Поклон Молдове

Юрий Сарычев
.....этим  был у меня серьёзный, напряжённый разговор с моим научным руководителем и старшим товарищем, сыктывкарским профессором культурологии известным и в России, Владимиром Сулимовым, по поводу моей статьи "Украина. Рождение нового человека?" - http://proza.ru/2014/07/06/701.

В статье у меня (также как и здесь, в новелле Валериу Ренице "Три чабана") возник вопрос "о детях насилья", о том кто они, каковы они...такая моя постановка вопроса побудила профессора "поковыряться (как мы тут в Ухте говорим) в моей печени"...позиция моего научного дуайена была такова, что нет смысла искать "нового" в горниле смертей...я же в такой (профессора) постановке пока не убеждён...

"Три чабана" Валериу Ренице - http://proza.ru/2015/01/02/1214 прочитал я несколько раз - с утра 12.01.2015 и по 2-30/3-30 13.01.2015. Здесь есть магия слова автора, сплавившего в бытовом сюжетном происшествии некоей дорожной истории глубокий культурный фундамент миоритического Космоса с напряжённым современным вопросом Молдовы о том, кто мы, откуда и куда идём...это высокая, звеняще-личная постановка вопроса автора "Трёх чабанов", побуждающая вспомнить Льва Толстого, побуждающая спросить и себя, свой народ, русских, о том же...

...сейчас у нас в Ухте гостит мой родственник - тринадцатилетний парнишка, чей отец (был) молдаванин, а мама русская...он хороший, вдумчивый парень из села Шофринканы, что под Единцем...и вот, под влиянием "Трёх чабанов", я его вчера спрашиваю: так, как же, Алексей, "кто...молдаване или румыны?" А он мне с короткой паузы и просто отвечает: мы молдаване - у нас своя вера, своя архитектура, свой стиль (жизни)...

И вот сижу я в Ухте сейчас - в 3-40 утра 13.01.2015 и понимаю, что, похоже, видел я в разговоре с этим мальчиком отблеск чуда медленно восстающего народа Молдовы. Ведь, как он, родившийся в северном городе Усинске, что в Республике Коми 13 лет назад и до 11 лет не видевший ничего молдавского..? Как он - русский по всем культурным исходным..? Каким Духом он внутри себя, в своём сердце стал молдаванином..?
.........
...Я думаю этим ранним утром о том, что, может быть, эти мальчики напомнят миру о Великой Молдове..? Может быть и мы, русские, исполнимся от них памятью грозной для Рима Дакии, из которой ушли искать своей доли наши пращуры-праславяне после Траяновых войн..?[1,стр. 41, 45] Пусть прозвучит такое предположение сегодня смело, но лет через 15-17 древняя слава и древние нити наших кровных связей вразумят и установят нас.

Литература:

1. Акунин Борис. Часть Европы История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия / Борис Акунин. - Москва: АСТ, 2014. - 396 с.: ил - (История Российского государства). ISBN 978-5-17-080480-1/