Елена Сергеевна уезжала из Москвы, Булгаков писал ей прекрасные письма, вкладывал в конверт лепестки роз. Муж Елены Сергеевны Евгений Александрович Шиловский узнал о её любовной связи с Булгаковым.
В феврале 1931 состоялся тяжёлый разговор писателя с Шиловским, когда Булгаков дал обещание больше не видеться с Еленой Сергеевной. Позже  он написал: «Несчастье случилось 25.II.1931» — день их последней, как они тогда думали, встречи.
Елена. Мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. Тогда я смалодушествовала и осталась. И мы действительно не виделись…
Рассказчик. Они не виделись пятнадцать месяцев.
Елена. Я дала слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу.
Рассказчик. Но, очевидно, все-таки это была судьба.
Елена. Когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «Я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. А потом он вдруг попросил: «Дай мне слово, что я буду умирать  у тебя на руках!» Это было так странно. Но я пообещала…
Рассказчик. Елена Сергеевна уехала с детьми в Лебедянь и отсюда написала письмо мужу с просьбой «отпустить» её.
Весьма болезненным и тяжёлым был «раздел» детей — старший, 10-летний Евгений, остался с отцом, младший, 5-летний Серёжа, уходил вместе с матерью в дом Булгакова на Большую Пироговскую. Несмотря на всё Шиловский после расставания с любимой женой пишет её родителям:
Елена (читает письмо). Я ни в чём не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь счастливый в прошлом, пришёл к своему естественному концу. Мы исчерпали друг друга, каждый, давая другому то, на что он был способен, и в дальнейшем была бы монотонная совместная жизнь больше по привычке, чем по действительному взаимному влечению к её продолжению. Раз у Люси родилось серьёзное и глубокое чувство к другому человеку, — она поступила правильно, что не пожертвовала им. После паузы тихо. Спасибо, Женя…
Рассказчик. Когда Булгаков соединился с Е. С, он сказал ей: «Против меня был целый мир - и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».
Музыкальная заставка и перестановка на новое место действия.
Елена. Однажды позвонили из редакции «Литературной энциклопедии».
Актриса в роли работника редакции (с телефонной трубкой). Алло! Мы пишем статью о Булгакове, конечно, неблагоприятную. Но хотелось бы знать, а перестроился ли он после «Дней Турбинных».
Елена. Миша потом сказал: «Жаль, что не подошёл к телефону курьер, он бы ответил: Так точно, перестроился вчера в одинадцать часов.
Рассказчик смеётся. Работник редакции уходит.
Рассказчик. Спустя год после заключения брака Елена Сергеевна по просьбе мужа начала дневник, который вела в течение 7 лет , до последних дней жизни Михаила Афанасьевича.

Елена. 2 октября. Радостный вечер! Миша читал «Ивана Васильевича» у нас на квартире. Горчаков вытирал слезы, все хохотали. Хотят начинать репетиции немедленно... ужасно было приятно.
Рассказчик (заглядывая в дневник). Местком в Театре вывесил объявление:  «Товарищи, которые хотят ликвидировать свою неграмотность или повысить таковую, пусть обращаются к Т. Петровой».
Елена. Однажды Булгаков объяснял моему маленькому сыну Сереже, какая важная часть жизни – риск, – и привел пример: «Понимаешь, твоя мама рискнула –  вышла за меня замуж, и вот видишь, как хорошо все вышло, как мы все трое хорошо живем!» И вдруг шестилетний Сергей – он звал Булгакова Потапом – сказал, картавя: «Смот'и, Потап, как бы она еще не 'искнула!»
Рассказчик (читает по дневнику). 15 августа. В Москву приезжал Герберт Уэллс. Был принят Сталиным, Был и у Горького, а в Ленинграде у А. Толстого. Но уехал как-то очень тихо, так что сплетники шипят, что ему у нас не понравилось.
Елена. Иван Сергеевич вернулся с целой грудой паспортов для артистов МХАТа, раздал всем, а нам – последним – белые бумажки – отказ. Мы вышли. На улице М. А. стало плохо, я с трудом его довела до аптеки.
Рассказчик. 23 января. За ужином Николай Васильевич с громадным темпераментом стал доказывать, что именно М. А. должен бороться за чистоту театральных принципов и за художественное лицо МХАТа. Он вопил он исступленно.
Мужской голос.  Ведь вы же привыкли голодать, чего вам бояться!
Елена. Я, конечно, привык голодать, но не особенно люблю это.
Рассказчик. 15 декабря. М. А. категорически отказывается идти в Верховный Суд, чтобы требовать с ленинградских директоров деньги за мхатовские гастроли. Оказывается, они говорили:
Возмущённый голос. У Булгакова и так бешеные деньги!
Елена. Откуда?
Разумный голос. Не в этом дело.  Всероскомдрам  плохо защищает авторские права.
Елена. 1 июня . Была у нас Ахматова. Приехала хлопотать за Осипа Мандельштама – он в ссылке… А Русланов так и не позвонил. Неужели опять начинаются эти таинственные исчезновения людей?
Звук дверей старого подъезда. Елена и Рассказчик вздрагивают и тревожно переглядываются.
Рассказчик. 24 декабря – у Булгаковых елка для Жени и Серёжи – детей Елены Сергеевны.
Рождественская музыка
Елена. Мы с Мишей разложили всем под ёлкой подарки.    Миша заиграл марш – и ребята влетели в комнату. Дикий визг, крики! Потом, по программе, спектакль, Миша написал по «Мертвым душам» – две сценки – одна у Собакевича, другая – у Сергея Шиловского. Я – Чичиков, Миша – Собакевич. Потом я – Женька, а Миша – Сергей... Миша для роли Сережи надел трусы, Сергеево пальто, которое ему едва доходило до пояса, и матроску. Потом – ужин с рождественскими сластями».
Рассказчик. 1 января 1937 г. «Новый год встретили дома. Зажгли елку. Были подарки, маски, сюрпризы, большие воздушные мячи. С треском разбили чашки с надписью «1936-й год». Дай Бог, чтобы 37-й год был счастливее прошлого!».
Елена. И вот, проходя по нашим комнатам, часто ловлю себя на том, что крещусь и шепчу про себя: «Господи! Только бы и дальше было так!»

Голос. Марков рассказывал, что в ложе был разговор о поездке в Париж…
Другой голос. …что будто бы Сталин был за то, чтобы везти «Турбиных» в Париж
Голос..  а Молотов возражал.
Рассказчик. Вот поедете за границу, – возбужденно стал говорить Жуховицкий. – Только без Елены Сергеевны!..
Елена. Вот крест! – Тут Миша истово перекрестился – что без Елены Сергеевны не поеду!
Голос. Но почему?!
Елена. (принимая иронично-вызывающую позу). Потому, что привык по заграницам с Еленой Сергеевной ездить.
Рассказчик. За всю жизнь Булгаков так ни разу и не выехал за границу. Сначала не случилось. Потом не выпустили.
Елена.. Да, привык видите ли… привык-с… (Серьёзно)  А кроме того, принципиально не хочу быть в положении человека, которому нужно оставлять за себя заложников.

Рассказчик. Когда Булгаков в то лето читал «Батум», пьесу о молодом Сталине, каждый раз была гроза! Стояла жара, июль…
Елена. Однажды, пока мы ехали в театр на читку, началась страшная гроза! Подъехали к театру, там висела афиша о читке «Батума», написанная акварелью, вся в дождевых потеках. Миша сказал: Отдайте ее мне!
Рассказчик. Да что вы, зачем она вам? Знаете, какие у вас будут афиши? Совсем другие!
Елена. Других я не увижу».               

Музыкальна отбивка, на фоне музыки шум театрального закулисья и голоса:
- Три часа Константин Сергеевич  говорил бог знает что Жене Калужскому
- А тот?
-  Спросил напрямик:  Вы хотите меня отставить от заведования труппой?
-  И что старик ответил:
- Говорит, теперь такое время, что заведовать труппой должен нахал.

Рассказчик. А когда наступил 39-й год, он стал говорить: «Ну вот, пришел мой последний год».
Елена. Он шутил: Люся, я скоро умру, меня всюду начнут печатать. Театры будут вырывать друг у друга мои пьесы. И тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в чёрном платье, с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: «Отлетел мой ангел…»
Т Рассказчик … И все смеялись…так неправдоподобно это казалось.
Голос из компании. Мы  все думали, что это всего один из тех смешных булгаковских рассказов…
Другой голос. …настолько он выглядел здоровым и полным жизни.
Елена. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было…
Рассказчик. Но он действительно заболел в 39-м году. Он знал ход болезни и, как врач, знал свой конец. Он ни в чем не ошибся.
Елена. 1 января 1940. Новый год: Ермолинский – с рюмкой водки в руках, мы с Сережей – белым вином, а Миша – с мензуркой микстуры.
Рассказчик. У него были необыкновенные ярко-голубые глаза, как небо, и они всегда светились.
Елена. 10 января. Плохой день. В анализах  много белка. Дикий мороз. Разговоры о войне. (отошла к окну)
ЛТ. Она никогда не видела у него тусклых глаз!  И даже, когда умирал, он сказал такую фразу: «Это не стыдно, что я так хочу жить, хотя бы слепым».. В конце жизни он ослеп 
Елена. 15 января. Миша, сколько хватает сил, правит роман, диктует. я переписываю. 20 января. Дома ужин на письменном столе Мишином. Я верю, что он поправляется
Музыкальная тема, в котрую вплетается звук ручья
Рассказчик. «… А прогнать меня ты уже не сумеешь, Беречь твой сон буду я. Так говорила  Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся также,  как струился и шептал оставленный позади ручей.»
Елена повторяет этот текст, будто пишет под диктовку,
Рассказчик. Однажды, когда он уже почти потерял речь… Она, как всегда, сидела около него, он дал понять, что что-то хочет. Когда она спросила: «Мастер и Маргарита», Он обрадовался, кивнул головой и выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».
Елена. 15 февраля. Пишу после длительного перерыва. С 25-го января, по-видимому, начался второй — сильнейший приступ болезни Вчера позвонил Фадеев с просьбой повидать Мишу, а сегодня пришел. Разговор вел на две темы: о романе и о поездке Миши на юг Италии, для выздоровления.
Дальше на фоне текста рассказчика Елена повторяет «Я верю, что он выздоровеет, я верю, я…»
Рассказчик. Да...  бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед неудавшейся литературной жизнью, но когда ей говорили, что у них, у неё была трагическая жизнь, она всегда отвечала: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая.
Пауза.
Елена. 10 марта. Миша умер.
Рассказчик. В Ташкенте в эвакуации она будет писать воспоминания – письма на тот свет.
Елена. Сегодня я видела тебя во сне. У тебя были такие глаза, как бывали всегда, когда ты диктовал мне. Они были даже еще больше и еще ярче, чем в жизни. Наверно, такие они у тебя сейчас. На тебе был белый докторский халат, ты был доктором и принимал больных. А я ушла из дому, после размолвки с тобой… потом где-то в уголке между шкафами, прячась от пациентов, мы помирились. Ты ласково гладил меня и говорил «Ничего, иди, тебе будет теперь лучше».
Рассказчик. Всю свою жизнь она перепечатывала, сверяла, продумывала, редактировала его рукописи.. Бесстрашно и дипломатично, наступательно и осторожно продвигала его сочинения в печать. Свято берегла архив. И  сумела в результате добиться публикации «Мастера и Маргариты».

Перемена света и музыка, означающая финал основного действия и переход к эпилогу.

Актриса, игравшая Елену. Что же касается образа Маргариты… Общепринято считается, что именно Елена Сергеевна прототип этой героини. С этим трудно спороть.
Актриса, игравшая Любу. Но, если внимательно приглядеться, в чертах возлюбленной Мастера есть что-то и от Любочки.
Актриса, игравшая Тасю. Ну а отчество героини Маргарита Николаевна почему-то совпадает с отчеством первой жены Татьяны Николаевны
Актриса, игравшая Елену. Все три музы пережили Мастера.
Актриса, игравшая Тасю. Татьяна Николаевна умерла в 1982 в 90 лет, до конца жизни сохранив тёплые чувства к своему первому мужу.
Актриса, игравшая Любу. Любовь Евгеньевна скончалась в 1987 году,  ей было почти 92.
Актриса, игравшая Елену. Елена Сергеевна прожила 77 лет, умерла в 1970 году, сделав всё возможное, чтобы имя Булгакова заняло своё место в русской литературе.

Финальный танец трёх Муз.

Занавес.