Чувство вины

Юрий Кутьин
   Дети ушли на очередной день рождения, а деда Георгия Ивановича с бабушкой пригласили на вечерок в няньки к младшенькому.
По возвращению поздно вечером бабушка интересуется у внучки:
- Ну как всё прошло?
А у той глаза на мокром месте, да ещё папа подзуживает:
- Ну, расскажи, расскажи. Бабушке будет очень интересно.
Девчонка окончательно в слёзы и убежала в другую комнату.
Георгий Иванович поднимает вопросительно бровь на сына. И по его на мгновение ставшей смято-перекошенной физиономии понимает, что ничего серьёзного. Бабушка в это время, обняв свою любимицу, о чём-то шепчутся с ней на диване.
По дороге домой Георгий Иванович интересуется:
- Ну и что там? Чего расстраивается?
- Не сказала. И очень просила: «Ты бабушка у папы ничего не спрашивай. Даже если он будет рассказывать, ты не слушай и говори, чтобы не рассказывал». И после паузы:
- Наверное, выдержу денька два,  созреет, а там разговорю—пусть поделится своим детским стыдом и пусть запомнит это на всю жизнь... Учится ответственности за свои поступки, если не хочет быть плохой в глазах бабушки, дедушки и родителей.
- Ладно, тебе виднее, ты ж у нас  педагог с сорокалетним стажем.
-ЗаслужЁнный. Но учится ответственности за поступки, запомнит на всю жизнь не очень ли это глобально?
      Потом Георгий Иванович ещё долго, ворочаясь в постели, думал о том, что да жжёт, «жжёт позор за подленькое и мелочное прошлое» в любом возрасте.
Совсем недавно от всплывших воспоминаний сам зарывался и мычал в подушку, так было стыдно за свои ошибки. Постой, жгучий стыд помню. Стыдно было самого стыда, а что за ошибки то были?-силится вспомнить полуночник. Подумал, накатит в следующий раз, запомню.
      Люди неизбежно совершают ошибки в отношении близких, родных и коллег. «Ну кто ж из нас на палубе большой не падал, не блевал и не ругался»? И при этом чувствуют себя плохими людьми,  терзая этим свою душу. Переживания своих ошибок изводят, отнимают силы и даже доводят до суицида, настигают, когда тут же немедленно, когда с отсрочкой по времени. (Пукнула дама на празднике—выбежала в другую комнату и там на шарфике /О,Господи/ повесилась. Переехал водитель фуры ребёнка, выбежавшего на трассу, увидел содеянное и сам через год, не выдержав видений мальчика окровавленного в глазах, бросился под проходящий большегруз.)
Люди разные и воспринимают всё по-разному: одни толстокожие не реагируют ни на какие раздражители спокойны и уравновешены всегда, как "жопы железобетонные" (Ленин об одном...). "Другие столь беззащитны, что их ничего не стит обидеть. Они сверхчувствительны, ранимы. На них даже не нужно особых обидчиков и травителей. Для них достаточно, как утверждала Марина Цветаева, обычных людей вокруг".
      Георгию Ивановичу вспомнились метания поэта Рубцова по этому поводу: «И однажды прижатый к стене безобразьем, идущим по следу, одиноко я вскрикну во сне. И проснусь, и уйду, и уеду».
      У Булгакова тоже в его московский бесквартирный период было что-то о подобном хорошо сказано. Георгий Иванович не поленился, встал и, полистав книгу, нашёл... «Тогда, как злые боли, вышли в памяти воспоминания еще о двух обидах. Они повлекли за собой те обиды, которые я нанес сам слабым существам (кошкам), и тогда все ссадины на душе моей загорелись. Я, тоскуя, посмотрел на провод. Он свешивался и притягивал меня».
        Так значит все подвержены этим мукам вины: и простые люди, и классики,- думает Георгий Иванович, - и все как могут от них спасаются, потому что нельзя долго жить с чувством вины; через сомнения, раскаяния, переживания своих ошибок утекают и без того не лишние силы, энергия, которой в другое время нашлось бы лучшее применение. Поэтому грешники идут в церкви и каются на исповедях, преступники колются в чистосердечную "признанку"…  Да это так, но только при одном условии, если у них проснулась совесть. Это состояние души человека в настоящее время, когда она полностью заполнена негативными переживаниями, эмоциями об этом. Вспоминая без конца о случившемся, анализируя то событие человек начинает видеть всё в мрачных тонах, всё ему кажется плохим. Он переживает до тех пор, пока полностью не иссякнет его энергия. То есть, если правильно взглянуть на это состояние, то можно понять, что негативные эмоции не уходят из организма сами, не разрушатся, а оседают в душе. Получается, чувство вины - это оценка приговор, наказание  самому себя за содеянное, который может осуществиться в любое время за какие-то совершённые тобой действия.
 Человеку для того чтобы начат действовать, необходимо считать свою деятельнсть важною и хорошею.
Вот такая несовершенная, и коварная особенность наделён мыслящий человеческий организм.
"Человек есть существо объясняющее. Без объяснения видимого или происходящего ему нет покоя. Но уж если он нашёл объяснение - готов примириться с чем угодно.
Не примириться, но отстаивать верно найденное объяснение."/К.Федин/
 Человеку для того чтобы начат действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею.
 И кто знает, во что оно со временем выльется. Не от сюда ли берутся люди склонные к самооговору.
Или как этот Герой гражданской уже пустивший  все силы свои на бытокопательство в себе ндьство в себе любимом.в переживаниях и только бежит от реальности. А они  десятки, сотни лично героем  расстрелянные всё идут и идут и у всех в глазах один вопрос к Герою: "За что?"  А Герой в поисках ответа лечится в лучших клиниках, глушит спирт, обдолбливает себя наркотиками, когда это не спасает - просто режет себя острой бритвой, чтобы быстрей потерять сознание и не видеть  этих глаз...
  Бывает,что после сделанного глумятся над жертвой.Вот здесь нужны дополнительные меры перевспитаеия пепеубежденя
усилия и амеательство вешательсв для доказывания вины.
   А девчонка и без того переживает, чувствует и признаёт свою вину безоговорочно, значит совесть у неё есть и ей это чувство вины нужно ей, как собаке пятая нога. Пусть растёт весёлой, жизнерадостной, зачем ей ещё дополнительно прививать комплексы, придавливать.
    Зачем это чувство вины человеку "отращивать",насаждать? Чтобы управлять потом забитой личностью? Этого ни нам, ни девчонке не нужно. Признать вину и повинится для всех сложная задача в любом возрасте.  Нужно просто сделать вывод, признать вину, если она есть реально и жить дальше, не впадая в гордыню, упрямство или безволие из-за боязни ошибиться.
Как говорится: "Сделал добро - надейся. Сделал пакость - жди." Ведь никому ещё не удавалось придушить в себе совесть окончательно. Всех она рано или поздно, через поколения, и при любой толстокожести, но настигает. Да так, что и детям, и внукам мало не покажется.
 Много чего ещё Георгий Иванович передумал, бессистемно перепрыгивая с одного на другое, пока заснул.
     Наутро он сказал жене:
- В общем так, педагог,— никаких воспитательных бесед со внучкой, она и так всё поняла и нечего закреплять в девчонке, отращивать виноватость и закреплять у неё комплексы.. Пусть всё просто забудет напрочь. И всё…
- ???
- И-и-и не возникай! Вот... С утра пораньше…