Разговор на кладбище

Елена Брюлина
Середина апреля. Скоро Пасха. Воздух наполнен ароматами освобождающейся от снега земли, набухающих почек, цветущей вербы. Вся природа дышит ожиданием тепла и света. Нашей дочке Любушке недавно исполнилось четыре года, а моей маме на днях - шестьдесят! Юбилей!

Поехали на кладбище. Дочка с нами. Я объясняла ей, что это ее бабушка Наташа, а мне она мама. Мала она, конечно, чтобы все понять, но детское сердечко так близко к Богу, Который помогает понять все.
- А куда мы приехали?
- Это кладбище. Тут люди похоронены, которые умерли.
- А почему умерли?
- Все по разному. Кто-то болел, кто-то от старости. Тут они лежат, а души их Боженька на небо забрал.
- А почему забрал Боженька?
- Потому что душа человека принадлежит Богу. Он дает человеку жизнь, когда ребенок рождается. А когда умирает - Господь снова забирает душу его к себе. Вот и мама моя умерла, но душа ее с Богом, смотрит на нас сверху.
- Зачем смотрит?
- Радуется, что мы есть, что мы живем, что у нас родилась ты - наша Любовь.
- А мама твоя где?
- Ну... умерла давно.
- А почему умерла?
- Болела.
- А что у нее болело?
- Сердце, доченька.
- А давно?
- Давно! Мне всего шесть лет было.
- А почему шесть лет?
- ... вот так, всего шесть.
- А ты ее любила?
- Да. Очень.
- А слушалась?
- Не всегда.
- А... плохие слова говорила своей маме?
- К сожалению, говорила.
- А она тебя наказывала?
- Иногда.
- А как? Книжку не читала?
- Бывало, и не читала.
- Тебе тогда грустно было?
- Конечно.
- Как сейчас?
- Нет, доченька, не как сейчас.
- А как?
- Грустно, но не очень.
- Значит, сейчас тебе очень грустно?
- Да.
- Потому что мама умерла?
- Да. А ты запомнила, как твою бабушку звали?
- Наташа. Мама твоя! - сказала дочка и обняла меня маленькими ручонками с цветами в замерзших пальчиках.

Впервые мне не было очень грустно на могиле у мамы. Мы положили цветочки, посыпали пшена и семечек, чтобы прилетали синички, дрозды и скворушки. Они будут щебетать и петь для мамы и бабушки свои красивые песенки, и поминать ее зернышками.

А по всему кладбищу, словно  крохотные отблески неба, сверкали ярко-синее подснежники.