Сцены из внеисторических времен. Сцена четвёртая

Борис Полосухин
Берег Галилейского моря


Экскурсовод: Мы стоим на берегу священного Галилейского моря. Известно, что на его берегу, и в окрестностях много времени проводил наш Спаситель. Длина моря –21 км., ширина – 12 км.
Турист: За державу обидно.
Экскурсовод: Вы о чем, уважаемый?
Турист: За державу обидно. Наш Байкал в длину – почти тысяча, в ширину – почти 100 км. И в песне  - тоже священным поется. Официально же – озеро. А эта лоханка (машет в сторону воды), гляди-ка – море.
Экскурсовод: Вы оскорбляете религиозные чувства народа, в стране которого находитесь.
Турист: Я про народ ничего не сказал. Я – про озеро, море. А за державу обидно. 
Экскурсовод: (смотрит на часы). Господа, нужно торопиться. Нам предстоит еще побывать во многих местах. Это - Долина Армагеддон. Назарет. Храм Благовещения. Деревня Канна Галилейская. Ярденит - место крещения паломников. Тверия. Гора Блаженств (место Нагорной проповеди). Табха - Храм Умножения Хлебов и Рыб. Поторопимся. (Группа уходит).

(Тот же берег. Ииса ходит по берегу моря и подкармливает рыбу. Рыбак, не видя Иису, забрасывает невод. Пусто).
Ииса: Ничего не поймал?
Рыбак: Пусто. Что ты делаешь тут, незнакомый человек? У тебя рыболовных снастей, вижу, нет.
Ииса: Я ловлю не рыбу, а человеков.
Рыбак: Как это – человеков? Разве их можно ловить?
Ииса: Еще как! Хочешь тебя поймаю?
Рыбак: Где тебе меня поймать! Вон ты какой тощий, я мигом от тебя убегу.
Ииса: Я ловлю не так. Забрасывай свои сети.
Рыбак: Чего забрасывать? Была тут рыба, да вся уплыла.
Ииса: Ты брось туда (показывает место, где подкармливал). Писано древними – рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
Рыбак: Что ты! Там сроду ничего не ловилось.
Ииса: Говорю тебе, там лучше. Забрось, куда показываю.
Рыбак: (недоверчиво) Ну, бросил. И что?
Ииса: Теперь тяни!
Рыбак: Не могу, тяжело! (тянут вдвоем). Столько рыбы никогда не видал! Ты от сатаны или от бога?
Ииса: От бога я. Христос воскресе!
Рыбак: Мне чего говорить?
Ииса: Говори – Воистину воскресе, и будешь моим человеком.
Рыбак: (неуверенно) Христос воскресе… Дальше что?
Иса: А дальше – поймал я тебя… Зовут тебя как?
Рыбак: Зовут меня Андрей. (в это время к ним подходит Иоанн Заведеев с рыбачьей сетью). Смотри, Ваня, сколько рыбы я поймал. Он говорит (показывает на Иису), божья это помощь. Забрасывай свою сеть, посмотрим… (забрасывают сеть, вытаскивают – в ней полно рыбы).
Ваня: Что я вижу!
Андрей: Я говорил! (обращается к Иисе) Иван-Креститель научил меня, что Мессия вот-вот придет. Ты и есть мессия! (встает перед Иисой на колени, и Ваню заставляет встать).
Ииса: В нашем сообществе – я главный, но лизоблюдства не потерплю. Вставайте! Слушайте меня, Андрюша и Ваня, я должен был бы вас спросить: «что вам от меня надо?», а вы бы на этот мой вопрос спросили бы «Равви, где ты живешь?» , а я бы ответил: «Пойдите и увидите». Считайте, разговор этот уже состоялся. Кто умеет ловить много рыбы, там где ее нет, тот становится ловцом человеков. Истинно вам говорю. Идите за мной!
Андрей:  Можно я приведу брата своего Симу, ты его потом Петей назовешь? (собирает рыбу).
Ваня: А я – двух своих братьев, обоих Яшами зовут?
Ииса: Научите братьев ваших ответу на пароль – Воистину воскресе. Порядок такой. (в сторону) Тут, ей богу, братство образуется, правда не каменщиков, а рыбаков. Ничего, лиха беда – начало. (все трое уходят).

(На берегу появляется много народа, судачат).

Андрюша: Слушайте меня, Мессия пришел.
Петя: Кто имеет уши, да слышит.
Первый неизвестный из народа: Не своими словами говоришь…
Второй неизвестный из народа: Так можно, в Писании написано, не накакано же, сам читал.
Третий неизвестный из народа: Что еще там не накакано, неграмотный я?
Яша Алфеев: Написано, что Мессия хворых должен лечить.
Яша Заведеев: Бесов изгонять может.
Третий неизвестный из народа: А не накакано там, что мертвых воскрешать умеет?
Ваня: Ты что? Тёщу свою воскрешать собрался?
Третий неизвестный из народа: Нет, я просто так, для общего образования. Неграмотный я.
Четвертый из народа: Мессия придет, он быстро тебя грамоте обучит.
Ваня: В Писании не написано, что грамоте обучает. Этому самому надо учиться.
(Подходит Ииса)
Ииса: Услышал я, что «Писание» упоминаете в разговоре. В чем проблема?
Ваня: Спорим мы, что может Мессия.
Ииса: Споры прекратить. Сначала нужно разобраться, а то званых много, а избранных мало. Избранные, становитесь по правую руку от меня. Остальные – по левую. (Справа в шеренгу выстраиваются Андрюша, Петя, Ваня, Яша Алфеев, Яша Заведеев, остальные кучкуются слева. При построении возникает путаница. Некоторые, кому нужно встать слева, сначала пытаются встать справа).
Ииса: Вот вам первый урок. Справа-слева, сено-солома. Справа – праведные, истинные, слева – пока сброд. Будем разбираться. Но сначала представлю избранных. Андрюша, шаг вперед! (Андрюша выходит из шеренги). Андрюша, по канону – Андрей Первозванный, ибо первым я его позвал. Был рыбаком, теперь мой апостол. Сначала учился у Ивана-Крестителя, перешел ко мне с повышением. Будет везде учить людей моему учению. Побывает в России. Андреевский флаг на флоте – от его имени. (в сторону). Из-за моего учения примет мученическую смерть: распнут его. Не могу Я ему об этом сейчас сказать: скажу – не пойдет. Андрей, встань в строй!
Следующий – брат его Сима. (Выходит Петр). Сима – не хорошо. Я нарекаю тебя Петром, что означает «камень». Из рыбака я тоже произвожу тебя в апостолы. (в сторону). Из-за меня примет мученическую смерть: будет распят вниз головой. Петя, встань в строй!
Следующий – Ваня. (Выходит Иоанн Заведеев). Не путайте Ваню с Иваном-Крестителем. Ване я повысил звание: он тоже мой апостол. (в сторону). Напишет «Откровение Иоанна Богослова». Глубоким стариком умрет своей смертью, велит закопать себя живым в землю в честь моего учения. Ваня, встань в строй!
Следующий – Яша Заведеев (выходит Иаков Заведеев). По канону ты будешь зваться апостолом Иаковом. Из рыбака я произвожу тебя в апостолы. (в сторону) Яша в отдаленное время будет зарублен мечом. Видимо, Яша слишком прямолинейно воспримет мои слова «С огнем и мечом я пришел». Он с мечом пойдет, от меча и погибнет. Яша, встань в строй!
Следующий – тоже Яша, но только Алфеев. (выходит Иаков Алфеев). Был ты рыбаком, получаешь от меня повышения в апостолы. Так и будешь прозываться «Святой Иаков Алфеев». Что я могу сказать? Яша, вернись в строй! (в сторону) Тоже распнут тебя на кресте.
Итак, представление избранных окончено. Перейдем к тем, что слева. (эти семеро еще кучкуются). Первым делом встаньте в строй. (неуверенно строятся). Шеренга слева, по порядку номеров справа-налево, рассчитайсь! (начинают считать, конечно, путаются, кто справа-налево, кто слева-направо). На первый раз прощаю, кто еще раз ошибется – пойдет на губу. (Рассчитываются правильно: первый, второй,… седьмой).
Ииса: Первый, два шага из строя вперед шагом-марш! (первый выходит).
Первый: Я рыбак, зовут Филиппом, женат, имею дочерей, хочу стать апостолом. (обращаясь к Иисе) Из-за твоего учения буду распят вниз головой.
Ииса: Принимаю. Второй, два шага вперед! (выходит второй).
Второй: Я рыбак Варфоломей, брат Филиппа. Хочу стать апостолом. Про меня ты скажешь «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». (тихо) Из-за тебя с меня сдерут кожу.
Ииса: Принимаю без лукавства. Следующий!
Третий: Матфей я. Мытарь. Хочу стать апостолом.
Ииса: Мытарь!? Да, как ты смел прийти сюда, презренный?
Матфей: Учитель, во-первых, не гневайся. Во-вторых, у меня есть рекомендации от моих братьев – двух Яш и Вани, они уже стали апостолами. В-третьих, пригожусь я еще (обащается к Иисе на ухо, но всем слышно), напишу про тебя Евангелие. Есть и, в-четвертых: замучают меня из-за тебя в Эфиопии.
Ииса: Ну, если замучают, быть тебе апостолом. Кто там следующий, выходи!
Четвертый: Хочу стать апостолом. Зовут меня Симон Канонит. Можешь звать меня просто Сеня. Я из Канны Галилейской. В моем доме ты превратишь воду в вино. (тихо). Из-за тебя меня заживо пилой распилят.
Ииса: У тебя там, что, аппарат есть такой?
Симон: Никак-нет! Учитель, это будет твое  первое чудо!
Ииса: Ну, ежели распилят, принимаю тебя в апостолы. Кто следующий? Запутался я уже.
Пятый: Хочу стать апостолом, а зовут меня Иудой. (все настораживаются). Не нужно путать, поскольку много иуд. Чтобы меня не путали, лучше называть меня Фаддеем. Заслуг за мной мало, тем более, в твоем учении, учитель, я не всему верю. Но у меня будет неоспоримая заслуга. (тихо) Я приму за тебя, учитель, мученическую смерть.
Ииса: Смерть – это хорошо. То есть я хотел сказать – плохо. Но за честность – принимаю тебя в апостолы. Много ли еще осталось? Устали уже все. Я – тоже.
Шестой: (выходит вперед без команды) Фома я. В народе неверующим зовут. Ну, не верю я ни чему, пока на зубок не попробую. Но, во-первых, рыбак я, хотя и не грамотный, во-вторых, посмотрите-ка, люди, похож я на нашего учителя. В-третьих, (тихо) приму я мученическую смерть в Индии из-за тебя, учитель.
Ииса: Смерть – это хо… плохо. Плохо, что не веришь ты ни чему и ни кому. (задумывается) Однако – хорошо. Оппозиция нам нужна. В оппозиции будешь. Принимаю тебя в апостолы. Наконец-то, давай, последний!
Последний: Я – Иуда. Меня путать не нужно. Я – Иуда из города Кериота. Привычно назвают – Иуда Искариот. Что я умею делать? Люди говорят – умею предавать, обманывать, обделывать делишки, ну, и прочее. Смерть я тоже приму мученическую, сам от себя. Хочу стать апостолом. Но тебе решать, равви!
Ииса: Был бы ты по счету первый, я бы мигом тебя забаллотировал. Сейчас же, кончать пора. Да и мысль мне пришла в голову знатная. Так и быть, беру тебя в апостолы.
Ииса: Теперь, слушайте мое наставление.  Ты, Матфей, потом напишешь 35 моих наставлений. Здесь, сейчас перечислю тезисно. На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите.
Андрей: (про себя). Иван-Креститель учил: язычников в нашу веру загонять. Переучиваться мне надо.
Ииса: Истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
Фома: Мы еще не успели обойти городов Израилевых, а ты уже пришел. Логично говоришь.
Ииса: (про себя). Оппозиционер на моей стороне. (вслух). Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
Фома: Кто работает – тот ест. Логично.
Иуда Искариот: В самарянскую землю без денег нельзя.
Ииса: Земля самарянская – исключение из правил.
Фома: Посох тоже должен быть исключением из правил: собак голодных полно. Никто их не стерилизует.
Ииса: Прислушаемся к голосу оппозиции. Собак я не люблю. Продолжаю. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете.
Варфоломей: Когда выходить, когда выгонят, или как?
Ииса: Говорю вам – да, да, нет, нет. Остальное от лукавого.
Фома: (про себя). Логично. Закон исключенья третьего.
Ииса: Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас… Не бойтесь убивающих тело.
Фома: (про себя). Остерегаться и не бояться, противоречие? Над этим надо покумекать.
Ииса: Фома, ты чего там бубнишь?
Фома: Это я «Отче наш повторяю», чтобы укрепить дух свой для судилища.
Ииса: Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч…
Ваня Заведеев: (про себя). Пророческие слова. Этот меч подхватят неверные, потом нас объявят неверными. Господи Иисусе, что с нами будет?..
Ииса: Ваня, что ты бормочешь?
Ваня Заведеев: «Отче наш» повторяю от неверных.
Ииса: Правильно делаешь! (тихо, про себя). Но мечом бы лучше. (для всех). Тезисы, апрельскими их не назовут, окончены. Теперь помолимся.
(в это время подходят два путника)
Первый путник: Кто тут у вас самый главный?
Ииса: Ну, я. Чего тебе?
Второй путник: От Ивана-Крестителя мы. Бумага тебе от него.
Ииса: (читает) «Ты ли тот, который должен придти, или ожидать нам другого?»
(перечитывает еще раз про себя). Вот тебе , бабушка, Юрьев день! Сам меня Мессией назвал, сам меня крестил, а теперь «ожидать нам другого»!
Фаддей: Демьян бедный, то есть Иван, бедный, он в темнице у Ирода сидит. У него, наверно, разум помутился.
Матфей: Ты бы, учитель, чудо сотворил, отверз бы двери темницы. Жалко Ивана.
Ииса: Чудо, говоришь? Чудо в другом. Вот вас двенадцать человек. Число 12 лежит в основе мирозданья. Вот это – чудо.
 (Все образуют полукруг – в центре Ииса – наподобие тайной вечери, только стоя. Играет Израильский гимн, Занавес).