Два тбилисца - Г. Товстоногов и Шурка Безрукий

Магда Кешишева
   В Тбилиси, в разных районах города были так называемые "биржи" - места сбора ребят данного района. Таких бирж в городе было много, и жили они по своим правилам : как похулиганить, как подраться, как девочку защитить или за друга постоять. Иногда велись драки - район на район.
   И в каждой команде был свой кумир. Главное - в драках ничего, кроме рук, не использовалось.

   Далее речь пойдёт об одном из благородных хулиганов 20 века, колоритнейшем Шурке Безруком, представителе сванского княжеского рода - Александре Дадешкелиани, который верховодил одной из бирж. Биржа эта находилась около кинотеатра "Дарбази"( ныне - Детский развлекательный центр на пр. Плеханова) и называлась - "дарбазская".

   Шурка родился без рук, но природа компенсировала это увечье: он умел делать пальцами ног, которые были длиннее и ловчее, чем у многих на руках, всё! Это были настоящие аристократические пальцы. Ими он ел, пил, рисовал, виртуозно дрался, играл в карты, воровал. Шурка пользовался непререкаемым авторитетом у всех "лихих" своего района.

   Однажды члены команды Шурки с определёнными целями взяли в плотное кольцо появившегося на Плехановском проспекте парня с "верийской" биржи. Тот оказался не в своём районе, но с девочкой с ул.Калинина, которая была "вотчиной" Дарбазской биржи. Но парень влюбился в девочку и решил, что будет постоянно провожать её до дома.

   По законам  биржи - парню, идущему с девушкой, ничего не сказали, но когда он, проводил ей и возвращался, его остановили.
   Во - первых, он представлял враждебный клан, а во-вторых, за девушкой пытался ухаживать Гога с Татьянинской улицы, т.е. свой.
   Пришельца с Вере уже начали бить и разгорячились, когда появился Шурка в традиционно накинутом на плечи пиджаке. Неуловимым движением он скинул тапок и дал пощёчину одному из "подчинённых", который поднял камень, и все остальные остановились.

   Узнав причину драки, Шурка велел, чтобы дрались по-честному, один на один. Когда незванный гость побил по очереди пару "дарбазских", Безрукий пригласил его в духан. Там они выпили, закусили и больше "верийца" на Плехановском проспекте и
прилежащих к нему улицах никто не трогал.

   Прошло очень много лет. Александр Дадешкелиани стал заслуженным артистом Грузии, звездой советского цирка. На арене он также виртуозно рисовал любого желающего из публики, метко стрелял, открывал шампанское и разливал его  по бокалам, зажигал спичку и прикуривал сигарету.

  "Вериец" с девушкой с улицы Калинина в конце концов поженились. А что же
отвергнутый девушкой Гога? Он уехал в Ленинград и позже прославился на весь миp.
   В 1968 году Гога узнал, что девушка, за которой он когда-то ухаживал, лежит в Военно- медицинской академии с неизлечимой болезнью. В разгар холодного Ленинградского февраля он привёз ей охапку роз и оставил для приехавших мужа и сына-первокурсника контрамарки на знаменитый, запрещённый после нескольких представлений спектакль Большого драматического театра "Луна для пасынков судьбы".
   В антракте спектакля муж больной женщины рассказал сыну, как он познакомился с Шуркой Безруким.
  А Татьянинскую улицу в Тбилиси, где жил отвергнутый Гога, впоследствии назвали его именем - улицей Товстоногова.

  В 1983 году в столице Грузии зал театра им. Руставели ломился от желающих увидеть капустник, которым БДТ Ленинграда отмечал 70-тилетие своего великого худрука Георгия Товстоногова в городе его юности.

  Товстоногов учился во ВГИТИСе и вернулся в Тбилиси, где 8 лет руководил русским драматическим театром им. Грибоедова и вёл курс в Театральном институте.
   О том, почему он снова уехал из Тбилиси существует интересная байка. Внимание
любимца и любителя женщин привлекла невеста одного из учеников, и тот пришёл
"поговорить". Поговорили по все правилам. О потасовке узнал Акакий Хорава, руководящий институтом, и Гога, написав заявление "по собственному желанию", отправился в Москву, а затем - в Ленинград. Так что, если бы не этот случай, то вместо БДТ Товстоногов прославил бы Тбилисский  Грибоедовский.

   P.S. Материал взят из интереснейшей книги Владимира Головина  "Головинский проспект".