30-й полк РТВ. Глава 3-я

Александр Зубков 2
     Глава 3-я. 30-й полк Радиотехнических войск. 

     Полк РТВ в Мары был организован после создания Радиотехнических войск в Войсках ПВО в 1954 году. Он состоял из 10-ти  радиолокационных подразделений, базирующихся по всей территории Туркмении. На вооружении полка вначале находились РЛС П-8, П-10 и П-20.   

     Радиолокационные станции подразделений полка были расположены  возле южной границы Туркмении. Они просвечивали своими лучами на многие десятки километров воздушное пространство Ирана и Афганистана,  своевременно оповещая о появлении воздушных  целей. Полк   взаимодействовал  со  152-м  и 156-м  авиа истребительными полками  38-й авиа истребительной дивизии.  Дивизия была придана 30-му Ташкентскому отдельному корпусу ПВО. 152-й АИ полк  был расположен в 20 км от Ашхабада в посёлке Ак-Тепе, больше похожем на курортное местечко.  156-й авиа истребительный полк был расположен на окраине города Мары, в военном городке Мары-2. 

     В выданном мне в Чкаловске предписании был указан адрес войсковой части. Поэтому, штаб полка нашёл быстро.  Зашёл к командиру, доложил о прибытии для прохождения службы.

     Новый командир полка, подполковник Гощинский Лев Бениаминович, только неделю принявший дела, расспросил меня, женат ли, есть ли семья, что закончил, где служил. Затем, позвонил помощнику начальника штаба и распорядился поселить меня в комнату для холостяков. Чуть позже узнал от офицеров, что новый командир полка раньше служил в штабе корпуса на должности начальника отдела эксплуатации РТВ.

     Говорили, что Гощинский грамотный инженер, интеллигентный и тактичный человек.  Мне тоже показалось, что командир полка слишком вежлив, внимателен и корректен. Побеседовав со мной, командир направил меня к своему заму по технической части подполковнику Дегтярёву. В кабинете Дегтярёва находился капитан, показавшийся мне знакомым. Подполковник представил его:

     - Познакомьтесь, лейтенант, это капитан Смирнов, инженер полка. Вам с ним придётся тесно сотрудничать.

     Оказалось, что капитан  выпускник нашего училища 1956 года. Поэтому, его лицо и показалось мне знакомым. Далее Дегтярёв предложил:

     - Завтра примите по акту имущество и должность начальника КРАС и передадите Акт мне на утверждение.

     Оказывается, мой предшественник старший лейтенант Александр Коротков, был направлен на учёбу в учебный центр под Москвой в Кубинке. В одной из поездок в Москву он  познакомился на танцах с девушкой, дочерью генерала, служившего в Генштабе. Получив предложение от папаши,  не смог от него отказаться и  скоропалительно женился. Приказом Главкома  ПВО был переведён в Московский Округ ПВО, даже не рассчитавшись с частью.  В приказе о  переводе Короткова был пункт об отправке его личных вещей в Москву на указанный адрес.
 
    Поэтому, имущество и личный состав этого подразделения, оставшегося без командира, временно принял инженер полка, капитан Смирнов.

     Выйдя от  подполковника,  я  зашёл в строевую часть и, отдав предписание, увидел там  невысокого, круглолицего капитана. Пом. нач. штаба сказал этому офицеру:
     - Рева, познакомься, это твой новый сосед в холостяцкую комнату.

     Капитан Рева, оценивающе окинув меня взглядом, предложил пойти с ним. Он и привёл к новому жилью. Квартира, где предстояло теперь жить, находилась на первом этаже в 3-этажном кирпичном доме, имеющем 3 подъезда. У капитана было двое маленьких детей.  Он в 3-комнатной коммунальной квартире занимал две комнаты. В третьей комнате жили два холостяка: молодой лейтенант Фёдор Ковалёв и капитан Евгений Сорокин.   

     Лейтенант прибыл из училища около 2-х месяцев тому и служил техников РЛС в подразделении Мары-2.
   
     Капитану Сорокину шёл уже 4-й десяток, но он был убеждённым холостяком, занимал должность оперативного дежурного на КП полка, и на службу выходил на сутки через двое. Ранее он жил в этой комнате один,  Затем, к нему подселили лейтенанта,  и комната превратилась в общежитие. Так что, меня поселили в эту комнату уже как в холостяцкое общежитие. Естественно, капитан был недоволен и считал себя обиженным.

     В квартире был туалет, кухня с газовой плитой и газовой колонкой для подогрева воды. Для меня это была приятная неожиданность, так как ранее слышал, что Мары это страшная дыра и условия проживания там ужасные. Оказывается, всё было не так уж плохо.  Город утопал в зелени, а через его центр протекала река Мургаб.

     Первый день в полку был использован на знакомство со своим подразделением, частью и устройством в общежитии. После обеда, неожиданно для себя встретил в штабе старшего лейтенанта Сергея Даниляна. Его  знал по службе в Чкаловске. В Мары Сергей служил на должности  начальника РЛС в 5-й роте уже  5 месяцев. Оказалось, что он живёт с женой и 5-месячным  сыном на одной площадке с квартирой, куда поселили меня.  Похоже, что мир всё же оказывался тесным и на новом месте встречаются  знакомые люди.

     А вечером встретился со своими соседями по комнате. Посидели за рюмкой чая, познакомились. 

     На следующий день,  с инженером полка капитаном Смирновым оформили актом передачу обязанностей начальника и имущество   КРАС.

     Что собою представляет КРАС (контрольно-ремонтная автомобильная станция)? Это небольшое мобильное подразделение, предназначенное для ремонтных и регламентных работ на  РЛС (радиолокационных станциях).

     В составе подразделения находились три  спецавтомобиля. Два из них на базе ЗИЛ-157. Один был предназначен для контроля и ремонта электронной и радиоаппаратуры. Для этой цели имел в комплекте весь необходимый инструмент и приборы.

      Второй автомобиль представлял собой токарную и слесарную мастерскую, имея  токарный, сверлильный станки, а так же всё  другое необходимое для этого оборудование и инструмент. К нему был придан электрогенератор на базе бензинового двигателя Л-3/2, обеспечивающий автономное электропитание 220 вольт.

     Третьим  был автомобиль на базе ГАЗ-67, представляющий собой мобильную небольшую мастерскую с необходимыми  приборами и инструментом.

     В числе личного состава этого подразделения находились 10 человек солдат срочной службы. Четыре водителя во главе с сержантом, солдат токарь - слесарь и пять солдат специалистов по ремонту электро- и радиоаппаратуры во главе с сержантом.

     С актом приёма – передачи мы  с капитаном Смирновым  пошли докладывать  подполковнику Дегтярёву. Он, молча, прочитал Акт, утвердил его и спросил:
     - Ко мне есть вопросы?
     - Никак нет!
     - Можете идти.


     Так просто произошло для меня вступление в новую должность на новом месте службы.

     Продолжение следует.