Крепкое слово и собаке приятно

Петрович 8
Новая Земля. Становище Белушье. Полярная ночь. Иду по дороге из госпиталя. Где ставил пломбу, которая, между прочим, выпала три дня спустя… Настроение, как и у всех, после посещения стоматолога – просто замечательное! Заморозка зуба, медленно отходит, физиономия перекошена, как и мысли в голове. Движения по дороге никакого. На весь посёлок, как впрочем, и на всю Новую Землю, всего один светофор. Некоторые водители, шутки ради и дабы не отвыкать от цивилизации, иногда возле него останавливаются. Да и установили его, как я понимаю, что бы можно было сдавать, приезжающим сюда, специально для этого, сотрудникам Архангельского ГАИ, экзамены на право управления автомобилем… Была здесь такая опция. А какая же сдача без светофора?
После экзаменов, все стороны оставались весьма довольные результатами. ГАИшники, уезжали опухшие, закормленные новоземельским гольцом и дефицитами. А служивые в Белушке, становились счастливыми обладателями настоящих, «комар носа не подточит», прав категории «В», на управление автомобилями.
Впрочем, я не об этом. Иду я себе по дороге, прикидываю, через какое время после постановки пломбы можно принимать пищу… Вдруг слышу заливистый лай… Слева от меня с сопки на дорогу бежит стая собак, голов в 10-12. Все лают! На кого? Кроме меня на дороге никого нет… Я здесь один как перст или если выражаться, более привычно – один как в жопе дырка… Интересно, чего это я им не понравился? Я собак не боюсь, хотя и был ими не единожды покусан. Но почему-то не боюсь и всё тут. Может потому, что просто их люблю?
Я остановился. Осмотрелся. Кругом только снег и в обе стороны до цивилизации примерно по километру. Деревьев, в том понимании, какие они должны быть, что бы на них можно было забраться от собак, здесь никогда не было по определению. И народная примета говорит, что чем быстрее от собаки убегаешь, тем быстрее она тебя догонит… А собаки меня окружили и продолжают лаять! Рассердился я, и всё тут. Как заору на них матом, объясняя, что они, видимо, совсем мозги отморозили и страх потеряли! Обрисовываю им перспективу, что я с ними, сучьими детьми, сделаю… Подействовало практически мгновенно. Сели на снег. Потом подошли обнюхаться, виляя хвостами… Ага, говорю, приссали, то-то! Дальше пошли вместе! А я шёл и думал, может быть и правда, как иногда думаю, что в прошлой своей жизни, тоже кобелём был?
Но надо отдать должное новоземельским собакам и остановиться на их описании подробнее. Это удивительная и уникальная порода. Причём все попытки вывезти щенков на большую землю, заканчивались их гибелью. Может быть не готовы они к большому миру на материке, или дело в иммунитете, заточенном для Новой Земли? Многие пытались вывезти, забрать с собой, но не знаю случая, что бы у кого-то щеня выжило. Хотя хотелось бы верить, что может и получилось у кого… Нрава эти собаки доброжелательного, к людям относятся очень терпимо и уважительно. А дети, что с ними вытворяют… Могут у суки из под брюха взять щенка, та даже не зарычит. Верхом на собаках катаются… Подкармливают этих собак все. Практически в каждом подъезде оборудованы места для ночёвок и кормления. И дело не только в любви к животным, но и способности собак гонять белых медведей. А эти хозяева Арктики, с большим удовольствием посещают помойки, да и не особо боятся людей. Как будь то знают, что занесены в «Красную книгу»… А за то, что убьёшь белого медведя – в 24 часа выдворение с Новой Земли, за свой счёт на самолёте в Архангельск сдавать государству шкуру и уголовное дело за браконьерство, со штрафом каким-то большим! Вот они и борзеют. Иногда олени, в своей сезонной миграции, выбирают какие-то другие, отличающиеся от привычных, пути, а из-за сильных ранних морозов, нерпы уходят далеко от берега на край ледяного припая, и медведи идут, с голодухи, на помойки. Были зимы, когда по посёлку бродило до 18 медведей… А это было следствием человеческой глупости…
Дело было во время какой-то очередной московской комиссии, которая прилетает, не столько проверить порядок, сколько за красной рыбой и прочими колониальными товарами, да и оттянуться после строгостей Арбатского военного округа… Родилась в чьём-то воспалённом мозгу угроза бешенства от местных собак... Сказать, что этот человек был дураком, это не сказать ничего… Какое бешенство? И кто мог первоначально покусать местных собак, разве, что бешеный отпускник или командировочный?… Вердикт был таков – или прививайте от бешенства или отстреливайте…!!! Ну и кто будет заниматься сывороткой от бешенства, где её брать, кто будет прививать, кто и как будет вести учёт привитых и отчётность о проделанной работе? Даже не с трёх раз можно догадаться, к какому решению пришло командование… Хотя, по мне, так я бы доложил, что все привиты. Пусть проверят…  Народ всех собак, которых смог попрятал, ну, а кого не успели или не смогли, местные охотники приговорили к высшей мере! Правда много и разбежалось, да и отстрельщики не особо старались. Только потери всё равно были большие. От вмешательства людей, как теперь модно выражаться – паритет сторон был нарушен. А с наступлением холодов, попёрли медведи, да так, что и смертные случаи с людоедством были…  Ведь даже не особо просвещённому человеку понятно, что чем больше собак, тем меньше медведей, и наоборот…
Утром автобусы подъезжали к подъездам и собирали людей на работу и службу, пешком боялись ходить…
В дивизионе кораблей был один кобель, по кличке Пират. Так вот он, этих медведей люто ненавидел и не боялся. Подскочит сзади, хватанёт за задницу и под стационарный причал от медведей. Они за ним. А лаз в снегу узкий, как раз по размерам собаки. Медведи пытаются его разрыть, что бы добраться до Пирата.  А он вылезет с другой стороны, обежит причал и опять их за зад! Так и развлекался. НШ полигона даже дал команду, начать селекционно-племенную работу по воспроизводству от Пирата бесстрашного потомства!
Собака эти очень напоминают ездовых лаек, Остались они на Новой Земле после 1956 года, когда местных лопарей выселили на материк при организации Новоземельского полигона. Каких-то собак не смогли поймать и забрать с собой, вот они и стали самостоятельно выживать. Летом все собаки уходят в тундру, сбиваются в стаи и как волки, режут оленей, ловят леммингов, разоряют птичьи гнёзда и т. д. Причём одни загоняют оленей, другие в засаде. Всё как у пращуров – полярных волков… А ближе к зиме, снова ближе к людям!