Кораллы самых южных отелей Египта!

Пиротехъник
[Карта с сайта Топхотелс от Анны (Днепр), бывшей в «Wadi Lahmy Azur» в марте-2019 г.]


Время путешествия - январь-февраль 2014 г. (3 недели).
Достоинства: ПОДВОДНЫЙ МИР. Нет русских (от Хургады – около 6 часов).
Недостатки: в конце зимы часто дует ветер.

            В этот отель я мечтал «доехать» два года. И вот, в 2013 г. повезло с деньгами. В январе-2014 г. был куплен комбинированный тур на самый «рыбный» юг Марса Алама (туроператор TEZ-tour, турагентство «География» г. Кемерово):
            2 недели – в отеле «Shams Alam» + 1 неделя в отеле «Wadi Lahmy Azur».
            В сумме: 2 отеля, 3 недели и около $2500 на двоих (вылет из Москвы).
            Главная Задача – сравнить рифы «Shams Alam» и «Wadi Lahmy Azur». Где лучше? Всё остальное менее значимо.
            Отель «Wadi Lahmy Azur» южнее Хургады на 400 с гаком км. В аэропорт Марса Алам зимой чартеры TEZа не летали. Поэтому из Хургады был заказан индивидуальный трансфер на «лимузине» (в один конец – «туда»). Как оказалось, «лимузин» – обычный комфортабельный автомобиль с водителем и гидом. Утром 26.01.2014 нас встречают на выходе из аэропорта Хургады. (Если интересно, цена индивидуального трансфера на «лимузине» – $200 в один конец, причём, как выяснилось в турагентстве, расстояние особого значения не имеет.)
            Ехали до «Shams Alam» 4 часа 20 минут, «Wadi Lahmy Azur» дальше к югу ещё на 60-70 км. В пути была остановка в районе Эль-Кусейр, цены не очень гуманные (рекомендую купить сок и воду заранее). По дороге встретили пикап с верблюдами. Бедуины остановились – фото с верблюдами! Отблагодарили бедуинов парой долларов. Довольны все. В целом, дорога на юг вдоль красноморского побережья интересная, хоть и несколько утомительная.
            Через 2 недели отдыха в «Шамсе» ехать куда-то не очень хотелось. Была мысль позвонить гиду TEZа и остаться в этом отеле. Но любопытство победило – едем дальше, в «Азур». Трансфер 70 км между отелями заказан не был, но мы сторговались с одним из менеджеров на негуманные $40. (Отмечу, что индивидуальный трансфер между отелями, заказанный в турагентстве, нам обошёлся бы в те же «несваримые» $200.)
            Итак, загадочный «Азур», последний к югу из египетских «Азуров». На ресепшн нас угостили коктейлем и бодро по-аглицки рассказали про отель. Мы поняли лишь, что от отеля к порту «Хамата» ходит шаттл-бас по расписанию (цена поездки  3 евро с человека). К сожалению, этой услугой мы не воспользовались. Как затем оказалось, из-за ветра выплыть за домашний риф обычно невозможно. И окрестности порта «Хамата» в этом плане остались неизведаны… (По слухам, в районе «Хаматы» продают также вкусное пиво по 3 евро за баночку.)
            Наш номер – на первом этаже в здании за дайв-центром. Видно пустыню и кусочек моря. (А в «Шамсе» вид на море с балкона 2-го этажа был просто шикарным!) Спасибо и на этом, ведь мы здесь впервые, к тому же – русские. (Потом узнали: русо туристо в этом отеле бывают лишь несколько раз... в год.) В номере есть «чайный уголок». Все системы работали исправно, претензий нет. Лишь в душе вода уходила медленно, могла набираться лужа. Моя попытка прочистить слив куском проволоки не увенчалась успехом. (Просьба к администрации – прочистить трубопроводы слива, если это несложно, возможно, там песок.) В номере был сейф незнакомой конструкции. Однажды я не сумел его открыть. Сообщили уборщику, пришёл мастер, исправил наши огрехи, и вновь объяснил тонкости пользования сейфом. Оказывается, я не полностью усвоил первоначальный инструктаж (по-английски, конечно.)
            Что удивило. Парень-носильщик, доставивший наш багаж в номер, отказался от бакшиша. И даже от шоколадки(!) Действительно, «бакшиш» в отеле WLA, как оказалось, не принят. Контингент сугубо европейский: поляки, итальянцы, немцы. Общение с персоналом на английском. Мой плохой язык напрягал. Пару раз обращались к переводчику – русской женщине-дегустатору, проживающей в этом отеле. (Её имя, кажется, Альмира.) Она помогла снять деньги с банковской карты на ресепшн (это возможно только в фунтах). Процедура довольно длительная. В определённые часы с ресепшн звонят в банк, снимают деньги с карты в валюте, а приносят – в  фунтах. Так что курс превращения рублей в фунты вряд ли выгоден.
           Территория отеля чистая, ухоженная и немаленькая. В бассейнах почти никто не купается. Кстати, и в море купались лишь немногие иностранцы. (В феврале-2014 пирс только строили). С июля-2014 пирс уже работает, поэтому вход в море и в прибрежные лагуны теперь вполне комфортный.
           Система питания «SOFT» в отеле, на мой взгляд, уступает «All inclusive». В ресторане на обед приходится делать заказ блюд по английскому меню, названия которых для русо туристо неизвестны. Официанты приносят заказ через некоторое время. Но русский метод «проб и ошибок» работал неплохо, и за неделю мы перепробовали многие блюда. В целом, всё вкусно и разнообразно. (Отмечу, что «All inclusive» в «Шамсе», пожалуй, даже круче.) Проблем с пищеварением не было. Немного напрягало отсутствие бесплатного алкоголя. Приятно было бы сидеть вечерами у бара рядом с бассейном со стаканчиком... Но цены на «drink» в отеле негуманны категорически. Да здравствует трезвость. Какого-либо негатива по отношению к русо туристо замечено не было.
           Возле ресепшн есть один бильярдный стол и большие напольные шахматы. По вечерам играли с одним парнем-поляком. На территории стадиона есть боча. Одного бильярдного стола для гостей отеля недостаточно. (Кстати, в Шамсе по вечерам «рулит» бильярдный зал, там мы обычно играли с немецкой парой.)
           Один раз за неделю в WLA приезжали артисты, порадовали вечерним выступлением.

           Ну, а теперь о самом главном – о кораллах. Скажу сразу: подводные ландшафты за рифом (напротив отеля и южнее) порадовали, некоторые коралловые «текстуры» увидел впервые. Это была моя 8-я или 9-я поездка на Красное море. Единственный недостаток – ветер. Первые три дня он дул, казалось, круглосуточно. Выйти за риф против прибоя, да ещё в отлив, не рискуя ободраться о коралловый «наждак» прилегающего мелководья, нереально. Поэтому в первые дни мы сноркали в ближних лагунах прилегающего кораллового плато. Южнее отеля (до мангровой рощи и далее) «вырастала» огромная бухта площадью около 1 кв. км, где этих лагун видимо-невидимо (ну, просто завались.). Все они остались для нас неоткрытыми... Ближние к отелю лагуны для «продвинутого» снорка малоинтересны.
           Нам повезло, и на 3-й день ветер стал стихать. Мы впервые смогли выйти за риф через перешеек из лагуны напротив маленького пляжа. Конечно, мы подготовились, пригодились гидрокостюмы и большие ласты. Порадовала прозрачность воды и ландшафт коралловых образований. (Лучше заранее приобрести гель для стекла маски, а то один бородатый итальянец постоянно сноркал в маске с запотевшим стеклом, что он мог там видеть, неизвестно.) В этот день за рифом мы разведали пути на юг и на север. На севере от отеля встретили маленького Наполеона, который убегал и прятался под кораллами. На юге (в сторону мангровой рощи) возрастала глубина и красота  кораллов.(Отмечу, что дойти по суше до ближайшего северного отеля «Zabargad» у меня не получилось – утомительно и далеко).
           Но однажды я дошёл-таки до бухты «Lahami Bay» на юге (около 3 км от мангровой рощи по направлению трассы). В этот день моя спутница уехала на экскурсию, и после обеда я решил проверить достижимость этой бухты по суше, где, по слухам, расположен красивый длинный риф «Банан» (этот риф виден и на карте со спутника). Шёл от мангровой рощи по пустыне, огибая топкие заливы. Гидрик, маску и ласты нёс в пакете. Дорога по рыхлому песку утомительна, но интересная. Босые ноги приятно утопали в мелком, как пыль, песке. Примерно через час вышел на берег к большой бухте кайтсерферов. Ветер дул неслабый, и можно было наблюдать, как кайтеры разрезают воды бухты на доске под парашютом… Многометровые прыжки, бешеная скорость, брызги… (Палаточный лагерь кайтеров поблизости.) Но моя цель – бухта с «банановым» рифом. Нужно спешить, солнце уже клонилось к закату… Иду по песчаному берегу, бегают крабы, моя бухта – следующая. Началась территория иностранного отеля «Lahami Bay». Спрятав сандалии и шорты под кочку с жиденькой травкой, одеваю гидрик. Иду к бухте, распугивая стаи крабов. Маску и ласты одеваю уже на берегу, в прямой видимости пляжа отеля.  (Только б не прогнали!) Внаглую захожу в воду, плюхаюсь, уже плыву… ура. И тут – свисток! Душа в пятки, неужели прогонят «чужака»?!.. Поднимаю голову, вижу: местный бич-бой (или инструктор) делает мне какие-то знаки на пляже, что-то быстро говорит по-аглицки… Что нужно?.. Ага, оказывается, он хочет указать дорогу среди кораллов к рифу… Уфф! Отлегло… Теперь плыву к рифу. Надо сказать, что снорк в одиночку в незнакомом месте всегда страшновато. Особенно, когда плывёшь на глубине… Но я пересиливаю страх, плыву вдоль небольшой коралловой стенки. Неожиданно много разных рыб, укрывающихся от шторма. Риф «Банан» должен быть левее... Мысленно читаю какую-то мантру, набираюсь отчаянной смелости, и... отворачиваю от «детского» рифа в глубь бухты, на тёмную глубину, которая уже не везде освещается низким солнцем... ОДИН в огромной неизвестной бухте! Плыву, «поджав живот», одолевая липкий первобытный страх. Промахнуться мимо рифа невозможно. Но спасительного рифа всё нет и нет. Куда ж он делся? И вот, наконец, впереди – тёмные очертания величественных кораллов... Уфф... Страшно как. Вблизи рифа чувствую себя в относительной безопасности. Теперь даже чокнутые акулы не атакуют, они боятся острых коралловых граней. На северной оконечности рифа вижу спрятавшихся больших рыбин. Они то ли спали, то ли устали, но подпускали к себе почти на расстояние руки. Плыву вдоль рифа на юг, под его защитой от волн, но на теневой стороне краски кораллов уже не столь живописны… Здесь нужно заныривать днём или с утра. Как потом узнал, самые красивые кораллы были с наветренной стороны Рифа, но туда нельзя было выплыть из-за ветра и волн. Позади на берегу остался отель «Lahami Bay», а справа – ещё один иностранный отель без видимых признаков жизни (это самые южные отели Египта на Красном море). Уходящая вдаль стена кораллового плато рифа гипнотизирует, «раскачивает» воображение.. Возникает ощущение странной «вседозволенности».  Кажется, я слышу таинственные звуки, чьи-то неясные голоса...(!) А вдруг начнутся галлюцинации? Всё, пора домой. Возвращался тем же путём. Нашёл свою одежду под кочкой. Вышел к дороге (вдруг кто-то подвезёт пару км), но легковушки, минибасы и грузовики проносились без остановки. Шёл по пустыне, огибая мангры, уже на закате – уставший, но довольный собой. «Первооткрыватель»!
         К нашему счастью, ветер, не выпускавший нас за риф в первые дни, постепенно стихал. И где-то на 4-й день после завтрака мы собрались в далёкий снорк на юг, в сторону бухты «Lahami Bay» – морским путём(!) Надо сказать, что я не очень-то верил в одолимость «морского пути». Но моя спутница плавала прекрасно (много лучше меня), и была настроена решительно. Главная опасность состояла в том, что по пути к мангровой роще (и за ней) необходимо обогнуть огромное коралловое мелководье, отрезающее выход на берег. Плыть же обратно с полпути (против течения) вряд ли целесообразно…
         Плывём.
         Надо сказать, что февральская вода для меня была прохладной. Поэтому единственная возможность не замёрзнуть (даже в гидрике) – двигаться вперёд. Несколько опережая свою подругу, делаю короткие вылазки влево-вправо. Слева встречаются коралловые островки. А вот справа… Однажды заметил, что справа за стеной коралла какая-то подозрительная пустота. Мы проплыли «на пузе» неширокий коралловый перешеек, и нашему взору открылась… широченная глубокая яма! На дне этой странной лагуны угадывались хаотично наваленные друг на друга многометровые коралловые столбы. Сколько тысяч лет росли эти кораллы, чтобы потом упасть… Первобытный, циклопический ландшафт.
        Как оказалось, подобных лагун на нашем пути вдоль рифа было множество (это видно и на съёмке со спутника). Но все эти лагуны мы оставляли без внимания… (Только – вперёд.)
        Очень долго обплывали мангровую рощу. Казалось, она застыла на берегу (в этом месте коралловая стена поворачивает почти под прямым углом в сторону моря). На всякий случай, я решил разведать возможный отход к берегу. Но начался отлив, и коралловые заросли разноцветным колючим ковром на сотни метров преграждали путь. Теперь мы можем плыть... только вперёд, в неизвестность. Обратного хода нет.
        Плывём!
Встречаются единичные черепахи. Наверное, они непуганые. Медленно приближаясь, казалось, они рассматривали нас, а потом удирали со всех черепашьих ласт. (Такого поведения тортилл ещё не наблюдал.) Плывём дальше. Коралловая стена справа становится всё более изрезанной, «лабиринтной». Желая сократить путь, пару раз оказывались в тупике, иногда приходилось возвращаться обратно к точке входа в «тупиковые» лагуны… Пейзаж становился всё более непредсказуемым. (Наверное, он был даже великолепен, но я прилично устал, и уже не было сил любоваться на коралловое мельтешение, проплывающее внизу.) Однако постепенно барьерный риф выровнялся, а мангровая роща, наконец, отступила назад. Мы выплыли к точке резкого разворота коралловой стены к берегу под прямым углом. Решаем: либо плыть к спасительному берегу (а это была бухта кайтеров), либо… продолжить путь – по прямой, к недалёкому уже мысу на границе «Lahami Bay». Но мы устали по-взрослому, плывём на берег. Как оказалось, этот путь был даже длиннее, чем к заветному мысу. Преодолев странный каньон из мёртвых кораллов, попадаем на мелководье – у берега. Еле выбрались на сушу, пошатываясь. (Местные спасатели уже хотели нас спасать.) Дальнейший наш путь – по уже проторенному мной маршруту, по песочку вдоль берега бухты кайтеров – за мыс территории отеля «Lahami Bay». Идём медленно. Крабы, крабы... Выходим на край пляжа «Lahami Bay», одеваем ласты-маски, и… вновь – свисток спасателя! Нам снова объясняют знаками, куда следует плыть… Спасибо! Плывём…
         На этот  раз мы «обсноркали» примерно половину «бухтовой» стороны рифа «Банан». Ближе к середине рифа, как правило, неглубоко, песчаное дно с весёлыми солнечными бликами, на которое иногда можно встать и отдышаться. Интересный и комфортный снорк. Живность, в основном, мелкая. Местных черепах, рифовых акул и мурен мы не встретили. Далее риф «обрастал» мелкими коралловыми островками, «обсноркать» которые у нас уже не получалось (их слишком много.)
         Поплавав-поохав, решили возвращаться. Как-никак, в воде часа 4, не меньше. Обратный путь был утомительным. Желая сократить, мы пошли босиком к трассе. (Без обуви, ведь мы одолевали «морской путь» в ластах.) Прибрежная часть пустыни местами камениста. «Прорвались» через палаточный лагерь кайтеров, но нас останавливает сторож. Парень не очень поверил, что мы доплыли сюда «морским путём» из соседнего отеля. Сказал, что «здесь ходить нельзя». Вежливо расставшись, идём к дороге. Увы, никто из «водил» не останавливает. Бредём по обочине, мысленно простившись с обедом. Жарко. Моя подруга, не выдержав, сняла гидрик, оставшись в купальнике. Тут же со стороны трассы раздались сигналы. В арабской стране такое не проходит, даже для бледнолицых. Сворачиваем в пустыню, обходя топкие заливы мангров… Мы уже почти дошли до отеля, когда встретили идущих навстречу наших итальянцев. «What is the time o”clock?» Они отвечали, что до конца обеда ещё (целых!) 15 минут. С некоторыми приключениями, но мы успели. Пораненная нога моей подруги на подходе к отелю – единственная дань удачному завершению открытий.
          Дома смотрел на карте морской путь от «WLA» до «Lahami Bay». Плыли мы не меньше 3 км. Это рекордный заныр, особенно для меня, не слишком водоплавающего. Думаю, что за всю историю по этому маршруту плавали немногие. Но мы – русские, нам нужен риск и трудности. Теперь, через год (в марте-2015) есть мечта повторить рекорд, к тому же, необходимо разведать окрестности «Хаматы»… Есть смысл поискать выход за риф и от мангровой рощи (это сократило бы морской путь, как минимум, на треть). Однако вокруг самих мангров слишком длинное мелководье с топким вязким неприятным илом...
          В сравнении с домашним рифом «WLA», кораллы у отеля «Shams Alam» всё-таки проигрывают. Хотя и в «Шамсе» есть красивые места и большие лагуны (ближе к соседнему отелю «Gorgonia Beach»). Но длина рифовой стены между отелями не более 1 км, а видимость в лагунах «Горгонии», как правило, невелика (из-за песчаной мути). Впрочем, в районе «Шамса» осталось немало красивых необснорканных сайтов... Кроме того, там есть возможность договориться с дайверами, выходящими в море на местном катере от пристани отеля. Наконец, атмосфера небольшого уютного «Шамса» как нельзя лучше соответствуют «домашнему отелю». (Кстати, и в «WLA» есть неплохой дайв-клуб «Orca». К сожалению, мы не поехали с этими интересными ребятами на экскурсию к дельфинам…)
          Кроме того, мы два раза побывали в бухте «Sharm el-Luli» (ещё когда были в «Шамсе»). Бухта огромная, красивая (и, говорят, не одна.). Конечно, и в «Лули» есть где посноркать, на что посмотреть… Однако даже «Лули» уступает кораллам рифовых стен «WLA». Ездили также и на индивидуальную экскурсию в «Луксор», это было довольно интересно (хоть и утомительно).
          Отъезд прошёл благополучно. Ехали до аэропорта Хургады около 6 часов на минибасе, можно было подремать.
          В заключении хочу сказать, что с рифами «Wadi Lahmy Azur» и «Lahami Bay» у меня связаны одни из самых сильных красноморских переживаний. Туда тянет вновь и вновь. Единственная преграда – доллар вырос вдвое. Но всё поправимо, мечтаю вновь оказаться вновь в этих столь интересных рыбных местах.
 
             И всякий раз мечтаю вновь переоткрыть
             Лагуны и кораллы, будто в детстве.
             Где можно в невесомости легко парить.
             Где плыли ты и я. Однажды. Вместе.

                13.01.2015