Илья Репин глазами украинской журналистики

Галина Горбунова
    Репин принадлежит к величайшим  художникам XIX-XX веков.  Значение его творчества - в широком охвате жизненных явлений, в отражении  важных исторических процессов   прошлого.  Никто так объемно, как Репин,  не сумел показать в изобразительном искусстве русскую действительность. На его полотнах -  люди различных социальных слоев  (от мужика до сановника), всевозможных  психологических состояний и возрастов. Все, что  запечатлено  кистью известного художника, характерно, типично и порождено сложными условиями тогдашней жизни.Творческое наследие Репина стало общим достоянием народа  в прямом соответствии с его национальным характером.  Как распорядиться этим  достоянием, поражающим своей живописной силой и выразительноью,  в наше время зависит только от нас.

      Политические события на Украине сопровождаются переоценкой многих явлений прошлого и вместе с тем яростной  попыткой выковывания  украинской нации как элитной. И на этом "празднике" украинского этногенеза применяются различные способы, не брезгуя при этом спекулятивными конструктами очернения и унижения  другой части населения страны с иной национальной самоидентификацией,  главным образом,  русской.  С привлечением различных форм и методов осуществляется густо замешанный на ксенофобии и антисемитизме  пересмотр  истории развития страны и даже многих  явлений в  культуре, в том числе содержания литературы,   фильмов и других художественных творений. 
 
   Предметом переосмысления неожиданно явились, в частности,  трактовки  видимого мира в живописи  Ильи Репина.   Особенно много разных точек зрения  высказывается по поводу популярной во все времена картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Одни критики выражают мысль о том, что Репин создал якобы карикатуру на запорожцев, представленных на полотне чуть ли не как шайка разбойников.
Другие авторы, наоборот, с дремучим невежеством обнаружили  в картине примеры украинской национальной исключительности. Картину  "Бурлаки на Волге" трактуют как современную российскую действительность,  как олицетворение русской нации, изнуренной, убогой и жалкой. Играя на сегодняшнем политическом противостоянии обоих государств,  авторы подобных измышлений пытаются на примере этих  художественных полотен  противопоставить украинскую нацию русской. Фото обеих картин появилось недавно в интернете с надписью:  "Один художник - два народа".
 
    Не делил Репин своих персонажей по национальному признаку. Для Репина важнее было показать  взятую из жизни  многостороннюю по содержанию сцену с богатством и разнообразием типажа, в которой (по словам самого Репина) "есть много художественного, а главное, — человеческого".
То, что Репин называл «человеческим», было действительно тем новым, что ставило картину на следующую ступень развития реализма сравнительно с живописью шестидесятников. Их критика действительности здесь освобождалась от просветительского рационализма и нарочитости. 

     Возникает вопрос -  о чем хотели сказать политолог, журналист Олег Леусенко или журналистка Соломия Ветвицкая,  когда махрово-пропагандистским методом примитивно поделили персонажей  двух картин на кардинально противоположные две славянские нации? И по своей задумке пытаются противопоставить одну нацию другой? Зомбированные набором убогих провокационных  штампов, не вникая в суть дела,  какие цели преследовали? На что планировался расчет?  Для взращивания русофобии на Украине?  На восхваление предложенной компиляции либо на усиление раздражения несогласных?
 
        Но прежде всего о картине "Бурлаки на Волге".

       Среди  бессмертных произведений, глубоких по содержанию и безукоризненных по форме, является картина "Бурлаки на Волге"  (1873 год). 
     Со свойственными Репину широтой и размахом  мастер кисти оформляет и высказывает то,  о чем мыслит и что чувствует.  Изображенные на картине люди -наёмные рабочие  России  начала XX веков,  идя по берегу, тянут против течения с помощью бечевы речное судно.
 Обжигая ноги об жгучий от палящего солнца песок, они тянут непосильно тяжелый груз, обливаясь потом и изнывая от жажды. Одежда, висящая на них клочьями, нечесаные, скатавшиеся волосы на голове, черные тела от грязи свидетельствуют о несчастной и удрученной доле. Сам Репин объяснял свое произведение как метафору, а не как портрет настоящей российской действительности.   Константин Коровин, русский живописец, современник Репина, хорошо сказал: "Где же такие изможденные бурлаки? Бурлаки обычно здоровые ребята".   С несгибаемой волей им под силу то, что не под силу другим. Бурлаки   сильны   как физическими, так и  духовными  качествами.   

   Репин сумел создать  коллекцию колоритных типов и передать, как одиннадцать человек с разными характерами, возрастом, отношением к жизни могут стать единым целым,   выкладываясь по полной в стужу, дождь или  жару.  Художник мастерски показал   секреты предельной выносливости, порожденной умом, сердцем и телом.  Непосильное, совместное занятие  сплотило этих людей. Только во взаимной связанности и согласованности справляются они с тяжелым, каторжным трудом.   Хочется восхищаться способными к самоорганизации  людьми  с могучей силой,  терпением,  помогающим  преодолеть трудности пути,  не сдасться и не упасть.
 
   Этого не увидели  памфлетисты.  Лишь нищету, убогость и страдания. И одарили этими свойствами всю русскую нацию, как юдоль варварства и примитивизма с псевдо- ценностями и моральной деградацией.
Не то, что украинцы  - настоящие казаки -  живут дружно и весело, с осевыми  ценностными ориентациями, как то –  вольность, равенство, смелость и боевой дух.  Различия между украинцами и русскими на примере изображенных на картинах персонажей  возводятся в абсолют.

       Над  картиной "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
Репин трудился более 13 лет. Она была признана шедевром мировой живописи  и именно благодаря ей художник попадает в историю мировой живописи.
Картину называли самым оптимистичным и самым веселым произведением русской живописи. Критики писали: на этом полотне есть все разновидности человеческого смеха - от громкого хохота до сдержанной улыбки. Произведение вызвало фурор на международных выставках в Чикаго, Будапеште, Мюнхене, Стокгольме.
     Представители казачества - сложная социальная группа военного сословия, отличавшегося особым боевым мастерством, которое сложилось на окраинах русского государства в XV — XVII веках.

   К середине XVII в. национальный состав Войска Запорожского Низового не был однородным, а именно таковым: славяне (русские, украинцы, белорусы) — 34,2%; азиаты (турки, татары) — 27,4%; кавказоиды (армяне и др.) — 17,4%; средиземноморские народы (евреи, греки и др.) — 21% (В. Семененко, Л. Радченко.  История Украины  с древнейших времен до наших дней. Харьков: Торсинг. 2002.- с.105).  Известный исследователь истории Запорожского казачества Д. Яворницкий писал: «в Сичи можно было встретить всякие народности, чуть ли не со всего света выходцев, как-то: украинцев, поляков, литовцев, белорусов, великорусов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, евреев, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан» ( Яворницький Д.І. Історія запорізьких козаків. 1 том. Львів: Світ.1990.-  с.143)
 
   Обе картины, как и другие Репиновские творения, вне зависимости от национальной принадлежности персонажей,  не выдуманных, а реальных, -  о человеке как таковом, о его сущности во всем ее многообразии, о тех чертах, которые заставляют гордиться тем, что ты с ними из одного класса живых существ.
 
    Складывается впечатление, что, завороженные происходящими сегодняшними украинскими  событиями,  журналисты- манипуляторы  с демонстрацией апломба подменяют смысл картин великого русского художника, вкладывая   в изображенные образы  свои ложные, непоколебимые интерпретации,  бесстыдно восхваляя одну нацию   с откровенным презрением к другой. Шаг этот осознанный.  В такой утвердительной манере  подобная инсинуация, хотя  невежественная и порочащая, звучит как лозунг, как призыв к немедленному действию, агрессивному вторжению в умы, способному психологически убить, изъять, — и вот зритель  уже готов для потребления предложенных взглядов, доказательством чего и служат ехидно-ядовитые комментарии  на страничках авторов в различных сетях.    Этот типично манипулятивный прием "бури и натиска" рассчитан на людей с неустойчивыми  моральными суждениями, неразвитыми  политическими взглядами и поступками.  Подобные невербальные приемы косвенного внушения инфильтрируются в молодежную среду,  многие  бездумно берут  "на ура" предложенный текст, и в силу своей постсоветской необразованности,  принимают всерьез  сказанное, искажая восприятие собственной истории.
 
        Манипуляторы, извратив идею исконного автора и добавив очередную порцию ненависти, дают волю злословию и при этом излучают море удовольствия,  не задумываясь о том, что речь идет о страшных вещах. И это не только  попытка обесценить, морально уничтожить задумы величайшего художника, внесенного в список мирового культурного наследия.
 Это и муссирование темы противостояния  и  раздора — сплочение «своих» и поляризация «чужих» - темы,  далекой от консолидации, а еще более далекой от цивилизованных норм человеческого общения. Цель подобных деяний  одна:  разжигание озлобленности и ненависти двух славянских народов.   По-моему, это омерзительно.  Интеллектуал, образованный человек понимает, что сей показ без просвета. Без капли даже вдохновения на бранное так называемое уличение. 
 

   Если же рассматривать подобные выпады исключительно как  элемент пиара автора, претендующего на наличие интеллекта и культуры, пытающегося доказать свою состоятельность, то ни человеческого достоинства, ни проявления духовности в таком действии не может быть априори.  Карьерный гешефт делать  пиар абсурдным,  безграмотным образом еще никому не давал возможность утвердиться  и не приносил дивиденды его авторам.
 
    В марте 2011 г. в униатской греко-католической церкви пани Витвицкая приняла обряд крещения, получив   благословение  к началу новой, достойной жизни.  Соломия обещала, что  "готова всех любить еще больше,  быть более терпимой и  лучше  понимать других". Пожелаем же ей удачи в соблюдении  канонов греко- католицизма. А доказывать свою состоятельность, очевидно, следует иным путем, направив творческие потуги в правильное, справедливое русло, в профессиональный рост.
    Пора кончать с подобным выискиванием, высасыванием из пальца и привлечением великих мастеров кисти к своим негативным, субъективным оценкам действительно ужасающих событий в нашей стране.
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на ненависть.

P.S. Нельзя править художников, как сказал прозушник С.Цветков.