В бой идут одни старики, или малоизвестная страниц

Альбина Билык
В бой идут одни старики, или малоизвестные страницы войны.

Молотовское (Пермское) Военно-морское авиационно-техническое училище известно своими героями. Его окончили и прославили боевыми подвигами Александр Покрышкин, Григорий Речкалов и много еще можно назвать имен выпускников этой школы летчиков и авиатехников, от профессионального мастерства которых напрямую зависели полеты и исход боя.

Двадцатилетним юношей после окончания летной школы Александр Титов был зачислен авиатехником в истребительную авиационную эскадрилью 10 авиаполка Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота.

В июне-июле 1941 года, подвергшись нападению, Советский Союз нес значительные потери по всему фронту. Немцы рвались к Москве, Ленинграду, торопились осуществить «блицкриг» в несколько месяцев. Краснознаменный Балтийский  флот оборонял  передовые базы и проводил  в условиях минной опасности активные боевые действия на морских сообщениях на Северном фронте. Флот на длительное время приковал к себе крупные силы противника, что ослабило его натиск на Ленинград. Из-за отсутствия достаточного количества пригодных аэродромов на большой по протяженности территории в сложных условиях приходилось сражаться с врагом ВВС БФ.

Ровно через месяц после начала войны 22 июля 1941 года немцы начали  массовые налёты на Москву и  сообщили громко  об уничтожении советской авиации и о том, что ни одна русская бомба не упадёт на города Германии.

В ответ на   заявления немецкой пропаганды о том, что «советская авиация полностью уничтожена», Верховным Главнокомандующим перед Военно-воздушными силами Краснознаменного Балтийского флота была поставлена задача: «Нанести ряд бомбовых ударов по политическому центру фашистской Германии – г. Берлин» Эта особо секретная операция преследовала крупные политические цели. Требовалось доказать всему миру и населению Берлина лживость фашистской пропаганды.

В 21 час 7 августа 1941 года с аэродрома Кагул, расположенного на острове Эзель, который находится при входе в Рижский залив, самолеты впервые улетали на Берлин. Дальние бомбардировщики «Ил-4; считались в годы войны лучшими в своем классе по скорости, дальности полета и грузоподъемности. Летчикам предстоял тяжелый полет над контролируемой немцами территорией. Маршрут проходил  на расстояние 1765 км, из них над морем 1400 км. Продолжительность полета составила 7 часов. Основной защитой от средств ПВО противника могла стать лишь высота полета, но это была не просто большая высота, а предельная — 7 тысяч метров. Температура за бортом достигала минус 35-40 градусов, из-за чего стекла кабин самолетов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, летчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках. До 5 сентября 1941 года экипажи особой оперативной авиагруппы произвели 86 самолетовылетов. 33 раза самолеты долетели до Берлина, на который было сброшено фугасных и зажигательных бомб общей массой 36 тонн. Для сравнения: авиация Англии за весь 1941 год сбросила 35 бомб в районе Берлина. Немцам пришлось признать поражение от якобы уничтоженной Герингом советской авиации. И это был настоящий удар по обещанному «блицкригу».

Велика «Цена Берлина»- наши потери составили в общей сложности 17, а по некоторым источникам — 18 самолетов. Погибло восемь полных экипажей.

  Вылеты бомбардировщиков осуществлялись под прикрытием и сопровождении самолетов-истребителей авиационной эскадрильи 10 ГИАП ВВС КБФ, в которой служил Александр Титов, дед моего зятя, прадед моих внуков. С фотографией Александра Васильевича Титова они,ученики 88 школы г.Екатеринбурга,  принимали участие в «Бессмертном полку» в День Победы.

« При выполнении спецзадания на о. Эзель гвардии техник-лейтенант тов. Титов показал образцы мужества и отваги в условиях артобстрела и бомбежки,  выполняя   сложный ремонт и подготовку самолета. Подготовленные тов. Титовым самолеты не имели случаев возвращения с боевого задания по вине мат. части. »  - строчка из наградного листа. Александр Титов в РККА с 1936 года, участник Великой Отечественной войны с 22.06.41г. за участие в этой операции награжден вторым орденом «Красная Звезда»

В дождь и снегопад, в пургу и мороз, нередко по нескольку суток без сна, готовили техники боевые машины к вылетам, опрокидывая все представления о нормах и сроках.
Когда летчик отдыхает, хозяином машины становится техник. Техник осматривает и проверяет каждую деталь, каждую заклепку. Вот он, заканчивая осмотр, взобрался на гладкое полированное крыло самолета. Привычным глазом осматривает поверхность, — все в порядке. Теперь нужно проверить мотор. К утру машина должна быть готова к боевому вылету. Летчик может отдыхать спокойно. Материальная часть, подготовленная руками его боевых помощников — инженеров, техников, механиков, — никогда не подведет

Невольно в памяти встает образ Макарыча, великолепно исполненный Алексеем Смирновым в фильме Л.Быкова «В бой идут одни старики».В год окончания Великой Отечественной А.В. Титову исполнилось 29 лет.

А самое сокровенное мое желание, чтобы дети, внуки и дети внуков никогда не испытали ужасов войны.

14 01.2015 г.