Укротитель

Данила Чеботарев
Сцена 1.

 Марк бежит вверх по подъездничной лестнице. Лестница серая, грязно-болотного цвета. Стены темно-зеленые и обшарпанные. Из больших окон солнце светит через пыль. На первом пролете он перепрыгивает через ступеньку, на втором - через две, на третьем - через три, цепляясь за темно-красные перила и смотря наверх. Марк одет в светло-зеленую парку, черные джинсы, вишневые ботинки Dr.Martens и красную шапку. На его лице улыбка. Останавливается на последнем этаже перед черной дверью. Тяжело дышит и не перестает улыбаться. Звонит в звонок.
 Девушка с темными волосами до плеч в коротком голубом платье и желтом свитере подбегает к двери, открывает и убегает обратно.
 Парень заходит.

МАРК (Кричит) Ева! Привет!
 
 Молчание. Марк стоит, ожидая ответа,пожимает плечами, снимает куртку, шапку, ботинки.
 Проходит в гостиную по узкому коридору.
 Гостиная небольшая, прямоугольная. У стены, рядом с входом, стоит старое черное пианино, над которым вдоль всей стены висит полка, уставленная иконами и образами.
 Напротив, у противоположной стены, диван, покрытый красным шотландским пледом, над диваном много картин импрессионизма и постимпрессионизма, справа от дивана стоит книжный шкаф.
 Короткая стенка заставлена высокими шкафами, пространство между шкафами и потолком забито чемоданами и пакетами.
 В центре комнаты стоит круглый стол, покрытый зеленой скатертью с белыми оленями, на столе стоит ваза с ромашками, а рядом - подсвечник с тремя свечами: зеленой, желтой и красной.Напротив короткой стенки - выход на балкон и большие окна. Под окнами стоит компьютер. Ева сидит за компьютером, большой компьютерный стол завален тетрадями, документами и ненужными бумажками.
 (Все время показа гостиной Евы за кадром играет Toto Cutugno - Inamorati. 
 Марк, одетый в бордовый вязанный свитер, смотрит на Еву.
 Ева сидит к нему спиной, лицом к компьютеру и окну. Ее окутывает солнечный свет и пыль. Она смотрит живое выступление итальянской группы Toto Cutugno - Inamorati. За кадром слышно, как песне подчирикивает попугайчик в клетке под пианино.
 Герой подходит, двигает Еву, садится на тот же стул, что и она.
 
МАРК Забавные итальяшки. Это 70ые?

ЕВА Наверное.

 Марк приобнимает Еву за плечи и целует в щеку.
 Она не оглядывается на него, продолжает смотреть клипп с равнодушным лицом.
 Крупный план профиля Евы, от лица героя.
 Крупный план лица Марка анфас. Он смотрит на ее профиль.
 Ева стряхивает плечами его руки с толикой отвращения на лице, тот продолжает смотреть на нее, лицо выражает смущение, он опускает глаза к полу.
 (съемка от лица героя) Ева встает и подходит к клетке с попугайчиком. Она улыбается и тыкает пальцем в прорези клетки.
 Попугайчик пугается и отскакивает.
 Ева встает, подпевая "Inamorati", смотрит через окно прямо на солнце и улыбается.
 Кадр показывает взгляд от лица Евы: основную часть кадра занимают балконная дверь, большое окно почти на всю стену, желтые шторы оттянуты в стороны, в углу кадра рядом с компьютером, сгорбившись, боком сидит Марк и смотрит в прямо в камеру, вокруг него золотая пыль. За окном зеленая пышная крона и солнце слепит.
 Крупный план лица героя, который неотрывно смотрит на Еву, она же его будто не замечает. Его лицо выражает беспокойство, рот чуть-чуть приоткрыт.
 Ева выключает Toto Cutugno и включает музыку.
 Садится на правый край дивана, ближайший к балконной двери. В кадре она помещается преимущественно слева, справа книжный шкаф, забитый книгами разных цветов. Ее лицо серьезное, даже суровое. Она упирается взглядом в одну точку.
 Герой все еще не отрывает взгляда от Евы. Он берет стул, садится напротив нее и продолжает неотрывно смотреть. Она смотрит мимо. Камера снимает их в профиль.
 В кадре слева сидит Марк, опершись локтями на колени, справа на красном диванчике, выпрямившись, сидит Ева.
 
МАРК Ева… Ева!

 Она отвечает ему отчаявшимся, но не злым взглядом, говорящим, мол, "что тебе нужно от меня? Как ты утомил!" 

ЕВА Что?

МАРК Ничего. Хе-хе. 

 Ева делает уставшее лицо, складывает руки на груди и отворачивает лицо от героя. Марк задумчиво смотрит на нее, затем улыбается и начинает к ней приставать: тычет пальцем в плечо, корчит рожи, повторяя ее имя на разный лад, хохочет. Ева пытается скрыть улыбку, Марк это замечает.
 
МАРК О! О! Улыбнулась!
 
 Целует ее в щеку. Та закрывает глаза, сосредотачивается и поворачивает к нему лицо, на нем презрительное холодное равнодушие. Марк отшатывается от Евы со страхом в глазах. Лицо Евы крупным планом.



Сцена 2.

 Кадр сменяется, лицо Евы в том же выражении и положении но уже в другой комнате. Герой как бы вспоминает недавнюю ссору. Они сидят в той же гостиной за столом друг напротив друга. Темно, из окна синий свет, на столе зажжены свечи. Марк громко говорит, активно жестикулируя. Ева сидит прямо и смотрит на него, почти не мигая. На ее лице спокойствие.

МАРК (резко говорит, меняя интонации, срываясь на крик)  Я не могу понять, к-как у тебя так выходит! Я ни черта не сделал! Все было чудесно, мы с-сидели в кафе, я, конечно, был чертовски уставший, я ночь не спал, во мне не было ни крошки еды за всю ночь и утро, питался только одними сигаретами. Я. Я поссорился с другом, мне было дерьмово! Каждое твое слово успокаивало меня, каждый взгляд был просто чертовым бальзамом! И тут пуф! Бац! И ты просто перестаешь… улыбаться, с-смотреть на меня, ну, ты по-пон-поннимаешь, черт… Мы шли по улице… Ты впереди, я сзади, пялюсь тебе в спину, пытаюсь понять, понять что произошло! А тут ты говоришь, что ты себя корила после того, как оставила меня одного у метро! Корила себя за то, что слишком сильно среагировала на то, в-внимание, на то, что я должен был ехать к маме, так как она просила срочно быть дома, потому что некому ей помочь по дому! Это же полнейший дебилизм! Я как вспомню этот твой взгляд, когда я тебя окликнул, и ты развернулась и посмотрела так на меня… Будто я не человек вовсе… А какой-то червь, появление которого тебя… удивило. Нет, не то чтобы удивило, даже насторожило. После чего опять "пуф"! И твой взгляд уже прямо осколок льда, режет меня…

 Пауза, герой сопит, из приоткрытого окна шум машин и какие-то пьяные мужики поют шлягер (типа Лепса). Марк встает и идет закрыть окно, пропадая из кадра, в это время Ева включает на ноутбуке музыку. Герой возвращается и садится на место.

МАРК Ведь, любой бы забил болт после такого… Нет, ну правда. Так себя вести только потому что таков случай, - это неслыханно, как минимум. Любой бы разозлился и ушел.
 
 Ева на этих словах поднимает голову и смотрит в глаза герою. Фокус на Марка, он немного испуган, скорее, озадачен этим самым взглядом и не может понять, что этот взгляд значит.

МАРК (переводя взгляд из места в место, избегая глаз Евы, делая бессмысленные движения руками) Прости, я… Я… Знаю же, что, то есть, ну, у тебя, тебя т-тоже были свои какие-то, такие, как бы, при-прич-чины, да. Но я же, ну, не с-совсем, п-п-по-н-нима-ешь?

 Ева кладет свою руку на руку Марка.

ЕВА (холодно) Тебе, нужно научиться держать под контролем свои эмоции, Марк.

 Герой, наконец, осмеливается посмотреть в глаза Еве, но делает это боязливо и даже жалко (крупный план лица Марка). Шипение змеи за кадром. Марку кажется, будто под его табуретом ползет змея, он вскакивает, но уже в "настоящем", в солнечной и пыльной гостиной, и понимает, что ему просто показалось. Он оглядывает пол вокруг себя, потом выпрямляется, прикрывает глаза, вздыхает. Встречает удивленный, немного обеспокоенный взгляд Евы. Молчание.
 
 Марк стоит в ванной комнате напротив зеркала. Все в ванной комнате окрашено в разные оттенки бирюзового и изумрудного, только шторки ванной, упаковка порошка, как и свитер героя - красные. Съемка от первого лица, герой отражается в зеркале: широко распахнутые глаза, дышит ртом, опирается на раковину, камера опускается на раковину, поднимается, тот же кадр, только волосы взъерошены.
 Марк достает из кармана диктофон.

МАРК (говорит в диктофон, низким таинственным голосом) Внезапно я ощутил что-то странное. Страх снова подбирался к моим ногам. Стопы уже подрагивали. В прошлый раз, когда я позволил этому чувству овладеть мной, я тряс головой повторяя одно и то же слово после быстрой бессвязной речи, будучи не в силах его выговорить: "по-по-по… ааа… пони-ни-маааа… пони'аешь-понимаешь!" А она смотрела на меня, а потом вымолвила, что я должен уметь держать себя в руках. (делает паузу, затем продолжает обычным голосом) Боже, не уж-то я на самом деле псих?! Я не хочу, чтобы такое повторилось… (герой убирает диктофон в карман, смотрит на себя в зеркало, потом достает диктофон снова и продолжает говорить)
А ведь в каком настроении я пришел к ней! В этот проклятый чужой дом. Солнце, трава, летящее золото семян деревьев, пыль и пух одуванчиков; раз-два-три, взлет через ступеньку, через две, через три… Так вот. Я понял тогда, по всем своим действиям, по смене цветов, оттеняющих истину, что учуял страх! Как чуют страх собаки, так и я чуял и готов был загрызть себя от того, что в себе чуял слабость. Я сразу сказал ей о страхе. "Я боюсь тебя. Дрессировщик взращивает животное. Львенок на его глазах превращается в свирепую и жадную тварь. Но дрессировщик все равно льва боится. Потому что лев - он лев,(делает паузу) и хер ты что с ним сделаешь!"

 Герой выходит из ванной, идет в гостиную, где Ева продолжает сидеть на диванчике, в ее руках книга. Марк становится перед ней.

МАРК Знаешь, я только что понял, что боюсь тебя…

 Ева молча смотрит на героя, держа руки на книге на коленях

МАРК (быстро и громко) …Понимаешь, дрессировщик взращивает животное. Львенок на его глазах превращается в свирепую и жадную тварь. Но дрессировщик все равно боится льва, потому что лев - есть лев, и… ничего с этим не поделать!

 Ева продолжает смотреть на Марка, только взгляд ее уже выражает не равнодушие, а любопытство. Герой берет стул, разворачивает его спинкой к Еве и садится на него, закрывает лицо руками. Съемка от первого лица. Черный экран (герой закрыл лицо руками). За кадром звук положенной на диван книги, шорох встающей с диванчика Евы, два шага. Все это на фоне тихой музыки из компьютера. Герой отнимает руки от лица, от первого лица видно, как его сзади обнимает Ева. Съемка анфас обоих персонажей. Герой в прострации, героиня утыкается ему в плечо.

ЕВА (тихо, с усмешкой) Боишься меня?


Сцена 3.

 Марк снимает ее руки с себя, встает со стула и, делая шаг, разворачивается к ней лицом. Съемка анфас Евы, которая смотрит удивленно и подозрительно. Съемка анфас Марка с решительным взглядом. Съемка в профиль: герои стоят друг на против друга, заметно, что комната как бы тоже разделена на две равные части. Комната показывается в искаженном виде, так что со стороны Марка стоит рояль, иконы и все в цветах одного оттенка, а со стороны Евы - диванчик и картины постимпрессионизма. В это время музыка на фоне нарастает и переходит в громкую кульминацию. На пике кульминации Марк начинает делать шаг к Еве, в этот момент экран резко гаснет. Звучит голос за кадром. Пока голос читает, случайные пленочные фотографии персонажей и мест их обитания появляются и исчезают. На фоне голоса очень тихие звуки музыки, стаканов, тарелок, вилок, ложек, шагов и голоса множества людей.

МАРК (за кадром) Лицо в черных волосах, через них май светит в глаза. Тут, брат мой, хе-хе, нахлынуло, и я не удержался. Дрессировщикам тоже нужно показывать себя. Эм… Не давать льву победить что ли! Льву нужна клетка, плеть и мясо. У меня все было, собственно: объятия, слова, губы! Пафосненько звучит, но, черт подери…

ФЕДОР Достойно.
 
 На фразе Федора, брата Марка, экран снова включается но действие уже происходит в кафе-баре. Братья сидят друг напротив друга и пьют пиво. За спиной Федора куча людей у стойки, все в теплых, темных коричневых и красных тонах. На Федоре коричневое пальто с бронзовыми пуговицами. За спиной Марка огромное окно, в которое он периодически поглядывает. За окном канал, пасмурно, смеркается, дождик, все в голубых тонах. На Марке та же парка. Лицо, в отличие от его брата, будто бескровное. Съемка преимущественно в полупрофиль

МАРК Что? В смысле?

ФЕДОР Ну ты не закончил. Сказал: "Черт подери…" А я дополнил, мол, "черт подери достойно".

МАРК А, ну так да. Я прямо как укротитель.

ФЕДОР Кого?

МАРК Ты дурак? Львов, наверное… или львиц. Ну да, львиц. Короче - плотоядных, ха-ха.

ФЕДОР А, точно, извини.

 Марк сидит, постукивает зажигалкой о стол, смотрит в окно на канал. Внезапно слышит звук открывающейся двери.
Девушка с пакетом, котором лежат бутылки, стоит в дверях. В кадре видно только ее.

ДЕВУШКА (громко, обращаясь к кому-то по ту сторону кадра) Извините, а до праздника идет?

 В кадре снова герой, его лицо выражает недоумение.
 
Девушке начинают отвечать голоса, хозяева которых зрителю не видны, девушка все так же смотрит куда-то прямо.

БАБУШКА (откуда-то сзади) Нейдет, нейдет, девочка! Праздник - эт Буферная, тебе в другую сторону.

ДЕВУШКА Что?

ПАРЕНЬ (заходя внутрь и обходя девушку) Идет. До Гусарской идет, а там немного пройтись.

ПЬЯНЫЙ МУЖИК Да не идет на Гусарскую!

ДЕВУШКА А?

ТРЕЗВЫЙ МУЖИК Бл*ть На Гусарскую внатуре не идет. Тока на Лесную, там уже если от остановки идти направо… (продолжает бубнить)

БАБУШКА (на фоне бубнежа мужика, кричит) Какая Лесная! Девочка, тебе на Буферную! Переходи дорогу и садись там. Не слушай этих хренов пьяных, они уже все! Совсем того!

ПЬЯНЫЙ МУЖИК Бабка, ты че? Ох..ела?

ДЕВУШКА Что?

ТРЕЗВЫЙ МУЖИК (тихо) Бл… Дура…

 Девушка, под общий ропот разворачивается и выходит, двери кафе закрываются с шипением, они даже не закрываются, а сводятся, как двери автобуса.

ДИКТОР Следующая остановка Гусарская.

ПЬЯНЫЙ МУЖИК (кричит) Сука, я же говорил!


Сцена 4.

 Марк обеспокоено оглядывается в окно, за которым недавно был канал, сейчас там уже почти ночь и пятиэтажки проплывают мимо. Марк делает глубокий вдох и выдох, закрывает глаза. Только он закрывает глаза, сразу слышит шипение змеи у ног. Он быстро вскакивает. Его лицо бледное, пот блестит на лбу. Волосы растрепанны. Автобус останавливается.

ДИКТОР остановка - улица Гусарская.

 Марк выбегает.

 Финал снимается все время в профиль. Марк идет по улице. Курит. Во дворике, через который он идет, все голубоватых оттенков из-за плотного тумана.
 Остановившись, достает диктофон и говорит в него.

МАРК Может, страх дрессировщика перед львом состоит даже не в том, чтобы быть съеденным, а, скорее, чтобы потерять льва, как существо, которым можно управлять?

 Герой убирает диктофон и идет дальше. После нескольких шагов останавливается, достает диктофон и говорит.

МАРК А, может, мне нужно лишь управлять и, как результат, получать сладкую прибыль? (пауза) Или, (с негодованием) просто-напросто, я опять привел дебильное сравнение, которое, в самом же деле, нисколько не сочетается с моими истинными переживаниями…

 Убирает диктофон. Проходит еще парочку метров до парадной. Достает ключи. Прикладывает ключ к домофону. Дверь пищит. Марк открывает ее. Передумывает, закрывает. Разворачивается спиной к двери. Закуривает сигарету, какое-то время просто курит, затем достает диктофон и говорит.

МАРК Или я, и вправду, боюсь, что она меня съест…

 Убирает диктофон. Делает пару затяжек, выбрасывает сигарету, открывает парадную и заходит внутрь. Дверь закрывается и экран гаснет с ее хлопком. Пауза.
 За экраном шипение змеи, за которым следует громкий крик Марка.


Конец.