Труд для сизифов

Рокс Юксби
Пролетары в 21в. – это настоящий абсурд. Такой же абсурд, к которому был осужден мифический Сизиф, приговоренный бесконечно поднимать один и тот же камень к вершине горы.

“Сегодняшний рабочий, - как отмечает в своем эссе экзистенциалист Альбер Камю, - живет так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична… Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела; о нем он думает вовремя спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение.”

Безусловно, презрение дает некую степень превосходства страдающему человеку над судьбой, но только в том случае, если это действительно судьба.
 
Камю погиб в 1960г. Технический прогресс в то время был уже на лицо, но не так, как это было уже в 21-ом веке. Хотя еще в 1974г. инженер Жак Фреско, говоря о сверхавтоматизированной системе в передаче Ларри Кинга заявляет: “Все возможно построить на основе того, что у нас есть сейчас. Чтобы изменить поверхность земли потребуется десять лет, чтобы мир превратился в райский сад..”. Чего уж говорить о 21-ом веке.

Если пролетары во времена Камю казались похожими на Сизифа, то сегодня они не похожи, они и есть сизифиы. Им предоставлен труд для сизифов. Труд, который можно полностью выполнять техническими средствами. Это происходит в шахтах, где гибнут шахтеры. На стройках. На заводах. Если труд Сизифа был лишен смысла, потому что не было никакой цели в том, чтобы поднимать камень к вершине горы, то труд пролетаров лишен смысла, потому что не имеет цели тратить силы на работу, которую можно выполнить уже существующими техническими средствами. Как не имеет смысла ездить на лошадях на автомобильном шоссе. 

Сизиф был приговорен и нес свое наказание. Но приговорены ли эти люди – рабочие, прогибающиеся изо дня в день на производстве. Если только не как герои романов Франца Кафки. На самом деле они приговорены. Лишние люди приговорены к выполнению лишней работе. А пролетары в 21в. – это лишние люди. Им предоставляется труд для сизифов, чтобы они не превращались в прометеев. И пока существуют сизифы, легче осуществлять контроль над людьми и системой. Легче управлять рабочими, чем инженерами. Необразованный, неразвитый человек – настоящий гарант сегодняшнего строя. 

Сегодня судьба пролетаров – это уже не судьба, не удел, на который просто нужно смотреть с презрением, как Сизиф. Это глупость и необразованность. Это данность, с которой надо что-то делать.

Так или иначе, существование рабочих людей в 21-ом веке – это вопрос времени. Возможно, время еще не настало. Возможно уже настало. Важно одно, все это должно явится переходным этапом к социал-персонализму, который должен настать вместо коммунизма.