Когда однажды ты устанешь...

Леонид Патракеев
               Дверь больничной палаты открывалась с легким скрипом. Прикрыв ее за собой, я прошел к своей кровати  и огляделся. Палата была на двоих и на соседней койке, отвернувшись к окну, спал человек. Разложив вещи в тумбочке, я прилег на кровать и незаметно для себя, уснул. Разбудила меня медсестра. Оказывается, уже стемнело, и она пришла, чтобы включить свет. Я провел рукой по лицу и поднялся с кровати. Сосед, стоявший у окна, с улыбкой смотрел на меня.
- Давайте знакомиться, - сказал он, - меня зовут Сергей Николаевич, в прошлом учитель истории, сейчас пенсионер.
 -Михаил, - назвал я себя,- студент, заканчиваю авиационный институт.
- Летчиком будешь? – спросил он.
-Нет, - ответил я,-  наземным специалистом инженерно – авиационной службы.
- А как в больницу попал? – поинтересовался Сергей Николаевич.
- Проходил медкомиссию, чтобы ехать после окончания института на крайний север, кардиограмма врачу не понравилась, положили на обследование,- сказал я.
- Собирайся,- перешел он на «ты» – пойдем на ужин.

Мы спустились в столовую, что была ниже этажом и, поужинав, вернулись в палату.

Обследование началось на следующее утро и продолжалось несколько дней. За это время я подружился с соседом. Он был интересным собеседником, обладал незаурядным чувством юмора, перенеся тяжелый инфаркт, относился к своему состоянию с иронией. Над его шутками смеялась вся больница. Лишь иногда в глазах Сергея Николаевича я замечал тщательно скрываемую печаль.  Навещала его дочь, принося домашнюю еду, которой сосед угощал меня.

В один из дней, после ее ухода, я увидел лежавшую на кровати Сергея Николаевича книгу. «Приключения Буратино» прочитал я на обложке. В это время скрипнула дверь, в палату вернулся сосед. Я с удивлением посмотрел на него.
- Сергей Николаевич, это Ваша книга? Вы читаете сказки?- спросил я.
-Недавно читал внучке, и пришло вдруг мне особое понимание этой сказки, попросил дочь принести книгу, чтобы перечитать. Я сказки до сих пор люблю – добрые они. Иногда посмотришь  с утра фильм, по такой сказке поставленный, и весь день настроение хорошее.

Слышать это от пожилого человека было несколько странно.

- Говорят, что  сказка ложь, да в ней намек,- припомнилось мне.
-Нет, Миша, я думаю,  намек – это  в басне.
-А в сказке тогда что? – спросил я.
- А в сказке – надежда.

Мы помолчали. 
   
Сергей Николаевич,- немного погодя спросил я,- что же Вы  такого увидели в этой книжке про Буратино?
Он задумчиво посмотрел на меня и ответил:
-Я думаю, что золотой ключик, который открывал дверку, ведущую к счастью, на самом деле есть в жизни каждого человека. Это его творческие способности. Если найдешь  их в себе, то  сможешь открыть дверь, ведущую к познанию самого себя. Эта дверь, что не дает  двигаться дальше, наши собственные ограничения и страх, который мешает нам быть свободными. И вот, если ты через творчество сможешь понять собственную ограниченность, понять, что это и есть твоя дверь, которую  должен открыть, ты сможешь полностью изменить свою жизнь.

Я смотрел на Сергея Николаевича, не совсем понимая, о чем он говорит.

-Вы нашли в себе этот ключик?- когда он умолк, спросил я.

Сергей Николаевич грустно улыбнулся.

- Когда – то  в молодости больше всего на свете я любил заниматься  с часами, хотел стать часовых дел мастером, а стал учителем. Не скажу, что мне не нравилась моя работа, учитель из меня получился неплохой, но когда я вышел на пенсию и получил возможность опять заниматься часами, я понял, что  творчества в моей работе не было.  Как и многие другие, труд учителя - творческий,  просто он оказался не для меня. А совсем недавно я сделал деревянные часы, и когда они пошли, испытал необыкновенную радость. Я создал то, чего до меня еще не было. Создал и подарил другим.
- Изготовление часов – это ваш золотой ключик? – не мог поверить я.
-Образно говоря, да,- кивнул он.
А дверку, которую нужно открыть, Вы тоже нашли? – не унимался я.
-Нет, дверку найти мне пока не удалось, понять, что тебя ограничивает – трудно, и даже разобравшись, раздвинуть границы собственного  ограничения еще труднее. На все нужно время, а его у меня осталось немного.

Он помолчал и спросил:

- Ты никогда не задумывался об этом?
-Сергей Николаевич, наверное, мне еще рано  об этом думать,- ответил я, - окончу институт, поработаю, попробую жизнь на вкус, а потом уже буду искать и ключик и дверку.
Старый учитель смотрел на меня с грустью.
-Лишь бы не было поздно.
Он взял в руки книгу.
-Буратино уже в самом начале видел ту дверь, которую потом будет искать, но не понял, что это она. А если бы понял, ему оставалось бы только найти золотой ключик и не пришлось бы тратить силы и время, чтобы выяснить, где же она находится.

Сергей Николаевич открыл тумбочку и убрал  книгу.

- Многих из нас Господь уже в начале нашей жизни подводит к заветной двери, но мы не хотим или не можем понять его. А потом ищем эту дверь всю жизнь.

Углубляться в эту тему мне не хотелось, и я промолчал.
Посмотрев на меня, замолчал и Сергей Николаевич.

На следующий день меня вызвал врач  и сказал, что обследование мое закончено – все оказалось в порядке. Получив документы на выписку, я зашел к Сергею Николаевичу. Он чувствовал себя хуже и лежал  в кровати. Мы пожали друг другу руки и, пожелав ему выздоровления, я собрался уходить.
-Миша,- остановил он меня,- желаю найти тебе золотой ключик, понять, что  является для тебя дверкой и открыть ее. У меня есть для тебя подарок, может,  сейчас ты не поймешь его, но думаю, что  когда – нибудь, он тебе пригодится.
Он протянул мне пакет. Я взял его, поблагодарил Сергея Николаевича и попрощался.

Придя в общежитие, я открыл пакет. В нем оказалась книга «Приключения Буратино»  в правом углу которой, клейкой лентой, был прикреплен небольшой позолоченный ключик. Я открыл книгу и прочитал написанную на первой странице надпись:
Когда однажды ты устанешь
И не будет сил идти дальше
Открой эту книгу и пойми
Что дверь, которую ты ищешь
Может быть совсем рядом
Нужно лишь сорвать со стены
Старый холст.

Улыбнувшись чудачеству своего соседа, я завернул в бумагу книгу и положил ее на полку.   И только через много лет,  собирая вещи для переезда на новую квартиру,  я снова развернул пакет, прочитал надпись и, прижав рукой прикрепленный к книге ключик, внезапно понял, что же хотел сказать мне тогда, старый учитель.