Дорога

Екатерина Сергеевна Шмид
1955 год. Оккупация Австрии прекратилась, и нам надо было уезжать.
 
Куда? Мне всё хотелось в Москву, но мама с отчимом решили — в Харьков. Там у него жил родной дядя с семьёй. Надо  сказать, что в то время я ещё не знала, что это не мой отец. То, что она меня с ним знакомила в раннем возрасте, как-то затянуло забытьём.

  Из Вены до Харькова мы ехали трое суток. Октябрь. Мы  в поезде. У нас была чёрная овчарка, которая к нам никого не подпускала, поэтому нам пришлось купить целое купе.  Путешествие длилось трое суток. Вёз нас паровоз, который топился углём. Окна открывались. Конечно я высовывалась из окна: мне всё было интересно. На одной из станций к моему окну подскочила девочка, моя ровесница. Она кричала: «Барыня, красавица!..» она просила. Я быстро спряталась. Я была поражена таким человеческим унижением. Прошло 60 лет, а я до сих пор это помню. На мне была шерстяная розовая кофточка, вязанная мамой. За время путешествия её розовость поблёкла, особенно до локтей. Пыль, копоть... до локтей она стала тёмно-серой.
 
На остановках продавали всякую всячину. Запомнила Нежин. Старушки в чистых тряпочках продавали варёных кур. Солёные нежинские огурцы славятся, но мне они тогда не понравились, потому что там, что осталось позади, были другие. Я очень люблю мясо  до сих пор. Мама мне купила цыплёнка и сказала: «Ешь, сколько хочешь!» Съела много, но всего не одолела.

Ехали через Киев. Тут была пересадка. Я была с собакой, мама пошла к дежурному по вокзалу узнавать о поезде на Харьков. Вы представляете себе 55 год?  Нет? Я тоже подзабыла, но уверяю вас, что так никто не одевался, как были одеты мы. На многих были ватники. Я этого тогда не замечала и не понимала. Витала где-то. Ведь мы с мамой обсуждали какие костюмы для верховой езды мы себе пошьём в Харькове... Или она меня обманывала, или сама была такой наивной?.. В свои 33 года можно было знать, что ничего ТАКОГО нам не светит.

Возвращаюсь к киевскому перрону. Мама подошла к старшему дежурному. Тот спрашивает:
   - Вы с вещами?
   - А где они?
   - А там оставила...
   - С кем?
   - Да не знаю...
   - Что Вы, разве можно! Вас могут обокрасть!
Хорошо то, что хорошо кончается. Вещи стерёг носильщик.