Истории из евпатории - 10. лето-2014

Полковник Андрей Сапронов
   Лето 2014-го года в Крыму, отколовшемся весной этого же года от Украины и сразу же слившемся с Россией, выдалось весьма примечательное совершенно необычным климатом, но не природным (с ним все было как всегда летом, в полном порядке), а климатом социальным.
   Прежде всего, бросилась в глаза совершенно различная реакция представителей разных национальностей на недавние политические перемены.
   Так, мои знакомые русские крымчане не скрывали своего ликования по поводу произошедшего с ними и с Крымом. «После февральского переворота в Киеве мы готовы были с чемоданами в руках бежать по морю в Россию, чтобы спастись от бандеровских хохлов, которые теперь зверствуют в Донбассе. Нас бы здесь вообще просто вырезали бы всех сразу. А тут – надо же, какое счастье – в результате референдума оказались в России, под ее защитой вместе со своей землей и имуществом – домами, квартирами и всем нажитым! И счастье, и чудо одновременно. Спасибо России – матушке и президенту Путину, что не отдали на растерзание бандеровцам проклятым!» - такими словами меня приветствовала старая знакомая М., русская женщина, зарабатывавшая на жизнь уже ряд лет после выхода на пенсию в «украинские» времена Крыма в силу малости украинской пенсии посредничеством по сдаче жилья в курортной Евпатории и не раз помогавшая мне подыскать подходящее пристанище на отпускной период за божескую цену.  Примерно так же эмоционально – восторженно реагировали на крутой поворот в судьбе Крыма, а значит, и их собственной судьбе, все другие мои знакомые русские, проживающие в Крыму.
     Совсем по-другому встретили меня крымские татары, в основном контролирующие здесь розничную торговлю, среди которых за ряд отпусков у меня образовалось много знакомств как у постоянного покупателя их нехитрых товаров. Для полноты представления о разгоревшихся в головах некоторых крымских татар страстях далее привожу почти дословно свой диалог с одной из представительниц крымско-татарской общины Евпатории. 
    «Добро пожаловать, Андрей Юрьевич, в оккупированный Вашей Россией Крым!» - язвительно приветствовала меня давняя знакомая – интеллигентная и высокообразованная крымская татарка N (имя ее не называю по понятным причинам), снабжавшая меня на протяжении ряда последних летних отпусков пищей духовной – газетами и журналами, которыми она торговала опять таки ради приработка к мизерной украинской пенсии – и с которой мы ранее были в неизменно уважительных отношениях, частенько беседуя о том – о сем, пока не было других покупателей.
   – «Так уж сразу и оккупированный?» - вопросительно – вежливо возразил я на демонстративный выпад своей закадычной собеседницы на темы о высоких вечных материях – счастье, любви, призвании ученого и общественной роли интеллигенции, смысле жизни и будущем человечества и т.д. и т.п.
   -  «Конечно! Просто поверьте мне на слово: Крым Россией оккупирован!» - настаивала  высокодуховная N.
   - «А пенсию Вам российскую теперь платят?» - приземленно и как будто невпопад поинтересовался я.
   - «Российскую» - замявшись, ответила N и продолжила вопросом: «Но какое это имеет значение, когда речь идет о независимости?».
    - «Российская то пенсия раза в два больше украинской, небось, а?» - гнул свою линию я.
    -«Ну да, в два раза побольше, даже с лишним» - нехотя согласилась N и тут же снова перешла в атаку: «А при чем здесь пенсия? У России доходов много от дармовой нефти, что ей стоит большие пенсии платить?! А Крым Россия оккупировала! И не спорьте со мной! Просто поверьте моему слову и все!»
На это я, стараясь не обижаться, заметил: «А я и не спорю. Вообще никогда ни с кем не спорю, как Вы знаете. Но вот видите ли, как интересно получается - пенсия  у  Вас вдвое с лишним выросла и платится из российского пенсионного фонда, а не из украинского, куда Вы большую часть Вашей трудовой деятельности отчисления делали, а в российский то пенсионный фонд Вы лично ни копейки не внесли. Это я и другие российские труженики Вам такую пенсию заработали, между прочим. И платим ее Вам. А ведь оккупанты так не поступают. Оккупанты приходят и грабят оккупированный народ, а не платят ему повышенные пенсии из своих накоплений. Оккупанты вообще никаких пенсий оккупированным не платят. Да еще Россия, между прочим, планирует вложить в социальную сферу и инфраструктуру Крыма в ближайшие годы бешеные деньги  - на душу населения даже больше, чем в столице.  Опять же, оккупанты так не поступают. Они высасывают из оккупированных территорий все ресурсы и гонят их в метрополию. Это, скорее, Украина более двадцати лет рассматривала Крым как оккупированную территорию – доходы забирала в центральный бюджет, а инвестиций не делала. Вон, все тротуары и дороги разбиты как после бомбежек – ни пройти, ни проехать – сами знаете. Так что не морочьте ни мне, ни другим голову сказками о российской оккупации Крыма. Это Вы с чужого голоса поете. Крым Россия не оккупировала, а взяла под заботливое крыло – или даже, попросту сказать, на шею себе посадила – как когда-то ныне офашистившихся прибалтов и некоторых других добра не помнящих бывших «братьев и союзничков», а проще говоря, нахлебников. Не уподобляйтесь им, будьте объективны, Вы же грамотная женщина».
    Но N стояла на своем:  «Оккупировали Крым – и все тут!» На том и расстались мы с N –  оставшись каждый при своих, взаимно-отрицающих друг друга убеждениях.
Примерно такие же разговоры у меня состоялись и с некоторыми другими знакомыми крымскими татарами. Большинство из них, правда, избегали откровенности и, прежде всегда очень словоохотливые, теперь старались быстро свернуть разговор, поджав обидчиво губы, уходя от прямого ответа на мой вопрос о том, как им живется в том же Крыму, но уже в России. Да-а, что и говорить, национальный вопрос никогда и нигде простым не был, а уж в Богом поцелованном Крыму и подавно…
    Третья категория населения в интересовавшем меня аспекте – крымчане украинской национальности. У большинства из них после исторического референдума - и  такое ощущение, что теперь навечно – застыла мученически-сардоническая гримаса на совсем не худом, как правило, лице. Эти явно заученно вполголоса и отводя глаза, по всякому поводу и без повода бубнят себе под нос об «оккупации Крыма» и скрытно цитируют, вставляя в собственную речь, антироссийские и антирусские перлы наглых украинских теле-журналюг, поливающих грязью Россию в своих теле-пасквилях. А надо сказать, что вежливые люди из руководства России и Крыма не отключили украинские фашистские каналы в Крыму (хотя на Украине давно отключены все российские телеканалы). И благодаря этой «вежливости» российского и крымского руководства (в данном случае далеко, на мой взгляд, неоправданной), украинские телевизионные «геббельсы» имеют полную возможность обрушивать на головы и так ошеломленных быстротой перемен и подрастерявшихся в калейдоскопе событий некоторых крымчан, целые горы антироссийской лжи и прочей русофобской мерзости.
    Четвертая категория – граждане Украины, приехавшие на летний отдых в Крым по многолетней привычке. Эти наиболее агрессивны. Представьте себе раздобревшую на украинских харчах хохлушку, приехавшую в Крым с многочисленными чадами по привычке на отдых как в украинскую вотчину – и тут, надо же – везде российские флаги, георгиевские ленточки на автомобилях и пиджаках крымчан и гордая свободная в охотку громкая русская речь на каждом шагу. Для украинской обывательницы, мозги которой намертво заштампованы яростной русофобией украинского ТВ-зомбоящика, это невыносимо! И она – явно по собственной инициативе, а не по кретинскому спецзаданию СБУ, вместе со всем своим выводком ходит как гусыня, переваливаясь с боку на бок, по всякое видавшей за 2500 лет Евпатории и запугивает местных обывателей: «Ничего! Погодите. Мы зараз Донбасс зачистим, а потом сюда придем и всех Вас убьем! Предатели! Колорады проклятые – России продались!». Сам ни одну такую видел и слышал. Уму непостижимо, сколько ненависти к ни в чем не повинным русским и России может быть в почтенной, казалось бы, матери украинского семейства! Ключевое слово здесь, видимо, не «матери», а «украинского»…Другая такая приезжая с Украины сокрушалась: «Лучше бы наши сейчас не Донбасс бомбили, а Крым!» Видимо, перед руководством украинских телеканалов их начальство из ЦРУ поставило сверхзадачу сделать из всего населения Украины военных преступников – русофобов. Наверное, щедро платят, ибо задача усердными исполнителями быстро и успешно решается…
Пятая категория людей – беженцы с Донбасса. Они рассказывают ужасные вещи – при этом поражает не только то, ЧТО они рассказывают о зверствах украинских фашистов, но и то, КАК они это рассказывают – как-то буднично, привычно, без эмоций, устало-обреченно. Так, как будто жители Донбасса были давно готовы к зверствам «укропов», знали, что рано или поздно те дорвутся до массовых преступлений против русских и ничего иного от украинских нацистов они и не ждали. Так и хочется спросить: «Если Вы заранее знали, что так будет, то почему не препятствовали разрастанию фашизма и русофобии на Украине, почему не блокировали майдан, почему не боролись против фашизма?» Но не спрашиваю. Заранее знаю вопросительный ответ, который шарахнет меня, как бумеранг: «А куда Россия смотрела более двадцати лет? Почему проспала Украину, отдала ее европейским и американским фашистам?». И мне нечего будет ответить на эти справедливые вопросы беженцев с Донбасса…
    А внешне в Крыму все спокойно. Не то, что на Донбассе.

Ps. Пишу эти заметки о летней Евпатории уже зимой – в январе 2015-го – хотелось, чтобы мысли отделились от эмоций, устоялись… И опять прилетел в Крым – на рождественские праздники. Почти ничего не изменилось с лета в настроениях людей – только внутренней разобщенности, поляризации между разными категориями людей стало больше. И усилилось общее ощущение опасности и близости большой возможной беды. В воздухе будто висит вопрос: «Чем же все это закончится?»

Евпатория 09.01.15